Шило из мешка

«Умом Россию не понять» - выражение, давно ставшее общей фразой. И  даже над ее смыслом не задумываешься, как правило. 
   Вчера пришлось много передвигаться по Уралмашу. На общественном транспорте. Мне нравится наблюдать, как иногда частная жизнь людей проявляется нечаянно. Как шило из мешка. Утром рядом со мной села женщина лет сорока. Простенько одетая, на голове светлый платок. Замерла – в одну точку смотрит, будто сосредоточилась на чем-то очень важном. Порылась в пакете, достала замусоленную книжку. Смотрю – это молитвенник.  Уставилась  в него и  слегка губами шевелит, как малые  дети, что читать  учатся.
   В середине дня в троллейбусе заметил пожилого мужчину, который перелистывал «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Я даже замер от неожиданности. У меня с этой книжкой не самые приятные воспоминания.  Был у нас директор школы – историк. Преподавал  этот предмет, когда я учился в классе седьмом. Помню, пришел он на урок, уселся за учительский стол, достал кучу каких-то документов. Потом подозвал к  себе Люду Сеньковец – нашу отличницу – вручил ей «Манифест коммунистической партии» и заставил  вслух читать. И она, как дура, стояла перед нами с этой книжицей и читала выразительно. А весь класс ржал, когда ей приходилось произносить слово «проституция», которое в тексте встречается. Не хотелось директору работать – документы важнее урока были.
   Ну а  вечером столкнулся с двумя американцами в строгих костюмах. Явно миссионеры, что прибыли из-за океана учить русского человека своему религиозному уму-разуму. Наивные, только деньги тратят. Зря. У нас своего «ума» полно: кого хочешь научим.


Рецензии