Тургенев и композиторы Орловщины

«Для меня музыкальные наслаждения выше всех других», – признался И.С.Тургенев. Вспоминаются волшебные тургеневские строки о музыке композитора Христофора Лемма: «Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого…  Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясённую счастьем любви; они сами пылали любовью». (Дворянское гнездо.– Глава XXXIV). Иван Сергеевич всегда чутко и внимательно относился к творчеству композиторов, а они  в свою очередь неимоверно интересовались его произведениями. Особенно посчастливилось тем, кто общался с великим  писателем.

                «Чудесная партия «Руслана и Людмилы» Глинки»
                и «красивые романсы Римского-Корсакова»
И.С.Тургенев превосходно отзывался о творчестве великих композиторов М.И.Глинки и Н.А.Римского-Корсакова. Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)родился в селе  Новоспасское, ныне Ельнинского района  Смоленской области.  Жил в городе Орле в 1812 году.Тургенев говорил о Глинке: «Он бывал у нас,когда мы жили вместе с братом - которого он, кажется, любил». Иван Тургенев и его старший брат Николай жили в столице  в 1834-1835 гг. Иван тогда учился в Петербургском университете.Тургенев навестил Глинку в Берлине незадолго до смерти композитора.  С музыкой Глинки Тургенев знакомил своих друзей, находясь за рубежом. Сохранился интересный отзыв Ивана Тургенева о партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила». Называя образ Людмилы «прелестным», Иван Сергеевич пишет знакомой певице: «В этой чудесной партии Вы найдёте всё. Здесь и великолепная техника, столь желанная для многих певиц, жаждущих показать свою виртуозность и тем заслужить признание. Здесь и благодарный материал для подлинной актрисы». (Крюков А. Тургенев и музыка. – Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1963. – С.3,13-14).Тургенев подчеркнул национальный характер творчества Глинки:«Имя его не забудется в истории русской музыки – и, если суждено ей когда-нибудь развиться, от него поведёт она своё начало».
Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844-1908)родился в городе Тихвине. Мы, орловцы, с воодушевлением относимся к тому, что у Н.А.Римского-Корсакова орловские корни. Его мать, Софья Васильевна, родилась в селе Троицкое (Скарятино) Малоархангельского уезда Орловской губернии, ныне в Верховском районе Орловской области. Композитор гордо назвал Малоархангельский уезд «Родиной моих хороводов». Тургеневу понравились его романсы. В письме к Полине Виардо от 20 февраля 1871 года он называл их красивыми. Восторженно отзывался Иван Сергеевич о 1-м акте оперы «Майская ночь»: прекрасный по грации, мелодичности».(Крюков А. Тургенев и музыка, 1963. –С.105).
                Мелодекламации Аренского
Композитор Антон (Антоний) Степанович Аренский  (1861-1906) родился в Великом Новгороде.Часто приезжал и подолгу жил в Ливенском уезде Орловской губернии, где находилось имение его жены - уроженки Орловщины. Здесь он выступал перед любителями музыки. Аренский создал мелодекламации на  тургеневские стихотворения в прозе «Нимфы», «Как хороши, как свежи были розы» и «Лазурное царство». Эти произведения стали впоследствии «любимейшими» созданиями Аренского. Светлой дымкой грёзы овеяна первая пьеса цикла; тихое умиротворение царит в третьей; вторая – «Как хороши, как свежи были розы», пользовавшаяся, пожалуй, наибольшей популярностью у русской публики – представляет собой одухотворённую, психологически правдивую музыкальную акварель. Безупречный художественный вкус, художественный такт… отмечают каждую из «тургеневских» пьес Аренского; мастерское владение техникой декламационного письма – одна из причин их долгой профессиональной привлекательности. (Цыпин Г. А.С.Аренский. – Москва: Музыка, 1966. – С.116-117).
Приведём фрагменты этих тургеневских шедевров, посвящённых любви и  напоминающих мелодию.
                «Нимфы»
Всё там впереди внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев… То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в равнину…Они разом показались по всем опушкам… И смех, сверкающий, олимпийский смех бежит и катится вместе с ними…Впереди несётся богиня. Она выше и прекраснее всех, — колчан за плечами, в руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны…
                «Как хороши, как свежи были розы…»
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:Как хороши, как свежи были розы…Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол… И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь… сидит девушка… Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!
                «Лазурное царство»
И та, которую каждый из нас любил, — она была тут... невидимо и близко. Ещё мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветёт  улыбка... Её рука возьмёт твою руку — и увлечёт тебя за собою в неувядаемый рай! О лазурное царство! я видел тебя... во сне.

                Танеев об Иване Сергеевиче: « умный,
                добрый, простой, откровенный…»
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) родился в городе Владимире. А предки композитора  происходили из Елецкого уезда Орловской губернии.В 1875 году окончил  с золотой медалью Московскую консерваторию. В 1876 году Танеев жил в Париже и каждый четверг бывал в гостях у певицы Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым.
«–Как вы сочиняете, Иван Сергеевич? – спросил я у него.
 – Как сочиняю? Придёт в голову мысль новой повести, я запишу, потом начинаю обдумывать. Сначала всё представляется очень смутно, точно в тумане, потом всё яснее и  яснее… Я знал молодого человека, похожего на Нежданова. Первое, что мне пришло в голову, когда я задумал «Новь», - это Нежданов и Марианна, точно две точки, смутные, неясные. И всех людей, которых я потом встречал, я стал наблюдать с точки зрения этих двух точек». Сергей Иванович пишет к матери о Тургеневе 17 декабря 1876 года: «Он большого роста, выше меня головой, плотный, весь седой: большая борода седая и волосы седые». Мне ещё никогда никто не нравился, как он: умный, добрый, простой, откровенный, а говорит так хорошо, что, кажется, никогда слушать не перестал». (Бернандт  Г.  С.И.Танеев. – Москва: Музыка, 1983. –  С.40,43).Танеев встречался с Тургеневым и в имении писателя в Спасском-Лутовинове.

                Калинников:«Тургеневское Спасское …
                я там маленьким неоднократно бывал…»
Василий Сергеевич Калинников (1866-1901) родился в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии. «В царстве Калинникова, — пишет музыковед Вячеслав Пасхалов, — солнце никогда не заходит… Это   то упоение жизнью, творчеством, природой, это та вера в собственные силы и призвание, вера в людей и человеческий гений, словом, это те настроения, которые так чудесно умел описывать великий земляк КалинниковаТургенев». Из письма Василия Сергеевича Калинникова московскому музыкальному критику Семёну Николаевичу Кругликову от 19 июля 1897 года:«Поселились мы на так называемой «поповке» у однодворца Овсяникова. Вероятно, не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию. Кстати, говорят, списал свой портрет Овсяникова с отца нашего хозяина. Тургеневское Спасское от нас в нескольких верстах, и я там маленьким неоднократно бывал с покойным отцом, который иногда  посещал Тургенева. Любопытно, что теперешний Овсяников совсем не имеет понятия о Тургеневе».(Василий Калинников. Письма, документы, материалы. – Т.2. –– Москва:  Государственное музыкальное издательство, 1959.– С.107-108).Симфоническая картина «Нимфы» на стихотворение в прозе Тургенева написана Калинниковым в 1889 году и впервые исполнена в благотворительном концерте в Москве 16 декабря того же года под управлением Иосифа Труффи – российского дирижёра итальянского происхождения.


Рецензии