Прадо. Мадрид. часть 5

 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 5.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (1400-1464) – нидерландский живописец эпохи Возрождения.
«СНЯТИЕ С КРЕСТА» (ОК. 1475Г., ДЕР., МАСЛО, 2, Х 2,62);
Этого выдающегося нидерландского мастера еще иногда называют на французский манер -  Роже де ля Пастюр. Родился он около 1400 года в Турине. Отец – Генри де ля Пастюр был неплохой резчик по дереву. Роже (Рогир) тоже освоил мастерство скульптора. Пробовал он себя в юности и на ювелирном поприще. Это все отложило свой отпечаток на все его дальнейшее творчество.
ВАН ДЕР ВЕЙДЕН блестяще овладел живописной техникой. Его искусство было проникнуто ощущением непреходящего драматизма, замкнуто в себе, подчеркнуто одухотворенное.
О нем принято говорить как о втором по значению (после Ян ван Эйка) творце той эпохи.
Художник никогда не подписывал и не датировал свои произведения. В Прадо несколько его работ, но только картина «СНЯТИЕ С КРЕСТА» не вызывает сомнений в авторстве. Эта работа является хрестоматийной. Её всегда указывают, когда речь идет о творчестве Ван дер Вейдена.
Картина была написана для капеллы гильдии арбалетчиков. Её хотел выкупить Филипп II, но ему было отказано. Тогда он заказал себе копию у малоизвестного художника. Потом удалось выкупить оригинал, а для капеллы за это отдали еще и копию. Теперь оригинал в Прадо, а копия тоже попала в Испанию и находится в Эскориале.
Композиция картины ассоциируется со скульптурным рельефом готических соборов. Все фигуры в одной плоскости, строго в ряд. Яркие одежды создают строгий целостный ритм. Все подчинено одной идее – передаче внутреннего духовного мира. Каждый из изображенных переживает горе по-своему – отсюда впечатление мощной душевной напряженности.

ХАНС МЕМЛИНГ (1440-1494). «ТРИПТИХ КАРЛА V». Об этом нидерландском художнике сложено несколько романтических легенд. Люди завороженные его трогательно – наивными произведениями, наполненными тихой радостью или возвышенной грустью, сами додумывали и фантазировали, создавая предания о Мемлинге.
Если все объединить, то получается вот такая назидательная история: жил был молодой человек Ханс Мемлинг. Жизнь он вел беспутную и разгульную. Часто попадал в скандальные истории, за что и был забран в солдаты. Несколько лет служил в армии, участвовал в швейцарских и лотарингских войнах, был тяжело ранен в битве при Нанси. Весь израненный и замерзший (дело было зимой) он без чувств падает у ворот госпиталя – монастыря Синт-Янс (Святого Иоанна). Ему дали здесь кров и приют. Он долго выздоравливал. Была ещё история его любви к юной монахине, ухаживающей за раненым Хансом. В благодарность к покровителям Мемлинг начал писать картины на религиозные темы. Но это легенды.
Сведений о художнике мало. Считается, что он родился в Германии в городке Зелигенштадте около Франкфурта-на-Майне. Возможно учился у Ван дер Вейдена. Документы свидетельствуют, что в 60-е годы он обосновался в Брюгге, оживленном портовом городе. Стал довольно состоятельным человеком, женился, имел 3-х сыновей. Считают, что был членом масонской ложи. Стиль художника со временем мало менялся. Умер он в 1494 году, пребывая в почете и славе.
«ТРИПТИХ КАРЛА V» (1490-1479) ВКЛЮЧАЕТ ТРИ СЮЖЕТА: «РОЖДЕСТВО», «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ», «ПРИНЕСЕНИЕ В ХРАМ».

Наиболее значительной частью является центральная часть – «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ».
Колорит триптиха очень изыскан. Несмотря на отсутствие цветосветовой нюансировки (более характерной для художников южан), локальные яркие цветовые решения необыкновенно красивы. Они помогают передать атмосферу торжественности и значительности события. Название картины говорит о том, что ее первым хозяином в Испании был король Карл V.


Рецензии