Стихи, пропущенные через сердце

(о И.П.Яшиной: 1940 - 2011)
 
Когда-то великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, сетуя на обильное появление низкопробных стихов, констатировал: «Всё механически составленное – мертво…».

Слава Богу, мы можем встретиться с живыми стихами – лирическими строками северной поэтессы Инэль Петровны Яшиной. Важно то, что они искренни, пропущены через сердце, обласканы душевным теплом, и потому принимаются читателем и заставляют его сопереживать вместе с автором.

Родилась поэтесса на Волге, но большая часть жизни прошла на Севере, на берегах Северной Двины в Котласе и Архангельске. Но и волжские места родны и близки были ей сладкими воспоминаниями о детстве и юности.

В старинном поселении Юрино, где прошли детские годы Нэлли Яшиной,  находится «жемчужина Марий Эл» - Шереметьевский замок с зубчатыми башнями, цветными витражами и куполом зимнего сада. Замок удачно вписан в окружающий пейзаж – парк с вечнозелеными соснами и кудрявыми березами. Невдалеке широко и привольно течёт Волга, рядом устье  реки Ветлуги.

У меня за Волгою
Верная подруга,
Быстрая да звонкая
Реченька Ветлуга.

Многое поделено
Поровну с подругою,
И кольцо потеряно
Где-то за Ветлугою.

Где кольцо кончается,
Где его начало?
Реченька-печальница
Тихо отвечала:

«Реки начинаются
Малыми глубинами,
Кольцами меняются
Не всегда с любимыми».

Писать стихи Инэль начала рано. Первые стихи "Зоопарк", "Мы за мир" она написала в возрасте 10 лет, когда училась в Юринской средней школе. В четырнадцать лет её стихотворение публикует районная газета «Стахановец». В мае 1957 года она, выпускница десятого класса, пишет «Юринский вальс». Его исполняют и сегодняшние выпускники школы:

Из  родного поселка по свету
Разлетимся по разным краям.
Снова Юринский вальс, песню эту,
Мы споем своим новым друзьям.

Талантливую девушку поддержал марийский поэт Аркадий Канюшков. С этого времени и до смертного конца она связывает свою жизнь с поэзией.

По воле судьбы в 1968 году оказалась она в Архангельской области, а в 1969 году переехала из Вельска в город Котлас. Здесь она работает в городской больнице и, конечно, пишет стихи, пу-бликует их в газетах «Двинская правда» и «Правда Севера», воз-главляет котласское объединение литераторов «Двинские зори». В те годы она пишет:

За песни любят люди соловья,
Хоть с виду эта птица неказиста.
Стать серым соловьём хотела б я,
И петь мою Россию голосисто!

Пропеть бы так, чтоб, автора забыв,
Гуляла песня дивная по свету.
А чьи слова, и кто напел мотив –
И вспоминать не надобно об этом.

Инэль Петровне удалось найти своего читателя, выйти на широкую стезю поэзии в масштабах не только города, но и всего Архангельского края. Она пишет стихи о любви и природе, о нравственном становлении человека, его душевных переживаниях. Выходят сборники её стихов: «Гремячий ключ», «Чистые глубины», «Женки», «Любовь моя – печальница», «Вечная завязь», «Отметины», «Печали и радости», «Серебряные крылья белоночья», «Над полем гуси прокричали».

От книги к книге крепнет взволнованный голос поэтессы.

С 1981 года Инэль Петровна живет в Архангельске. В 1985 году её принимают в Союз писателей России. В тяжелые годы перестройки Инэль Петровна возглавляет региональное отделение писательской организации. В то непростое время сохраняет её единство. С благословения Яшиной появляются новые имена на литературной карте Севера. Вспоминая Инэль Петровну, писатели и поэты отмечают её упорство и настойчивость в отстаивании во властных структурах и вышестоящей писательской организации интересов литераторов области.

К 70-летнему Юбилею поэтессы, который отмечался в апреле 2010 года, известный литературовед Е. Ш. Галимова в журнале «Двина» пишет:

«У Инэль Петровны Яшиной юбилей. Вернее – два. Юбилейный день рождения и двадцать пять лет со дня вступления в Союз писателей России. Шестнадцать из этих двадцати пяти – во главе Архангельской писательской организации, причем в самые трудные, разрушительные для творческих союзов, для русской культуры, для всей нашей страны годы. Стойким, испытанным бойцом называет Инэль Яшину председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. Называет с уважением и благодарностью. Но легко ли быть бойцом, столько лет бессменно находиться на передовой?  Даже воину-мужчине трудно, а что говорить о женщине, о лирической поэтессе, рожденной «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв»?».

В юбилейных торжествах поэтессы в Архангельске участвовала и котласская делегация. Инэль Петровне была вручена медаль «За особые заслуги перед муниципальным образованием «Котлас». 

Автор этого материала посвятил ей в те дни стихотворение «Чистый голос певуньи»:

Зародилось, сложилось слов душевных узорье,
И распелось стихами на просторах страны:
Чистый голос певуньи зазвучал в Беломорье -
Он от Матушки-Волги долетел до Двины.

Зазвенел о любви он, загрустил о гармошке
Льющей звуки природы, взял её высоту;
Вспомнил время лихое, чёрный хлеб на ладошке, -
Он вкусней шоколада  сладко таял во рту.

…Ох, как много досталось растуманить-рассинить –
Голос лился  стихами на дороге крутой, 
Поднимался, хрустальный, над печалью России,
Добавляя  в палитру дух Отчизны святой.
               
Будучи председателем Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», Инэль Петровна частенько приезжает в Котлас, встречается с творческой интеллигенцией города, презентует сборники стихов, участвует в литературных мероприятиях не только Котласа, но и близлежащих муниципальных образований: Коряжмы, Вилегодского, Красноборского и Котласского районов. Особенно ей полюбились литературные фестивали «Солонихин-ские зори» и «Земля родная».

В 2007 году о литературном фестивале «Солонихинские зори» она заметила:
«Замечательное мероприятие, это праздник души. Собрались светлые люди из многих районов Архангельской области и даже из Вологодской. Одно дело, когда мы проводим серьезные мероприятия. Это всё школа, а здесь практика. Здесь нет обязательных критериев. Доброжелательная критика, доброжелательное отношение друг к другу. Такие мероприятия – это взаимное обогащение. Они лишний раз доказывают, как много талантов на земле». 

В этом фестивале принимала участие ещё одна талантливая северянка - поэтесса Ольга Фокина – лауреат Государственной премии России. С ней связано вхождение Инэль Яшиной на стезю  профессиональной литературы. Фокина ехала на родину, в Верхнетоемский район. В Котласе у неё пересадка с железнодорожного на  водный транспорт. Об этом узнала ответственный секретарь котласской газеты «Двинская правда» Светлана Горшкова, привела Инэль на речной перрон, познакомила их. Когда Ольга Александровна прочитала стихи Яшиной, удивилась: «У вас до сих пор нет книги? Вы же состоявшийся поэт!». Фокина взяла тетрадку стихов с собой, потом некоторые из них в 1975 году появились в журнале «Наш современник».

В 1979 году у Инэль Петровны выходит первая книга «Гремячий ключ». Последняя, девятая, «Над полем гуси прокричали» - в 2007.

12 октября 2011 года Инэль Яшина покинула земной мир.  Похоронили её в Котласе на кладбище «Макарово» среди сосен, невдалеке от часовенки. В 2013 году котлашане установили на доме, где она жила, мемориальную доску.

Шестнадцать лет верой и правдой служила Инэль Петровна творческому объединению писателей Архангельской области, более полувека отдала поэзии Севера.
В годовщину ее смерти известный в Котласе и за его пределами общественный и политический деятель Владимир Титов отметил значительное  влияние на души северян её пронзительно-лирических стихотворных строк…

Когда-то она сказала в стихотворении:

Словно кружится в танце
Голубая земля…
В этом миге остаться
Так хотела бы я!
   


Рецензии
А как это понимать - ЖИВЫЕ СТИХИ? Не ёрничаю. Действительно не понимаю. Вот, например, эти живые или НЕживые?:

Жму на педаль. В кармане - ствол.
Летим с Болтом мы на прикол.
Погони боевой момент
А на хвосте – упрямый мент.

Не дрогнет крепкая рука,
Разя ментяру-му… гавнюка!

Алексей Курганов   27.06.2019 21:24     Заявить о нарушении
Алексей, есть не только живые, есть мертвые стихи - трупики. Вспомните слова Тургенева: "Все механически составленное мертво". Вот таких механически нанизанных слов в стихотворные строчки полным-полно. Они и для души ничего не дают, и информацию никакую не дают. В отличие от них есть живые стихи, пропущенные через сердце. Они одушествлены автором и передаются от сердца к сердцу.

Виталий Плотников -Щекин   28.06.2019 10:27   Заявить о нарушении
ТО есть, внятного и конкретного ответа вы не знаете. Не сердитесь: и НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Это я к тому, что прав был Пушкин когда писал Вяземскому: Поэзия должна быть глуповата".

Алексей Курганов   28.06.2019 11:01   Заявить о нарушении
Алексей Курганов, у Пушкина о глуповатом, а, значит, живом!

Виталий Плотников -Щекин   09.07.2019 17:10   Заявить о нарушении
НЕ понял. Глуповатое- значит живое? Это как понимать?

Алексей Курганов   10.07.2019 07:10   Заявить о нарушении