Не дави на совесть!

«Не дави на совесть!»
- Антон смотрел на отца, как на чужого дядю.

- Костя?! - выдохнула Анна, прильнув к дверному глазку и не веря себе. - Гос-споди, - она лихорадочно завозилась с замком.

- Свои, свои. Открывай, Анюта, - раздался знакомый голос с той стороны, и все сомнения отпали, потому что так её называл один-единственный человек - Костик Савельев, бывший одноклассник и первая любовь.

Но это было только началом сюрпризов, выпавших на тот вечер.

- Антоха, заходи, нас тут не обидят, не бойся, - Костя легонько подтолкнул к порогу светленького мальчика лет четырёх-пяти.

- Ой, да что это я столбом-то стою, - спохватилась Анна. - Вот сюда, сюда, - она показала на комнату. - Чаю, я сейчас, - Анна метнулась на кухню, не столько ради угощения, а чтобы перевести дух.

Через несколько минут она расставила на столе чашки, принесла вазочки с вареньем, конфетами и печеньем, дружелюбно улыбнулась мальчику:

- Ты любишь вишнёвое? Не стесняйся, бери!

- Делай, что тебе сказала... тётя Аня, - Константин потрепал его по голове. - Сын, - повернулся он к Анне. - Дичок совсем. В деревне у моих три года рос. Теперь слова не добьёшься.

- В деревне? А...

- Ты же не знаешь! - он отхлебнул из чашки и развернул конфету. - Маме пришла идея купить домик в деревне. Огород, куры-гуси... Отец не хотел, но она его дожала. И я ей помог. Жениться как раз собрался. Квартирёшка какая-никакая нужна.

Анна кивнула, пытаясь догадаться, что привело к ней Костю, которого она девять лет назад проводила на морскую службу и с тех пор ничего о нём даже не слышала.

- Эх, не о том я... - Константин страдальчески поморщился. - Ты, наверное, зло на меня затаила? Не стоит, Анюта... Дурак молодой был. Жизнь завертела-закрутила. С Тоней, матерью его, - он покосился на Антона, - познакомился в поезде, когда уже домой с флота возвращался. А ты ждала меня, я знаю. Прости...

- Да какая теперь разница, Костик... И что же?

- Тоня умерла. Сердце у неё слабое было, - Савельев вздохнул и опустил глаза. - Как сына родила, так и начала болеть. Я чуть умом не тронулся после похорон. Мать Антошку увезла. А последний год отец что-то хворает. За ним уход нужен. И она одна со всем не справляется, - он бросил быстрый взгляд на Анну.

- Костя, ты прямо скажи, что тебе от меня-то надо, зачем разыскал, - она сидела напротив и невольно отметила и ранние залысины в когда-то густой шевелюре, и морщинки над переносицей.

- Понимаешь... Антоха, ты бы поиграл в соседней комнате. Если можно? - Савельев мигнул Анне.

Она увела мальчика в спальню, дала кипу журналов, мягкие игрушки, сохранившиеся ещё со времён её детства, тоже пригодились. Антон прижал к груди пушистую белую собаку и робко улыбнулся Анне.

- В общем, - сказал Константин, - Антошке нужна мать. Мне в одиночку его не поднять. Искать женщину, которая приняла бы его как родного, - долго и трудно. Да и некогда.

- И тут ты вспомнил обо мне, да? - Анна грустно усмехнулась.

- Скажу честно, Анют. Мне всегда нравились девушки громкие, лёгкие, на всё согласные. А ты была тихая. Мне тогда ещё, в школе, стало интересно, смогу ли я тебя расшевелить.

- Но я оказалась тяжёлой на подъём, так?

- Всё в прошлом, Анюта, - Константин несмело положил ладонь на её руку. - Я долго думал и мучился, прежде чем нагрянуть к тебе.

- И всё же почему именно ко мне?

- Повзрослел, наверное. Такие, как ты, умеют любить. Из таких получаются хорошие жёны и матери. А ты... ты совсем забыла меня, Анюта?

- Не знаю. Мне надо подумать. Оставь номер телефона...

 

Через неделю они съехались у Анны. Она согласилась, возможно, не потому, что по-прежнему очень любила Константина. Её вырастила бабушка: родители погибли в автокатастрофе, когда Анна была ещё маленькой. Она по себе знала, каково это - жить без мамы, хотя с бабулечкой ей было хорошо. Но мамина фотография всегда стояла на столе. А чистые большие глаза Антошки запали Анне в душу сразу. Она улыбалась, вспоминая, как не хотел он уходить от неё в тот первый раз. И, немного стыдясь, мысленно поблагодарила бабушку, которая, едва Анне исполнилось двадцать, попросила отвезти её к сестре на Вологодчину: «Тебе надо мужа-детей заводить. Чего я буду здесь под ногами болтаться? А Поля уж еле ходит...». Анна не отпускала её, но она была непреклонна. Не исключено, что такой вариант устройства судьбы внучки ей бы по сердцу не пришёлся.

Свою квартиру Савельев продал. Часть денег положил на счёт Анны в банке, а большую вложил в бизнес, взбудораженно рассказывал:

- Я же раньше Витьке только помогал, а теперь - равноправный партнёр, представляешь? Мы грузоперевозками занимаемся, доставляем продукты с юга,

из республик СНГ. Не сказал тебе сразу - боялся сглазить. Слушай, ведь верная штука!

Едва притёрлись друг к другу, едва Анна почувствовала себя женой и - да! - матерью, как Савельев, вернувшись вечером, сказал:

- Анюта, я уезжаю в командировку. Мы открываем филиал в сопредельном, так сказать, государстве. И руководить им пока буду я. На сколько еду - не знаю. Деньги со счёта снимай свободно. На мальца ведь много нужно.

Частых звонков не жди - работы невпроворот. Зато потом заживём ого-го! Не только машину купим, а самолёт и яхту в придачу.

 

Надо так надо. Константин уехал и пропал. Через месяц Анна забеспокоилась, позвонила Виктору, отыскав его номер в старой и оставленной, видимо, впопыхах записной книжке мужа.

- Не волнуйтесь, Анна, - пророкотал в трубку Виктор, - всё нормально. Он просто очень занят. Не так там всё легко, как хотелось бы. Объявится ваш Костя. Куда он денется?

Можно подумать, сама она была занята не очень. Моталась между работой, детским садом и детской же поликлиникой: Антошка нередко простужался. Пришлось научиться ставить уколы, готовить травяные отвары, освоить прочие материнские премудрости. Мальчик уже без запинки называл её мамой, радовался, когда она приходила за ним в садик.

- А папа скоро приедет? - спрашивал иногда. - Он мне подарок обещал.

- Скоро, Антошенька. Раз обещал - привезёт.

Но с каждой неделей уверенности в её голосе было всё меньше и меньше.

И вот - долгожданный звонок!

- Анюта, - весело закричал Костя, - ты, поди, потеряла меня? Зря! У нас тут такие дела-делищи! Не могу пока бросить. Не на кого.

- Костя, да где ты находишься?

- Как вы там? - он будто и не слышал её. - Да я уверен, что у вас всё нормально. Ты же надёжный верный человечек, Анютка! Деньги ещё есть?

- Антошка по тебе... - Анна не успела закончить фразу, как телефон «оглох».

Перезвонить не удалось. Голос в трубке чеканил «вне доступа».

 

Савельев внезапно возник из своего «откуда-то», когда Антон заканчивал одиннадцатый класс. Замок во входной двери стоял уже другой, и Константин, безуспешно попытавшись вставить ключ, постучал монеткой по металлу:

- Анюта, свои! Открой!

Анна смотрела на постаревшего, осунувшегося Костю и с трудом узнавала его, за её спиной молча застыл Антон - высокий, ладный парень.

- Так-то вы мужа и отца встречаете? - попробовал разрядить напряжение Константин.

- Чего боком стоишь, блудный папаша? - спросила Анна спокойно.

- А-а... - Савельев повернулся, и они увидели вместо правой руки пустой рукав, аккуратненько заправленный в карман куртки. - Не справился с управлением... Машина-зверь. Кормить-то будете? С дороги я...

 

Глядя, как он ест, довольно ловко действуя одной левой рукой, Анна не задала ему ни одного вопроса. И не стала ничего рассказывать: как пыталась искать через Виктора, как потом и Виктор перестал отвечать, а в тогда ещё милицию обращаться не рискнула, усомнившись, что сотрудники будут рыскать по заграницам из-за какого-то рядового гражданина. И она смирилась, сердцем чуя, что жив и по-прежнему «очень занят».

- Ты уж прости, - Константин вытер губы салфеткой. - Так получилось.

- Жизнь завертела-закрутила?

- Анюта, мы же по-настоящему никогда друг друга не любили. Ты ведь просто мальчишку пожалела, правда? Через годик начали бы ссориться, через два разбежались. Опять Антошке травма, разве не так?

- Какой ты... ясновидящий прямо. Руки себе развязал, сына сбагрил.

- Ага, развязал, - он глянул на пустой рукав. - Брось... За сына спасибо. Отличного парня вырастила. Я за ним приехал. Мне помощник теперь во как нужен. Я ж на Дальнем Востоке рыбой занимаюсь. Очень выгодное дельце...

- Ему в армию скоро.

- Какая, к чёрту, армия?!

- Такая! - Антон стремительно вошёл в кухню. - И с чего ты взял, что я с тобой поеду?

- Сынок, я же тебе уже «япошку» купил в подарок. Сдашь на права...

- Я твой подарок много лет назад ждал. А сейчас мне ничего не надо.

- Эх... - с горечью сказал Савельев. - Я-то думал, вы - родные люди. А вы калеку гоните!

- Не дави на совесть, папуля, - Антон даже засмеялся. - Про свою вспомни...


Рецензии