Книги Паралипоменон и Евангелие от Матфея

Согласно Талмуду последними книгами канона являются книги Паралипоменон (в этой версии есть еще ряд перестановок по сравнению с привычным нам расположением). Если посмотреть на порядок следования книг под таким углом (а традиция эта древняя и достаточно обоснованная, обладающая своей логичностью, если вкратце, три основные части Ветхого Завета организованы вокруг тем изгнания и возвращения, траектории развития этих тем особенно явны на стыках разделов и в их центрах), можно сделать ряд интересных наблюдений. Упомяну несколько для примера.

Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. В первой главе мы встречаем родословие Иисуса Христа. Паралипоменон тоже начинается с родословия. Матфей приводит генеалогию к новой цели - к Иисусу Христу.

Есть аналогии и между концовками первой книги Нового Завета и последней Ветхого Завета. Иисус, давая миссионерское поручение, начинает его словами "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы" (Мф.28:18-20). А в конце Паралипоменон Кир говорит: "все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет" (2Пар.36:23).

Кир обладает земной властью, при этом признает, что дана она ему Господом Богом небесным. Иисусу дана полнота земной и небесной власти, причем Ему она тоже дана свыше. Власть Иисуса превышает власть Кира. Кир отправляет евреев из изгнания в их землю восстанавливать Иерусалим и храм. Иисус отправляет апостолов из "плотского" Иерусалима учить все народы, созидая храм церкви.

Хендрик Корефар отмечает, что в каноне мудрости материал, относящийся к Израилю, обрамлен упоминаниями о двух язычниках: моавитянке Руфи и персидском царе Кире. Весь древнееврейский канон обрамлен упоминаниями о двух людях, которые не были евреями: Адаме и Кире. Так подчеркивается священническая функция Израиля для всех народов. Создание Израиля как народа - не самоцель: Израиль должен нести благословение всем народам. И именно таким поручением заканчивается самое пропитанное Ветхим Заветом Евангелие, Евангелие от Матфея.

27.06.2019


Рецензии