Один день из жизни нашего класса

   Сегодня наша классная объявила, что мы едем на экскурсию в соседнее село Айвазовское вместо урока истории и классного часа.
- Ура!- закричала Вика.
- Ну и что мы там не видели? Село хуже нашего.
- Лучше бы раньше домой отпустили.
- Вот дураки, радуйтесь, что экскурсия, а не трудотерапия.
- Здорово бы в волейбол сыграть.
- Это тебе здорово, а мне волейбол и на фиг не нужен.
- Все высказались? Теперь присядьте и послушайте меня,- классная выждала, пока мы угомонились, и продолжила.- Ребята, я вам рассказывала, что в этом году исполняется 200 лет со дня рождения нашего земляка, великого художника-мариниста И.К.Айвазовского. С рефератом на тему "Айвазовский- землевладелец" перед вами выступала Ксения, мы ездили в Феодосийскую картинную галерею ...
- Ну и чего мы еще не знаем о нем? Кому больше надо, пусть индивидуально изучает. Предлагаю забить на поездку и сыграть в волейбол,- не унимался Женька.
- И в волейбол, и в футбол ты можешь в любое время сыграть,- ответила классная,- а на такую встречу ты вряд ли попадешь.

  Вот въехали мы в Айвазовское, здесь до революции 1917 г. располагалось имение И.К.Айвазовского Шейх-Мамай. К барскому дому в то время вела аллея из тополей и кипарисов, цвели клумбы, плодоносил сад. Работала молочная ферма, паровая мельница. В большом бассейне, стояла на якоре модель корабля. Имение роскошное, в восточном стиле, с просторной мастерской художника.  В гости к Айвазовскому приезжала не только феодосийская знать, но и творческие люди: А.П.Чехов, М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, актеры Московского художественного театра, И.Репин. Однажды наведался в имение Шейх-Мамай крымский разбойник Алим Азамат-оглы или Алимка-разбойник, промышлявший на дороге от Карасубазара (Белогорск) до Феодосии.

  Да, хорошо, что я реферат готовила, кое-что знаю. Имение разрушили большевики. Сейчас Айвазовское заросло бурьяном, кое-где остались старые деревья, сохранился колодец, выкопанный при жизни художника. Я прислушалась, о чем говорит классная.

  -Ребята, налево от Шейх-Мамая находилось еще одно имение семьи Айвазовского: Субаши, славившееся своими родниками. Именно субашскую воду, пятьдесят тысяч ведер в сутки, художник подарил жителям Феодосии, которым не хватало пресной воды. Вода из Субашского источника поступала в Феодосию вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970г. Знаете, в конце 20 века на Субашском источнике работали гидрологи из Канады и Швеции, делали анализы. Вот их вывод: "Качество воды позволяет ее использовать для питья грудным детям без кипячения".
- Так почему мы повернули направо, а не налево? Мне захотелось испить этой родниковой воды,- вставил свои " пять копеек " Женька.
- Не боишься в козленочка превратиться?
- Эй, Вика, полегче, я могу и обидеться.
-Обижайся, только помолчи, не мешай слушать.
- Прекратите перепалку. Объясняю для невнимательных,- сказала классная.- Направо поворачиваем, чтобы подъехать к сохранившемуся дому, принадлежавшему Елене Латри, старшей дочери Айвазовского. Она подарила дом и небольшой участок земли в экономии Баран-Эли, ныне Каштановка, своему сыну Михаилу Латри,который жил в этом имении с 1905г. по 1917г. Ребята, сейчас выходим из автобуса, слушаем и смотрим внимательно, держимся вместе, ведем себя прилично.
- Ого, тут и фуршет намечается!
- Женька, ты не туда смотришь,- Вика взяла его под руку и повела в сторону крыльца, откуда начиналась экскурсия.

  - В имении Баран-Эли Михаил Пелопидович Латри оборудовал одну мастерскую для живописи, вторую - для художественной керамики. Глину брал недалеко от Шейх - Мамая. На выставку в Москву отправил три ящика с керамикой. Писал об этом: " Пока мы делаем вазы и кувшины. Я сделал до 80 образцов пепельниц с зверями, птицами и цветами, 3 образца подсвечников и 2 камина".
М.П.Латри был женат на Ариадне Николаевне Арендт, дочери известного Симферопольского врача. Ариадна Николаевна слыла хорошей певицей. В доме собиралась творческая интеллигенция: М.Волошин, А.Толстой, К.Богаевский.
О бытовой стороне жизни М.П.Латри мы узнали из воспоминаний В.И.Беляева, который работал в усадьбе четыре года. "Латри завел у себя демократичный порядок жизни. Мало того, что он заботился о работниках, он входил также во все нужды их семей. Увидел, как мыли ребят у пруда в корыте, это очень его огорчило, и он начал строить баню. У Латри не было детей, но детей он очень любил и никогда не уезжал зимой из экономии в город, пока не справлял для них елки с подарками на рождественские праздники".

- Ксюха, ты что записываешь? Хочешь статью в газету тиснуть?
- Женька, отстань. Пойди лучше вон те деревья сфоткай.
- Можно спросить?- Женька повысил голос,перебивая экскурсовода. - А что это за деревья с обломанными ветками?
- Этим тополям более ста лет, сейчас здесь овраг, а раньше каскадом стекала вода, в озере плавали лебеди,- ответила экскурсовод.
- Когда моим бабушке и дедушке было по семнадцать лет, они работали в имении Баран-Эли,-негромко сказала наша классная.- Дед - кучером, бабушка - поварихой на черной кухне.
- Вот это да! А вы нам не рассказывали,- Вика укоризненно посмотрела на классную.
- Пройдемте в здание, оно сохранилось с тех времен, но требует капитального ремонта,- экскурсовод зашла в дом, мы за ней. - В начале 1917г. М.П. Латри передал свою усадьбу рабочим, а сам уехал в Феодосию.
Через три года он покинул Крым и обосновался в Греции, руководил Королевским керамическим заводом в Афинах. В 1924 г. М.П.Латри переехал в Париж. В годы советской власти в этом здании оборудовали клуб, потом контору сельскохозяйственного предприятия. Сейчас дом принадлежит частному лицу, проживающему в Украине. Неравнодушные люди обеспокоены судьбой имения Баран- Эли, изыскивают возможности сохранить его для потомков. Нынешняя встреча тому пример. Сегодня в бывшем имении М.Латри выставлены работы местных и феодосийских художников.  Когда вы ознакомитесь с выставкой, во дворике можно послушать небольшой концерт. Еще мы ждем гостей из Москвы, это родственники по линии Арендт.

  Экскурсовод нас оставила рассматривать полотна, на которых синело море,пестрели цветы,были натюрморты, портреты и даже старые деревья Баран-Эли, помнившие прежних хозяев и их друзей. После концерта объявили, что творческая встреча завершилась, гости из Москвы, к сожалению, не приехали. Участники встречи, наскоро перекусив канапе с чаем, кофе, стали расходиться, разъезжаться. Наши пацаны не наелись и помчались в магазин. Классная нервничала. Чтобы разрядить обстановку, Вика спросила классную, что она еще знает об имении.
- Пойдемте, я покажу вам два пятиугольных дома.
Мы зашли с тыльной стороны бывшего дома М.Латри.
- Кстати, когда я подростком гостила у бабушки с дедушкой в с.Айвазовское, то бегала с соседскими детьми сюда в клуб смотреть кино,- сказала классная, - и помнится мне, что парадный вход был здесь, а вот тут стояли колонны. Жаль,что не сохранились. Так, а вот и дома, похожие на корабли.
Мы позаглядывали через забор, пофоткали, что смогли. Пришли пацаны с чипсами, сообщили, что автобус нас уже ждет. Классная поблагодарила хозяев мероприятия, убиравших картины, аппаратуру.
 И тут подъехали гости! Оказывается, они заблудились, петляя по нашим разбитым сельским дорогам. Первой неспешно шла,опираясь на трость, невысокая пожилая женщина в белой шляпке. Белый кружевной воротничок придавал строгость ее летнему наряду. Это Елена Павлова-Арендт. За ней шествовала свита из трех женщин, двух мужчин и ребенка. Мы снова зашли в дом и услышали рассказ Елены Павловой-Арендт, родственницы по линии жены М.Латри, о необыкновенной любви Михаила Пелопидовича  к своей жене Ариадне Николаевне, о том, какие трогательные телеграммы он ей отправлял, не успев доехать до Джанкоя. Заметила я, как Женька попытался взять Вику за руку, но она его оттолкнула, подавшись вперед. В дымчато-синем длинном платье, похожем на трубу, что-то рассказывала Наталья Арендт, которая живет в Англии, а летом приезжает в Коктебель. Е.Павлова-Арендт подарила сельской библиотеке свою книгу " Крымская сага".

 Мне очень понравилась экскурсия. Никто не острил и не возмущался, когда мы возвращались домой. Даже Женька, глядя на Вику, сказал: "А давайте еще куда-нибудь поедем!"

         На фото Т.Шахлевич - старые деревья имения Баран-Эли.


Рецензии
Спасибо огромное,Татьяна!Увлечённо вы написали рассказ.Уже хочется там побывать!С уважением Ирина.

Ирина Кантемирова 2   30.04.2020 22:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.