Перемена человека внутреннего на внешнего p122-126

История России знает период, когда развитие религиоз-
ности в народе приняло неблагоприятный характер. Это в
17 веке. Тогда религиозность в значительной части людей Рос-
сии оторвалась от нравственного в них и стала достоянием
преимущественно внешнего и среднего человека. В итоге

123
земность, а вместе с нею горделивость за свое православие
стали заволакивать души людей.
Царь и патриарх занялись исправлением богослужебных
текстов. Дух времени, исходящий от врага рода человеческо-
го, подогрел в людях внешних религиозную ревность, ложную,
так как от врага она шла, и поднял пожар – дескать, гибнет
православие. Загудел набат по всей России: патриарх, мол, –
это пророк антихриста, а царь есть сам антихрист. В этих лю-
дях, подхвативших набат, чувство верноподданности потерпе-
ло в то время сокрушительное поражение. Отказ антихристу,
если сам царь антихрист, стал отказом от царя. В другой части
населения России, которая оказалась перед реальностью от-
казавшихся от царя, верноподданность сильно пошатнулась.
Эти люди растерялись и не знали, что делать.
Мы знаем, что верноподданность, если остается в чело-
веке внутренне религиозно-нравственном, она, как явление
нравственное в человеке, – не может пошатнуться. Если она
в ком-то пошатнулась, это значит, что человек, попирая в себе
внутреннее нравственное, а то и предавая себя внутреннего
нравственного, всплывает в человека внешнего, в ком верно-
подданности уже нет, может быть только память и воспоми-
нание о нем, или еще хуже – одни знания о нем, да размыш-
ления. Внешнему человеку, тем более среднему, творческому,
самодержавие станет бременем, тисками, угнетением вольной
его жизни. А здесь вольной еще и в религиозных порывах.
В 17 веке произошло по сути то же, что произошло в 20 веке
в 1912–13 годах в среде имяславия на Афоне. (Об этом позже.)
В 17 веке отказ от царя, потому что признали в нем анти-
христа, повел к внутренней катастрофе человека. Не от царя
он отказался, но от себя внутренне-нравственного. А вернее,
уже накопившееся к этому времени значительное число внеш-
них людей в России в ложном религиозном подъеме (против

124
антихриста) закрепилось в утрате в себе внутреннего нрав-
ственного человека. С водою выплеснув младенца. Увы, без-
возвратно. Поэтому прошло с 17-го века уже четыреста лет, а
люди эти – старообрядцы – закоренело остаются внешними
и средними людьми в ложной нравственности, остаются вне
Церкви, потому что тогдашний патриарх для них – это пророк
антихриста. Почему же не вернулись к последующим патриар-
хам? Потому что они, мол, вне Церкви и вне царя. Прервалась,
дескать, преемственность. То есть остались вне святости и вне
верноподданности.
Весь остальной народ России в то время оказался в ситуа-
ции не менее сложной, что в наше время в связи со всеправо-
славным собором 2016 года. Далеко не всякий человек тогда
понял, что брань шла не за его внешнее склонение между ста-
рообрядцами и официальной церковью, но шла война за то, о
чем мы с тех пор молимся каждый день в утренних молитвах –
«да не убо похитит мя сатана и похвалится Слове, еже оттор-
гнути мя от Твоея руки и ограды». («С тех пор», потому что по-
сле раскола домашнее утреннее правило изменилось.). Похи-
щение это – «да не убо похитит» – в том будет заключаться, что
человек внутренне-нравственный, тем более нравственно-ду-
ховный, оставит себя такого и устремится к самореализации
внешнего и среднего творческого человека, не подозревая, что
тем предает себя. Он взойдет во второстепенные дарования
своей натуры и останется в них либо средним творческим,
одаренным талантами, душевно-деятельным человеком, либо
человеком внешним, который живет в наше время за счет по-
лученных в школе или услышанных где-либо знаний и за счет
государственных и частных учреждений, где организация и
дисциплина, за него и для него созданные, дают ему чувство
благополучной жизни. Сегодня и всегда это любые учрежде-
ния, армия, школа и все структуры государства.

125
Внешний и средний человек без всякого разумения и нима-
ло не смущаясь живет от падшего естества в себе. Это значит,
им владеют и в нем действуют все составы падшего естества –
покровы сердца, узы духа, возбудители греха (святитель Фео-
фан Затворник называет их «коренные возбудители») и закре-
пители характера.
Но не только в этом трагедия. Она глубже и много глубже.
Особенность среднего и внешнего человека в том, что живут
они как выраженный индивид тремя его свойствами – само-
реализацией, тиранией (настаиванием на своем и отстаивани-
ем себя) и разными формами сближения друг с другом мимо
Святого Духа (в семью чувственным влечением, сближением;
в товарищества, группы, группировки, кучки, корпоративы, в
толпу со стадным чувством, как и в партии, собрания, народ-
ные массы, союзы, съезды, саммиты и т. д.).
Как индивид и тот и другой, т. е. средний и внешний чело-
век, первое – руководимы тремя духами; мира, времени, лести
или обмана. Второе – погружены в падшее естество и им уча-
ствуют и присутствуют во всех жизненных обстоятельствах.
При этом не отдавая себе в этом отчета.
Так, в первом свойстве в основе самореализации лежат
греховные пять покровов сердца – самообольщение, нечув-
ствие благодати, беспечность к спасению, рассеянность через
разные виды впечатлений, многозаботность в нескончаемой
повседневной суете, плотяность, т. е. заботы о материальном
комфорте.
Во втором свойстве – тирании, как в свойстве индивида,
проявляются трое уз духа – мира, самоугодия, диавола или
самолюбия.
Третье свойство индивида – сближение людей друг с дру-
гом мимо Духа Святого, всё, как плесенью, опутано возбудителями
греха – саможалением, чувственностью, человекоугодием,

126
земностью, и как затвердителем залита закрепителями харак-
тера – животным и душевным страхом, своенравием и упрям-
ством. (Путь ко спасению. Св. Феофан Затворник).
Такой человек, потеряв свое нравственное, вместе с ним
утратил и верноподданность, и святость, и патриархальность.
То есть в безбожных условиях 20-го века выжил за счет того,
что из крестьянства и крестьян переметнулся в новый класс –
рабочих , т. е. отодвинув в себе нравственного и трудового чело-
века, перешел во внешнего, а кто-то подался в интеллигенцию,
под которую замаскировался человек средний. В наше время
в современных условиях религиозной свободы два процента
тех и других сделались христианами. Но такими христианами,
которые теперь если и захотят, не будут знать и не знают, как
вернуться к себе внутренним, нравственным, трудовым, а не
деятельным людям. Одни не знают, многие уже и не хотят, и
есть такие, кто враждебно настроен к такому переходу.


Рецензии