Бразилия. 6. Ботанические исследования

Автор - Анастасия Неронова.
 
                11.08.2003. БОТАНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
 

        Мы решили поехать в городок Барра до Уна, где, как написано в брошюрах, есть треки и водопады. В автобусе  никто не знал, где начинаются эти треки, и мы сошли там, где нам сердце подсказало. Местные сказали, что мы сошли правильно,  здесь начинается дорога к началу трека, но далеко, километров семь. Ну, мы по опыту не испугались, а стали ловить автостоп. Ловить особенно было некого, но единственная проезжавшая автомашина нам остановилась.

        - А не возьмете ли вы нас к началу трека?

        - Какого трека?

        - А к водопадам.

        И тут он сказал что-то очень быстро и долго, из чего я поняла, что на треки здесь нельзя ходить без гидов. Я спросила почему, он мне опять быстро и запутанно ответил, но я так и не поняла.

        При этом он освободил места возле себя, приглашая этим  нас в машину. Ну, наверное, он нас все-таки решил подбросить, а  сможем ли мы или нет - наше дело.

        Я спросила, что нам будет, если мы пойдем одни, он опять высыпал тираду слов, после чего провез нас через шлагбаум, возле которого сидели люди, и он показал им два пальца, наверно, имея в виду нас двоих.

        - Например, здесь у вас была бы проблема.

        Интересно, он нас ввез в парк. Наверное, он нас довезет до трека и оставит. Он остановился возле какого-то дома, поговорил с кем-то и повез машину обратно.

        Окей, что бы это значило? Он возвращается?

        - А не могли бы мы здесь остаться и пойти дальше одни? - спросила я. Тут как  раз была табличка: “ТРЕК”.

        - Нет, я не могу оставить вас здесь одних.

        Ага, значит, он действительно хочет нас вернуть. Зачем тогда брал?  Я попыталась исправить положение.

        - А чего они боятся, что мы будем портить природу и оставлять мусор, или что мы сломаем себе шею?

        - И то, и другое, Например, тут есть много змей, что будешь делать, если они тебя укусят?

        - А змеи не укусят, если ты  их  не трогаешь.

        - Верно, а вдруг вы оба сломаете себе что-нибудь, и никто не знает, где вы и кто вы?

        И тут мы проехали  вдоль бутылок, которые валялись на дороге.

        - Вот еще почему.

        - Да, но мы не делаем этого. У нас есть понятия об охране природы.

        Тут мы оказались совсем в другом месте, не там, откуда приехали. Он сделал нам жест вылезать. Тогда я совсем ничего не понимаю. Человек вроде хороший, заботится о природе, выглядит интеллигентно. Что он от нас хочет? Тут он протягивает руку и говорит:

        - Меня зовут Марко. А вас? Это место - частное. Это не парк, охраняемый штатом, и тут разрешается заниматься ЭКО туризмом и проводить ботанические исследования.

        Идите за мной. Не каждому разрешается сюда входить. Только три группы из двенадцати получают разрешение. И каждый, кто входит, обязан записать себе и подписаться, что он будет охранять природу. Ой, смотрите!

        Он показал нам гнилую палку, на которой рос великолепный цветок, листья которого были длинные и пряные, и они образовали воронки между собой.

        - Это не паразит. Он только сидит на деревьях, как другие на земле. Он питается водой, которая скапливается в этих воронках после дождя, и перерабатывает сухие листья, которые попадают в них с деревьев сверху. Почти на каждом дереве были цветы. А я-то думала, что все они паразиты, и весь лес просто живет один за счет другого. Оказывается они хорошие.

        - А это паразит? - спросила я, указывая на ползучее растение, которое просто вцепилось в дерево, как проволока во многих местах. Это выглядело жутковато.

        - Не-а.  Посмотри, он питается от земли. Дерево - это только подставка, чтобы дотянуться до  солнца.

        Мы шли по камням через речку, он прыгал по ним, как  козлик, хотя они все были покрыты мхом, и  были довольно скользкими. Все это время я думала: кто же он, черт побери? Гид? Тогда почему не запросил 75 реалов с человека, как делают другие? Он вроде ничего не говорил о деньгах. Почему он нас ведет по лесу, рассказывает нам о цветах и тратит на нас свое драгоценное время? Когда в машине я его спросила, где он работает, он сказал, что проще будет объяснить на  месте.

        Тут мы подошли к деревянному домику.

        - Здесь вы можете сходить в туалет и взять воды.

        Он дал нам декларации на подпись и показал семена в пробирках и огромных скорпионов, которые по его словам он поймал в этом доме и законсервировал в алкоголе.

        - Вы хотите пойти на трек?

        Я радостно “завиляла  хвостом” и он повел нас дальше. Лес был просто великолепен. Еще красивее, чем в  Байсуканге. Он еще и солнцем просвечивался, что его делало ярко-ярко зеленым и весело чирикающим.

        - А это семечко - показал нам Марко шарик, размером с теннисный мячик, с длинными колючками и пропеллером, сантиметров 10 длиной. Колючки защищают его от животных, а пропеллер помогает отлететь дальше от дерева, и не разбиться, падая с такой высоты.

        - Видите эту пальму? Если  ее рубануть по стволу, будет капать сок. Его можно найти в ресторанах, и он очень дорогой. Проблема в том, что от такого  пореза пальма со временем  упадет и погибнет. Из-за небольшого количества сока гибнет все дерево. Во многих местах их уже истребили.

        Здесь - рай для пальм. Мы их бережем, как зеницу ока. Видите  эти маленькие кустики? Это будущая пальма. А этот огромный и высоченный ствол - тоже. Вершину почти не видно, так она высоко. Все это вокруг - пальмы.

        Теперь мы поняли, кто такой Марко. Он  -  лесничий по-нашему.  Он живет в лесу и охраняет его. Причем, он  занимает высокое положение в экологической организации и помогает в других лесах прокладывать новые тропы.

        Вдруг Марко нагнулся и стал  вырывать корень у какого-то растения.

        - Индейцы лечатся им при зубной боли. Попробуйте.

        Корень разодрал мне весь рот. Напоминает вкусом ментол, но очень ошарашивает.

        - Это анестезия. Если съешь много, тебе заморозит весь рот, как укол у дантиста. Но это неопасно.  А видите этот лаз? Это лаз ночного зверька (имя по-португальски я, конечно, не запомнила). У него есть панцирь, и он ест насекомых и эти корни.

        Мы все прыгали по камням. Тропа была очень узкой и заросшей, местами исчезала. Без  него я ни за что бы здесь не прошла. Потерялись бы и все. Местами были водопады, мы  останавливались фотографироваться.

        - Ой, перо! - Семь-восьмь сантиметров длиной, черно-зелено-голубое и переливающееся. Он померил его, подумал.

        - Скорее всего, тукан.

        - Да, он же черный!

        - Нет, здесь они разноцветные, но с черным клювом, а не ярко-оранжевым, как в Амазонии. Держи на память!

        Тут мы остановились возле самого толстого дерева в моей  жизни. 40 метров в обхвате! Таких деревьев много в Атлантическом лесу, но это было самое большое. Они замечательны тем, что книзу разветвляются на эдакие пластины, как у ракеты с  оперением внизу. У  этого дерева  такие пластины были толщиной в мою ногу, и  в широком месте выше пояса.  Марко постучал в пластину. Раздался глухой звук.

        - Индейцы так зовут на помощь. Только они стучат не кулаком, а дубиной, и  слышно по всему лесу. И на каждый случай у них есть свой ритм. Как у радистов.

        - А сколько лет этому дереву?

        - Лет 400-500...

        Мы пошли дальше. Метров через 200 Марко показал нам огромный корень. Это от того же дерева.

        - Ему приходится  разрастаться во все стороны вширь, чтобы  держать такую махину.  Вглубь ему некуда расти: в Атлантическом лесу почва очень тонкая, а под ней скала. 

        Хотя и очень много листьев гниет, вроде бы должно быть  много почвы, но слишком много растительности ею  питается. Динамика  роста этого леса слишком велика, и поэтому почва остается тонкой. Здесь невозможно ничего выращивать. Уже через пару лет ничего не растет. 

        Вот здесь - поляна. Это много лет назад пришли люди и хотели сажать здесь бананы. Они вырубили много деревьев, но ничего у них не выросло, и они забросили  эти места. Но лес берет свое. Уже сейчас здесь высоченный кустарник. Через несколько лет здесь будет  лес как лес.

        - А если вы  будете умирать с голоду в лесу, вас выручит  вот  это растение.  Вроде огромного лопуха, вытянутого и гладкого. Стебли его листьев  съедобны. Мы пробовали - невкусно. Не насытишься. А из листьев индейцы делают чашки для питья. Кстати, вода во всех здешних водопадах питьевая.

        - А что здесь есть индейцы?

        - Есть рядом индейская деревня Борасеа. Их там 30-40, не больше, но настоящих. Я там иногда  живу, а  иногда в том доме, где мы сейчас были.

        В конце трека мы вернулись в этот дом. Там нет электричества. Все на керосине и на газу,  он готовит в печи - романтика. Марко сварил нам вкусный  напиток “как кофе”.  Его делают из растения, из которого делают  шоп - известное бразильское “как пиво”, только тут его сушат и жарят, и порошок,  который получается  рыхлым как кофе, только запах другой. И вкуснее.

        Марко дал нам свой  e-mail и отвез нас назад к автобусной остановке.


Рецензии
Очень интересно познавательно!
Вспомнил как в 4-м классе читал ЖАНГАДА!

Петр Евсегнеев   28.06.2019 18:13     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Пётр! Путешествие по Амазонке впереди!

С теплом и Уважением,

Лев Неронов   28.06.2019 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.