Зизег без сисег, или Духовная Пустота

«Мы все до сих пор находимся в поиске своей идентичности, и, я думаю, что именно в такие переходные моменты граница между высокой и низкой культурами стирается...» - «Ещё некоторые богохульные рефлексии», Жанхой Зизег, сводный троюродный брат Славоя Жижека.

Мини-сериал «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» Леонида Нечаева, действие которого происходит в восточно-европейской условной стране, в очередной раз подтверждает тот факт, что любой фильм всегда является некой информационной спецоперацией. И  успех этого фильма определяется  не только и не столько его собственными достоинствами, но во многом усилиями тех, кто заказывает сценарий, режиссуру и музыку.

Конечно, использовать художественные произведения в политических целях придумали не сегодня и не вчера - этим баловались ещё в античных Афинах. Понятно, что одним сериалом, тем более мини, всех целей не достичь, но, как заметили древние римляне, капля камень точит.
И сказка-музикл «Про Красную Шапочку», созданная в 1977 году на «Беларусьфильме», именно из тех фильмов, которые точат. Конечно, работа Леонида Нечаева - это, безусловно, пример высокого профессионализма в информацирнно-психологической войне. Режиссёр умело направляет и оператора, и актёров, и художника по костюмам на такую эстетическую и смысловую организацию фильма, которая представит «Продолжение старой сказки» как образ целого. Соподчинив все компоненты кино для воплощения идейного замысла.

Того самого замысла, который идейно заставил Константина Кинчева (Панфилова) перекинуть мост от политрука Клочкова до пиромана Благоя Попова (Кинчева), соратника Георгия Димитрова, и спустя 10 лет после телепремьеры мюзикла про Красную Шапочку спеть «Красное на чёрном! День встаёт, смотри, как пятится ночь!».

Понятно, что все художественные произведения - это по сути отражение того, что происходит вокруг нас. И в мире настолько мало белого цвета, что мы не вправе пока что брать его за основу. Может быть, мы, люди, когда-нибудь к этому и придём. Но пока что мы только тем и заняты, что переопределяем понятие субъекта, который тотально первичен по отношению к акту субъективизации. Незаметно вовлекаясь в хоровод жизни и смерти, в процессе которого процесс субъективации и создаёт субъекта.  В то время как идеология задорно интерпеллирует попавших под раздачу индивидов.

Мини-сериал «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» именно из тех фильмов, которые и интерпеллируют зрителя идеологией во всю Ивановскую. То есть, зритель распознаёт себя как окликаемого. То есть, именно того, к кому и обращён призыв. И таким образом зритель как бы обретает возможность самоидентификации. 
Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Дело в том, что хотя Леониду Нечаеву снять фильм о Красной Шапочке порекомендовала зампредседателя Гостелерадио СССР Стелла Жданова, на выходе зрители получили антисоветский манифест-мюзикл, направленный на моральные устои строителей коммунизма в целом, и на Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР (сейчас АО «Роснефтегаз») в частности.
Казалось бы, очередная интерпретация сказки Шарля Перро. Вот только люди в фильме часто представлены куда более жестокими, завистливыми и жадными, нежели волки...

Сценарий Инны Веткиной является как бы продолжением старой сказки о Красной Шапочке. У Волка, убитого Дровосеками, оказывается, были мать, младший брат, сын и друг. Мать-Волчица считает, что за смерть её сына обязательно надо отомстить людям, и очень тоскует по временам, когда при её сыне все в страхе жили, и лес безраздельно принадлежал Волкам. В итоге она уговаривает Худого, друга семьи, отомстить людям - за вознаграждение, и взять с собой её младшего сына Толстого, робкого и страдающего от лишнего веса, чтобы опытный в разбое Худой сделал из него волка...

Что характерно, сценарий писался специально под Таню Проценко, которая сыграла Мальвину в предыдущем блокбастере Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Но Таня попала в больницу и на роль Красной Шапочки режиссёр утвердил Яну Поплавскую.
Кроме 11-летней Яны Поплавской, которой удалось вывести на чистую воду Звездочёта и получить в итоге за свою работу Государственную премию СССР, в буффонаде о долге и чести, о настоящей и ложной дружбе, о подлинных и мнимых семейных ценностях, об обманчивости внешности, о наивности и неразрешимости поучаствовали Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Рина Зелёная, Владимир Басов, Николай Трофимов, Галина Волчек... И над всем этим, как жаворонок в поднебесье, ведёт свою мелодию-киноритм Ольга Рождественская...

Впечатляет, не так ли? Жаль только, что за всем этим, по одной из версий, стоит то самое Глобальное Афроамериканское Правительство, в которое - по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - верит 45% россиян.

Не секрет, что сегодня Африка занимает далеко не последнее место в когорте нефтедобывающих районов мира с её 12% разведанных на планете запасов нефти и 11% мирового объема добычи. Темпы роста разведанных месторождений и масштабов добычи говорят за то, что в будущем столетии роль Африки в нефтяных  вопросах будет только расти. То есть, сказка-мюзикл про Красную Шапочку свою миссию выполнила. По сути провозгласив, что если долго по тропинке топать, ехать и бежать, то, пожалуй, то, конечно, то, наверно, верно, верно, то, возможно, можно, можно, можно в Африку прийти. Ведь по версии Глобального Афроамериканского Правительства, именно в Африке реки вот такой ширины! В Африке горы вот такой вышины! А что остаётся зрителю, когда афроамериканский кулик своё болото хвалит? Правильно, подпевать  «А-ах, крокодилы, бегемоты, а-ах, обезьяны, кашалоты, а-ах, и зеленый попугай!». И, погрузившись в смешение культур мини-сериала «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки», терять не только свою советскость, но и самого себя.
Я думаю, редкий зритель обратил внимание на то, что деревня, в которой живёт Красная Шапочка вполне русская и народ ходит в традиционной одежде. Вот только в этой самой деревне есть и король, и лакеи, и святые отцы, и звездочёт. И все они почему-то одеты на средневеково-возрожденьческий манер...
А кто из зрителей хоть раз задумался о том, почему в качестве основы сюжета для детской сказки взята месть?.. И почему наивная Красная Шапочка, познавшая в процессе социальных поглаживаний лицемерие, обман и предательство, меняет свою природную гуманность на умение лгать и обманывать?..

Мне кажется, именно такими фильмами, как сказка-мюзикл про Красную Шапочку,  Глобальное Афроамериканское Правительство в итоге и достигает своих целей: материализм начинает пониматься не как наличие объективной реальности и стороннего наблюдателя, а как невозможность целостного отображения реальности, которую нельзя концептуализировать без разрывов. И Пролетариат - как единственный синоним Реального - становится тотально мифичным и начинает воплощать невозможность общества. Таким способом Реальное маскируется и искажается с помощью идеологии для защиты субъекта от возможного столкновения с ним. В итоге субъект теряет себя. Себя, как человека.

Мини-сериал Леонида Нечаева замечательный образец того, как работают идеологии Глобального Афроамериканского Правительства, чтобы защитить субъекта от Реального. Защитить, показав современное общество возможным для существования изначально ущербного субъекта. Оставив, правда, только одну возможность лечения изначальной ущербности: психоанализ. Психоанализ в формате «Смотрите в телескопы и тоже открывайте иные миры и края, но только надо, чтобы хорошая погода была на планете Земля». А для кого надо? Понятно для кого - для Глобального Афроамериканского Правительства. Как говорится, красное на чёрном. Продолжение старых жидомасонских сказок англосаксов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.