Глава тринадцатая. Дорога ведёт на Север

Касем ненавидел зеркала. В огромном родительском доме всё было устроено так, чтобы любимый и несчастный сын не видел своего отражения. Многочисленные огромные бородавки и наросты на лице и теле делали молодого человека похожим на чудовище. У него не было друзей, он жил затворником.  Люди, имеющие возможность попасть в дом, отбирались так тщательно, чтоб не дай бог, ни словом ни взглядом не напомнить лишний раз о безобразной внешности Касему. Однажды Касем подслушал беседу жены казначея с матерью. Жена казначея чуть не погибла от змеиного укуса. Дочь астролога Шаввы спасла её. Про Андрию ходили разные слухи, но в душе Касема зародилась безумная надежда на исцеление. Потом девицу объявили ведьмой, потом она покончила с собой. Чёрное болото безнадёжности всё плотнее смыкались вокруг Касема. Он уже отчаялся до такой степени, что решил уйти из жизни, как вдруг Андрию оправдали, она вернулась домой и даже вскорости начала потихоньку помогать больным и страждущим. И Касем одевшись понаряднее, пошёл к ней.
Огромный черный пёс спал на крыльце. Открыл глаза посмотрел на Касема, затем подошёл к нему и обнюхал, встал рядом с ним и несколько раз пролаял. Тот час на крыльцо вышла величественная Бродда. "Что угодно господину?" — спросила она. Она смотрела прямо, не отводила глаз и не сдерживала гримассу жалости или отвращения, как это обычно делали люди, впервые видя Касема. Это придавало уверенности и Касем, не запинаясь чётко сказал, что пришел к госпоже Андрии за помощью, что он много слышал о таланте и доброте Андрии. Бродда приветливо распахнула двери.
Андрия спустилась к Касему. Она сидела за книгами в библиотеке. Пригласила парня в комнату на осмотр. Хотя, едва она коснулась бородавок, как поняла, что не помогут Касему ни мази, ни прижигания. Андрию как будто пронзило — она явственно увидала внутренности Касема — множество мелких и крупных червячков, копошащиеся в его кишках, желудке, сердце и даже в глазах. У неё аж дыхание перехватило. Видение пропало и девушка ещё долго распрашивала Касема о его самочувствии, сне и аппетите. Она только раз читала о подобном случае, ещё когда Могга пускал её в свою библиотеку. Собрав подробные жалобы и завершив осмотр, девушка сказала Касему, что ей нужно подумать и через сутки она даст ответ — сможет ли помочь, хватит ли у неё сил и знаний, чтоб вылечить Касема. Тот кивнул и попрощавшись ушёл.
Больше трёх месяцев Андрия провозилась с пациентом. От эйфории первых успехов до глухого отчаянья, когда казалось, что все бесполезно и Касем навсегда останется похожим на диковинное чудовище. Всё это было и всё это Андрия преодолела. Нужно сказать, что Касем мужественно переносил и головные боли и приступы тошноты и бессонницу. Он ни разу ни словом, ни единым помыслом не усомнился в своей лекарке. И вот через три месяца его кожа почти совсем очистилась от безобразных наростов и бородавок. Андрия слышала про целебные соленые озера на Юге, но о роскоши и дороговизне тамошних гостиниц ходили самые фантастические слухи. Семья Касема была одной из самых богатых в Кирстене. Не успел их любимый сын словом обмолвился о Южных соленых озёрах, как тот час же его с верным слугой отправили туда. В дом Шаввы пришел отец Касема Изен. Шавва и Дира радушно встретили знатного гостя. Гордость за дочь просто распирала Шавву. Уходя Изен оставил плату за лечение сына — увесистый мешочек золотых монет.
- Это же целое состояние! - простодушно воскликнула Андрия.
- Ты вернула радость в наш дом!  Разве за это деньгами можно отблагодарить? - возразил Изен. Он раскланялся и ушёл, оставив аромат сухой вербены и какое-то странное чувство неловкости. Казалось, что такое богатство попало в дом по ошибке и его нужно будет скоро вернуть. Андрия отдала золото отцу, Шавва передал мешочек Дире, а Дира заперла мешочек в сундук.
Через месяц в дом Шаввы явились Касем и Изен. Андрия встревожилась — неужели её пациенту опять нужна помощь. Она хотела осмотреть парня, но Изен жестом остановил её: "Мой сын здоров. Мы пришли к твоему отцу и совсем по другому делу." Андрия провела гостей к отцу и вернулась к  своим книгам.  Гости долго о чем-то говорили с Шаввой. После их ухода Шавва из кабинета не выходил до ужина. А после ужина он позвал Андрию к себе.
- Разговор у нас будет не простой - Шавва посмотрел в глаза дочери и грустно улыбнулся.
- Это ведь будет разговор о Касеме?
- Это разговор о тебе. Касем просит твоей руки. Я прошу тебя — не говори сразу "нет" или "да"!  Изен один из самых могущественных и богатых людей в Кирстене. Даже Правитель свои решения всегда обговаривает с ним. Да, наша семья в городе не последняя, но как показали недавние события — мы уязвимы и я не в силах был защитить тебя от подлых доносов, от сплетен, от всей той грязи, что липнет к людям чем-то отличающихся от других обычных людей. Твоего деда за это же чуть не казнили в своё время. С Касемом тебе будет хорошо! Его семья не даст тебя в обиду! Он обожает тебя!
- Довольно, отец, прошу тебя! Касем — мой пациент. Мне почему-то кажется, что это не совсем правильно — принимать его предложение. К тому же я не люблю его.
- Выходи тогда за Костана. Он тоже сын почтенных родителей и он не твой пациент.
- Нет, отец. Костан — мой друг и брат. И я не выйду замуж ни за Касема ни за Костана, ни за кого- либо другого. Я собираюсь лечить людей, посвятить этому свою жизнь. И мне нужно твоё благословение. Только не на брак, а на паломничество за новыми знаниями. Я хочу пойти на Север к Теминору. Это знаменитый знахарь и ведун. Я узнала про него от Аратина. Иногда он берет учеников. Отпусти меня, отец и благослови!
- Андрия, помилуй! Если ты хочешь новых знаний, то иди в ученицы к Могге! И не нужно мчаться  на край света!
- Отец, ты же понимаешь, что это невозможно. Могга невзлюбил меня. Я долго думала за что, и поняла совсем недавно. Я всё время напоминаю ему каким он был когда-то. Я не знаю как, я не знаю почему, но он не хочет вспоминать свою мододость. Видимо великий лекарь кончился. Остался слабый, раздражительный человек, ни к кому не привязанный, никого не любящий. Так что мой путь на север. Великий Сина умер, а то я бы двинулась на Восток.
- Но ты — девушка. Теминор может не взять тебя в ученицы.
- У него нет выбора. К тому же я прожила несколько месяцев в мужском платье. И никто, кроме Аратина, ничего даже не заподозрил.
- Но что мне сказать Изену? Он оскорбится, если ты откажешь его сыну.
- Отец, ты имеешь право не разрешить мне выйти замуж до тех пор пока старшие мои сестры не пойдут под венец. И время будет работать на нас. Вот увидишь. Касем привык, что от него шарахаются люди. Но теперь он красив, к тому же богат и знатен. Через месяц он и думать забудет обо мне.
- Дочь моя, ты разумна не по годам.- вздохнул Шавва и поцеловав дочь, отпустил ее спать.
Андрия как в воду глядела. Конечно, отказ выдать замуж младшую дочь, когда старшие ещё не замужем, хоть и обидел Изена, но не оскорбил. Изен, подумав, согласился, что Шавва поступил мудро. Касем после исцеления стал таким пригожим, что его звали на все праздники, балы и вечеринки. Девушки буквально на шею ему вешались. Вскоре идея жениться на своей лекарке уже казалась парню глупой. Зачем женится, когда вокруг столько удовольствий...
Андрия же готовилась к долгому пути. Аратин вызвался сопровождать ее в Северные земли. Он твердил, что засиделся и хочет новых впечатлений. Манишей успел вернуться из Восточных земель. Обсерваторию построили и он решил закончить свои странствия — возраст всё же давал о себе знать.
В середине весны Андрия и Аратин отправились в Северные земли с большим караваном. Костан тоже хотел ехать с ними, но по многим причинам вынужден был остаться в Кирстене. Верный Кобо следовал как тень за Андрией на Север. Хоть черный пёс не чуял никакой опасности, но расставаться с Андрией он не собирался.


Рецензии