Калевала. 1 ч

Калевала.
В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни (руны), которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Лённрот.

Руна 1
Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных просторах. Но скоро ей стало скучно в небесах, и она спустилась вниз, к морю. Волны подхватили Ильматар, и от вод моря дочь воздуха забеременела.

Ильматар носила плод 700 лет, но роды все не наступали. Взмолилась она верховному божеству неба, громовержцу Укко, чтобы он помог ей избавиться от бремени. Через некоторое время пролетала мимо утка, искала место для гнезда. На помощь утке пришла Ильматар: подставила ей своё большое колено. Утка свила гнездо на колене дочери воздуха и снесла семь яиц: шесть золотых, седьмое — железное. Ильматар, шевельнув коленом, уронила яйца в море. Яйца разбились, но не пропали, а подверглись превращению:

Вышла мать — земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пёстрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из тёмной части,
Тучи в воздухе явились.
И вперёд уходит время,
Год бежит вперёд за годом,
При сиянье юном солнца,
В блеске месяца младого.
Ильматар, мать вод, творенья дева плавала по морю ещё девять лет. На десятое лето она начала изменять землю: движением руки воздвигала мысы; где касалась ногою дна, там простирались глубины, где ложилась боком — там появлялся ровный берег, где склоняла голову — образовывались бухты. И земля приняла свой сегодняшний облик.

Но плод Ильматар — вещий песнопевец Вяйнямёйнен — все не рождался. Тридцать лет он блуждал во чреве свой матери. Наконец он взмолился солнцу, месяцу и звёздам, чтобы они дали ему выход из утробы. Но солнце, месяц и звезды не помогли ему. Тогда Вяйнямёйнен сам стал пробиваться к свету:

Тронул крепости ворота,
Сдвинул пальцем безымянным,
Костяной замок открыл он
Малым пальцем левой ножки;
На руках ползёт с порога,
На коленях через сени.
В море синее упал он,
Ухватил руками волны.
Вяйнё родился уже взрослым человеком и ещё восемь лет провёл в море, пока, наконец, не выбрался на сушу.

Руна 2
Вяйнямёйнен много лет прожил на голой, безлесой земле. Затем он решил обустроить край. Позвал Вяйнямёйнен Сампсу Пеллервойнена — мальчика-сеятеля. Сампса засеял землю травой, кустами и деревьями. Оделась земля цветами и зеленью, но только один дуб не мог взойти.

Тут на берег из моря вышли четыре девы. Они накосили травы и собрали ее в большой стог. Затем из моря поднялось чудовище—богатырь Турсас (Ику-Турсо) и поджёг сено. Вяйнямёйнен положил жёлудь в образовавшуюся золу и из жёлудя вырос огромный дуб, заслоняющий кроной небо и солнце.
Вяйнё подумал, кто бы мог срубить это гигантское дерево, но такого богатыря не находилось. Взмолился песнопевец матери, чтобы она послала ему кого-нибудь свалить дуб. И вот из воды вышел карлик, вырос в великана, и с третьего замаха срубил чудесный дуб. Кто поднял его ветку — нашёл навеки счастье, кто верхушку — стал чародеем, кто срезал его листья — стал весел и радостен. Одна из щепок чудесного дуба заплыла в Похъёлу. Девица Похъёлы взяла ее себе, чтобы колдун сделал из неё заколдованные стрелы.
Земля цвела, в лесу порхали птицы, но только ячмень не всходил, не зрел хлеб. Вяйнямёйнен подошёл к синему морю и на краю воды нашёл шесть зёрен. Он поднял зерна и посеял их возле реки Калевалы. Синица сказала песнопевцу, что зерна не взойдут, так как земля под пашню не расчищена. Вяйнямёйнен расчистил землю, вырубил лес, но оставил в середине поля берёзу, чтобы птицы могли на ней отдохнуть. Орёл похвалил Вяйнямёйнена за заботу и в награду доставил огонь на расчищенный участок. Вяйнё засеял поле, вознося молитву земле, Укко (как повелителю дождя), чтобы они позаботились о колосьях, об урожае. На поле появились всходы, и поспел ячмень.....



.............


Руна 20
В Похъёле готовят свадебный пир(Пир, каза(kaza) , свадьба:соединение, свидание во единое) . Для того, чтобы приготовить угощенье, нужно зажарить огромного(огро-рого-горо) быка.(здесь показан процесс извлечения знания из глубины народных обычаев. Гора-есть сознание, мудрость народа) Пригнали быка: рога 100 сажен, белка с головы до хвоста целый месяц скачет, и не было такого богатыря, который мог бы его зарезать. Но вот поднялся из вод морских богатырь(бога утверждающий) с железным кулаком и одним ударом убил громадного быка.(извлёк знание)

Старуха Лоухи не знала, как сварить к свадьбе пиво(пиво есть второй слой - ремез . То есть это говорит нам, что в тексте хранится мудрость, подсказки.) Старик(стар рик(рики-риши-мудрецы) на печи(*Душа его, как огненная печь) рассказал Лоухи о рождении хмеля(Хмель-намек на мудрость, подсказки) , ячменя, о первом сотворении пива Осмотар, дочерью Калевы. Узнав о том, как варится(варить, взбивать, пахать) пиво хозяйка Сариолы начала его приготовление(Приготовление кушания-шуканье-поиск) . Леса поредели: нарубили дров для варки(пахтания) , родники(род Од ники(имя) высохли: набрали воды для пива(подсказок, намёков на мудрость) , дым(дум-муд) пол-Похъёлы наполнил.

Лоухи послала гонцов звать всех на пышную свадьбу(пир, каза:слияние, соединение образов) , всех, кроме Лемминкяйнена. Если Лемминкяйнен придёт, то затеет на пиру драку, стариков(ста та (отец) рик(мудрец) ) и девушек(ведушек) на смех поднимет(весело)

Один Лемминкяйнен не приглашён.

   Лем мин кяй яйнен-ян.

Вот так, и забыли самое значимое... Лемминкяйнен...

Бог - Один.
Лем-мел:язык, ярмарка, встречи,
Мин-короткая память.
Кяй:Ка-Душа,Кей- Ключ,
Яйнен-ян духовности, не приглашен:пир(каза-соединение) риг (Огонь)глашен.


Руна 22
Невесту готовят к отъезду. Пели ей песни о ее девической жизни и о несладкой жизни жены в чужом доме. Невеста начала горько плакать, но ее утешили.(слезы-росы-божественное чистое знание-небесная роса)


Ильмаринену(Ильмень) сказала:

"Что сидишь, высь...око...род...Од ...Одный,
Что не спишь"*краса отчизны.?
Иль(аль, Иль - союз, цельность, высота, возвышенный) сидишь Отцу утехой.
Иль для матери отрада(от рада-дара)
Иль для блеска здесь в покоях,(копиях-копьях)
Для красы гость... Тей(фей) на свадьбе(пир-каза-соединение)?



.........


А сидишь утехой деве(веды-мудрости)
И отрадой для девицы
Ради девушки любимой
Ради той прекраснокудрой(кудри, завитки:обретеное знание)!


...... Не снаряжение под... Друга(груда, дурга):
Половина кос(сок-кос) плет... тёных.
По...лов...вина(вина-нави) не.. лете(лета-жизни)... ных.


Рецензии