Прадо. Мадрид. часть 7

 «ПРАДО. МАДРИД» ЧАСТЬ 7
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483 – 1520). Род людской свято помнит, что в 1483 года в итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший Человека, оставивший всем бессмертные пленительные образы Матери - любящей и страдающей. Это был Рафаэль или, как называют его на родине РАФАЭЛЛО. Человечество помнит и о том, что Рафаэлю было отмерено всего лишь 37 лет земной жизни, и что умер он, как и родился весной 6 апреля. Но как сказал кто-то о Рафаэле: «Не ищите его среди мёртвых».
Рафаэль учился от колыбели до могилы, прежде всего у своих великих современников Леонардо и Микеланджело на основе их открытий и творческих достижений.  Никому, не подражая прямо, он создал свой стиль, узнаваемый, стройный и прекрасный.

 «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С ЯГНЕНКОМ», 1507; Здесь богоматерь изображена в виде скромной молодой женщины, с легкой вуалью на белокурых волосах, в очень простом итальянском современном Рафаэлю платье. Она поддерживает ребенка двумя руками. Если в фигуре Младенца чувствуется ещё некоторая прямолинейность и натянутость, то в меланхолической позе Матери художник уже достигает идеально-неземной красоты и очарования.

 «ПОРТРЕТ  КАРДИНАЛА», 1510;  Эту картину будущий король Карл IV приобрел еще до восшествия на престол. Так она попала в Испанию.
Личность кардинала до сих пор с точностью не установлена  В этом раннем римском портрете уже можно увидеть все те качества Рафаэля-портретиста, которые так поражают нас в более поздних работах. На теплом темном фоне ярким силуэтом мы видим фигуру не старого, но уже мудрого прелата. Красные тона одеяния, как бы подчеркивая и выделяя, сосредотачивает наше внимание на лице, умных и пронзительных глазах, орлином носе и тонкой нити крепко сжатых губ.

 «МАДОННА С РЫБОЙ», 1513; Это большое полотно, высотой более двух метров, было в своё время подарено испанскому королю Филиппу IV. Во времена нашествия Наполеона французы вывозят картину в качестве трофея в Париж и планируют разместить её в Лувре. В 1818г. удалось вернуть её в Испанию, где она находится  поныне. Иконография, подобная изображению в «МАДОННЕ С РЫБОЙ» встречается крайне редко. Помимо Марии с младенцем на полотне присутствуют ещё три персонажа:
АРХАНГЕЛ РАФАИЛ («лекарство Бога) – его основная задача опекать и оберегать род людской.
ТОВИЙ – персонаж из «Книги Товита». История о том, как сын слепого Товита с помощью Рафаила и волшебной рыбы исцеляет всех страждущих, в т.ч. и своего отца.
СВ. ИЕРОНИМ – жил отшельником около Вифлеема, именно он перевел на латынь книгу «Ветхий завет» («Вульгата»). Он включил в свои труды неканоническую «Книгу Товита».
«МАДОННА С РЫБОЙ» считается одной из самых красивых работ Рафаэля, он сумел соединить в ней прекрасную живописную технику, гармонию изображения и высокие духовные чувства.

 «НЕСЕНИЕ КРЕСТА», 1517; Эту картину Испанский король Филипп IV считал жемчужиной своей коллекции. В этой работе можно увидеть, как Рафаэль начал отходить от классического понимания пространства картины и стал пробовать приемы, присущие маньеризму.
Изображение в картине построено на контрастах, пропорции фигур нарушены. Вся она смотрится как некое театральное действо. Цветовое решение при общей колористической целостности содержит внутренние диссонансы. Выражения лиц, жесты полны сдерживаемой экзальтации.
Напряженность умело подчеркивается алыми красками и их отсветами по всей картине.
 «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО ПОД ДУБОМ», 1518; Если ранние флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери, то Мадонны, созданные им период художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца.


Рецензии