Выбор-2

Фрагмент рассказа. Рассказ – номинант национального литературного конкурса
Российского союза писателей «Георгиевская лента»

Моему дяде Михаилу Алексеевичу Красноперову (03.11.23-01.02.13 )посвящается...      

          ...В Сарапульском районном военкомате от добровольцев не было отбоя. Усталый военком подержал в руках лётные книжки начинающих асов и вынес приговор:
          – Орлы! Таких бы соколов в небо. Но по разнарядке спущенной сверху, мне нужны танкисты – истребители бронированной мощи агрессора. Если согласны, сутки на сборы и на вокзал. Танки получите в Челябинске, на ЧТЗ прямо из цеха. Обучение пройдёте по ходу дела. Навыки к военной службе уже есть, а нюансы – дело техники. Терпение и труд, всё перетрут. Соглашайтесь ребята, поезжайте родину защищать.

          В прифронтовой зоне сразу всё пошло не так, как учили в глубоком тылу. Суровая обыденность обескураживала. Кругом царили бардак и распри с неразберихой. Всегда чего-то не хватало. В один раз после долгих споров между начальниками наконец-то пришла полуторка. Когда открыли кузов, вместо сотни положенных снарядов на каждый танк, увидели одинокий дощатый сундук посередине. Хамоватый старшина из интендантов сбросил его пинками к ногам, отдельно выдал коробку с взрывателями. Всё. Воюйте, как хотите. Наша доля – четыре снаряда. Весь боезапас в заводском пушечном сале. Значит, требовалось помыть. В жестяную банку из-под яблочного повидла налили дизельное топливо. Ветошью оттёрли насухо латунь. На душе полегчало: всё-таки уже не с голыми руками придётся идти на фрица. Ребята были довольны. Улыбались.
          Однако к вечеру пришёл ещё грузовик. Здесь полный порядок. Боекомплект под сотню снарядов, каждый весом пятнадцать килограмм. Шикарная подмога. Теперь смертоносный груз надо загрузить вовнутрь боевой машины – тяжёлая работа, до седьмого пота. В свою очередь стрелок набивал патронами диски своего ручного пулемёта на  две тысячи патронов калибра 7,62 мм.
          Ночью привезли топливо. Никаких заправщиков поблизости не было. Бочки по двести литров каждая, с помощью жердей скатили на землю. Дальше предстояло корячиться горбом. Следовало докантовать ёмкости к месту стоянки в место укрытия. Ужас. Как эту «заразу» дотащить на себе?  Из бочек-то надо было на отдалении от механизмов перелить солярку в ведро и потом заправлять с помощью воронки в танковую горловину бака. При этом требовалось спуститься-подняться с кормы, то есть стать не просто мокрым от соляры, а спустя некоторое время, пропитаться ядовитой жидкостью с ног до головы. Мало того, что это просто тяжело, ещё предстояло измазаться в вонючем газойле. Кстати, предстояло залить два ведра масла и тоже из бочек, ночью. Естественно при светомаскировке освещать место дислокации не допускалось.
          Конец одежде. Все осознавали, что поменять комбинезон практически невозможно. В далёком тылу выдали единственный штатный комплект, в нём и придётся нести службу. Один раз заправим танк, второй раз плеснём в баки горючки, на третий раз вся ткань будет промаслена до последней ниточки. Танкисты были словно черти: грязные, чумазые, в углеводородном топливе – газойле.
          Подсчитано не на бумаге, а на практике. Танк находился три-четыре часа на месте обслуживания. А еще надо доехать с "передка" до техбазы и вернуться обратно, на место дислокации, указанной меткой на карте-двухкилометровке. То есть фактическая подготовка бронированного «товарища» к бою – это верная потеря шести-семи-восьми часов драгоценного времени. Когда как повезёт...

          25 июня 2019 года


Рецензии