Концерт для фортепиано с полярным сиянием

         Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 23 фа минор,
                оп. 57 «Аппассионата»
 
  В Советском Союзе была традиция, своеобразный ритуал. Каждый год в канун смерти   В.И. Ленина Всесоюзное радио транслировало его любимое музыкальное произведение – Бетховенскую "Аппассионату".
  Это случилось в небольшом, затерянном в архангельских лесах поселке с названием Мостовица 21 (или 22) января 1961 года. Был поздний вечер. Стоял трескучий мороз, было безветренно, в темном небе ярко светились  звезды. Я возвращался в домашнее тепло. На высоком столбе над поселком мощный динамик ("колокол"), что-то вещал. Пока он что-то бормотал, я не прислушивался.
   А когда зазвучали первые аккорды «Аппассионаты», остановился. Я тоже люблю эту сонату. И вдруг северная сторона темного неба  сначала робко засветилась неяркими сполохами, а потом заиграла во всю мощь разноцветным северным сиянием.
   Я стоял, завороженный этим зрелищем под грохот фортепиано, забыв про все на свете. Полярное сияние тоже играло «Аппассионату»!  Или это мое воображение, или  на самом деле это был  концерт, где полярное сияние было оркестром, а солировало фортепиано.
   А потом, когда закончилось Анданте и загрохотало финальное Аллегро, меня уже не было на том месте, где я остановился. Я как будто  был в самой гуще полярного сияния, в самом эпицентре той круговерти - эйфории  света и звуков, рассыпанный на  кванты, фотоны, или на еще Бог знает какие частицы. Очнулся на нашей грешной земле, когда истаяли  последние аккорды, и вместе с ними(!) погасло небо. Очнулся  мокрый от пота внутри под теплой одеждой, и весь в слезах.
   Думаю, это был  самый настоящий катарсис, о котором я только читал, но никогда до этого не испытывал. Восторг и страдание одновременно. Еще целую неделю я ходил с  ощущением необыкновенного и незабываемого праздника. И понял, наконец, какая это музыка, про которую В.И. Ленин сказал, что она «не человеческая». Она – космическая.
  Я не верю в случайности. И не верю в то, что эти два события – звуки Бетховенской  «Аппассионаты» и Полярное сияние, встретились случайно.      
  Кстати, убедиться, что я не лгу, не сочиняю, можно легко. Достаточно обратиться в два архива. Если до сих пор во Всероссийском радио сохранилась запись того концерта (мне кажется, «Аппассионату» в тот вечер транслировала радиопрограмма «Театр у микрофона»), и если Всероссийский гидрометцентр (тогдашний Всесоюзный), фиксирует такие природные явления, как Полярные сияния. Дату, время  и место этих событий я указал вначале.
  И то, что я был тем вечером в поселке Мостовица Архангельской области, я могу засвидетельствовать документально. Это - для недоверчивых.

  Ученые утверждают, что Полярные сияния инициирует так называемый «солнечный ветер». Конечно, я им верю. Но в данном случае мне хочется думать, что этим «ветром» были мощные радиоволны, исходящие от Всесоюзного радио. И почему не проверить, так ли это? Вопрос – зачем. А затем. Чтобы повторить подобный «концерт», а потом (в случае успеха) начать глубокие исследования и совершить множество научных открытий, и  некоторые из  них могут радикально изменить жизнь людей за Полярным Кругом.
  Почему не попробовать?  Насколько я помню, «Гиперболоид инженера Гарина» изобрел (без всяких кавычек) фантаст Беляев. И уже потом был создан лазер.
  Правда, сейчас любое открытие и изобретение приобретает так называемое «двойное назначение». Потому что и ныне наука остается, если не рабыней войны, то ее верной служанкой. Но,  может быть,  это скоро кончится, и научные открытия и изобретения будут иметь много назначений, исключая  военное. 
  Читатель, вы не хотели бы туристом в январе уехать в ту же Карелию, где Северное сияние – обычное явление, чтобы покататься на лыжах и послушать, скажем, органного  Иоганна Себастьяна Баха в сопровождении Полярного сияния? Или убедиться в том, что цветовую  партитуру поэмы «Прометей» великого Скрябина оно в точности может исполнить. Ведь до сих пор еще никому, насколько я знаю, не удалось это сделать.
  Признаюсь, такие зрелища не для слабонервных, хотя они - прекрасны. Но есть же музыка не трагическая, но все равно прекрасная, приносящая просто покой и умиротворение! Почему Полярное сияние не сможет ей аккомпанировать? Уверен - сможет. А это уже светозвукотерапия, или  как там ее назовут ученые медики.
         



   




 
       

         


Рецензии
Интересное наблюдение о взаимодействии света и звука. Если интересна тема, посмотрите http://inde.io/article/3006-idi-na-svet-kratkaya-istoriya-nii-prometey-i-pionera-mediaarta-bulata-galeeva , у нас в городе она еще в советское время разрабатывалась)

Лара Вагнер   27.06.2020 11:30     Заявить о нарушении
Уважаемая Лара. Это наблюдение настолько "интересно", что вызывает массу вопросов и догадок. Мне так понравилась Ваша сказка, что захотелось предложить Вам сочинить сказку и на эту тему - как Вселенная аккомпанировала Бетховену (или другому - на планете Земля великому)своими средствами - симфоническим оркестром полярного сияния. Я ни разу не слышал Аппассионату в исполнении симфонического оркестра.
"Прометей" Скрябина ещё нигде не звучал в исполнении света и звука. А у полярного сияния для исполнения Аппассионаты была, наверное, своя партитура.
Попробуйте, Лара, буду рад, если у Вас получится сказка, какой ещё никто не сочинил.
С уважением Стас Новосильцев.

Стас Новосильцев   27.06.2020 13:13   Заявить о нарушении