Необратимость. p120-122

В 2000-м году вышла в свет книга «Завет государев». Это
фотокопия личной книги Царя Николая Второго «Ветхий За-
вет», где на полях книги и в самих строчках текста оставлены

121
его рукой карандашные подчеркивания. Издатель в своем об-
ращении к читателю пишет: «В дни тяжких раздумий и горя-
чих молений помазанника Божия о судьбах своего народа и
православного царства книга эта была с государем. Веруем,
что в эти дни Господь руководил мыслями и чувствами пома-
занника Своего. Водимый Высшей Силой (Царь, подчеркивая
и выделяя слова Священного Писания), создавал Завет – об-
ращение к современникам и потомкам. Чтобы нам, следуя за
государевой рукой, обрести путеводную звезду, могущую при-
вести нас и многострадальное Отечество наше к вечному спа-
сению».
Из многих мест, подчеркнутых государем, мы выберем
только следующее
«Если вы будете слушать гласа Моего и соблюдать Завет
Мой, то будете собственным Моим народом (Исх. 19, 5).
Я Бог твой, Бог-ревнитель, благотворящий до тысячи родов
любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 5–6).
Будьте у Меня людьми святыми (Исх. 22, 31).
Не принимай пустого слуха, не следуй множеству (Исх. 23,
1–2).
И возвратился Моисей к Господу и сказал: О, Господи, на-
род сей сделал великий грех тем, что (отрекся от Бога своего) и
сделал себе золотого Бога. Простишь ли грех их? А если нет, то
изгладь меня из книги Твоей. Господь сказал Моисею: того, кто
согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. (А ты) иди,
веди народ сей, куда Я сказал тебе» (Исх. 32, 31–34).
Царю Николаю Второму вести уже было некого, кроме сво-
ей семьи да верных ему слуг. С ними он и пошел. Один. На
Голгофу. За весь народ, который не пошел за ним.
Так же две тысячи лет назад поднялся на Голгофу Господь
наш Иисус Христос. Поднялся один за весь род человеческий.
С Ним при кресте были лишь самые верные Ему. Число их

122
было один в один почти то же, что теперь повторилось с Ца-
рем.Сейчас много людей, которые чтут царя-мученика. Но
очень мало тех, в ком почитание рождается чувством верно-
подданничества. Чтут как святого, прославленного Церко-
вью. Чтут как выдающуюся личность, оставившую свой след
в истории Российского государства. Чтут как пример мужа и
отца удивительной в своей нравственной красоте семьи. Чтут
как мученика, мужественно взошедшего на свою Голгофу.
Но во всех этих видах почитания нет верности, личного от-
ношения именно к единодержавному царю самодержцу – нет
верноподданности. Не только к царю Николаю Второму, а во-
обще к Государю. Не только к тому, который был, но и к тому,
который, Бог даст, будет. Будет не потому что Бог царя даст по
одной только своей воле, а потому что человек в России так бу-
дет нравственно устроен. Как есть в нем совесть или есть в нем
любовь, так будет в нем верноподданность. И потому, что она
в людях есть, Бог даст Царя. А если ее нет, то и царя незачем и
некому давать.
И тогда встает реальность вопроса – много ли таких, в ком
она, верноподданность, есть? Ответ более чем неутешитель-
ный. После четырех поколений, выросших без Бога, откуда же
будет свойство, Богом только и даруемое.


Рецензии