Возлюби ближнего своего

Госпрограммой переселения соотечественников в Россию с 2007 года воспользовались уже более восьмисот тысяч человек. Казахстан занимает второе место по притоку мигрантов из ближнего зарубежья. Что заставляет этих людей покидать мирную страну, в которой они родились, выросли, а порой даже прожили большую часть жизни, и что чувствуют переселенцы, осуществив свою мечту и оказавшись наконец в России?
– Конечно, мы боимся, – Лариса, 29 лет, вместе с родителями и мужем мигрировала из Шымкента. – Все эти заявления радикальных националистов, называющих себя «казахофашистами»… Я владею казахским языком, мой муж – сам казах, но, случись что-то, его убьют вместе с нами. Просто за то, что предал своих, как они считают. Знаете, всё это ужасно. Мы сталкивались с притеснением ежедневно. Например, мужу на работе не давали двигаться по карьерной лестнице. Как-то начальник вызвал его в кабинет и так и сказал: «А зачем ты на ней женился? Мало что ли хороших казашек?» Но то, что сделал этот журналист Манас Бистаев, когда он возле Казахского национального университета топором разбил бюст Ленина, призывая вырезать русских, это, знаете, более тревожный звонок. Речь идёт уже о выживании.
– Да, движение радикалов в последнее время набирает обороты, и это неправильно, но Манаса, вроде бы, арестовали, – Таисия, 56 лет, переехала с мужем из Астаны. – Меня на новой работе, здесь в России, как-то спросила коллега, правда ли, что нам русским там нет жизни. И я не могу сказать, что это так. По долгу службы я часто разъезжала по всему Казахстану. И на юге, а ещё чаще на западе порой вовсе не услышишь русскую речь. Да, на совещаниях мне бывало неуютно и обидно, когда все говорили на казахском, а я ничего толком не понимала, но никто не удосуживался переводить для меня и таких, как я, притом нас обязывали там находиться, словно лишний раз хотели унизить или ткнуть лицом в то, что мы не там, где должны быть. Хотя, с другой стороны, в России говорят на русском, в Англии на английском, почему же в Казахстане не должны говорить на казахском? Другой вопрос, что в нашем возрасте, проговорив всю жизнь на русском, тяжело, да и не очень хочется переучиваться на казахский. Потому мы и уехали. К тому же, наши повзрослевшие дети обосновались в России. Мы хотели быть ближе к ним.
– Но всё оказалось сложнее, чем говорили нам в Казахстане, – муж Таисии – Виталий, 60 лет. – К примеру, в российском посольстве нам обещали, что не будет проблем с поиском работы – нас де ждут. А по факту никто не хочет иметь дело с иностранцами, даже если они участники госпрограммы. Когда во время подачи документов на РВП нас спросили, сколько мы не работаем, а мы ответили, что два месяца уже тщетно что-либо ищем, ответ госслужащей шокировал: мол, это ещё нормально. А ведь если бы у нас не было сбережений, на что и где жить, что есть? Сейчас я нашёл работу, но низкооплачиваемую, и ощущение такое, что мой работодатель не знаком с «Трудовым кодексом». Однако общаясь с другими переселенцами, понимаю, что мне ещё повезло найти хоть такую. Вот вам и востребованная квалификация.
– А необходимость бесконечно обивать пороги из-за того, что нет единого образца для заполнения анкет, и все эти дикие очереди, поездки за талонами, а только потом на встречи? – Иван, 43 года, мигрировал из Усть-Каменогорска. – Какой работодатель пойдёт на такое количество отгулов, пусть даже неоплачиваемых? Когда я задал вопрос, почему нет образца для заполнения анкеты, мне ответили встречным: «А что же Вы, сами что ли заполняете? Напротив нас есть юридическая контора. Пошли б к ним – с первого раза документы бы сдали». Но это ведь ещё деньги, которые в нашем статусе «никто» так тяжело здесь заработать. Деньги на переводы паспортов, свидетельств о рождении, госпошлины…
– Вы ещё не подавали документы на само гражданство, видимо, – Таисия из Астаны. – Вот где надувательство в чистом виде. Для того, чтобы их приняли в МВД, необходимо приложить к ним составленный у нотариуса за две с лишним тысячи рублей и отправленный в Генеральное консульство Казахстана в Казани отказ от гражданства. Но бумага эта – фикция. Из консульства Вам ориентировочно через месяц придёт ответ о том, что оформление подобных документов «по почте не производится». Вас пригласят явиться непосредственно к ним в Казань и заплатить консульский сбор (пятьдесят долларов!). И нет, если Вы об этом думаете, сгонять в Казань перед подачей здесь документов на гражданство не вариант. Вы же не можете остаться без паспорта? А в консульстве у Вас его, следуя Конституции Республики Казахстан, заберут. Вот так.
– О чём вы! Когда мы вызвали скорую для четырёхлетнего сына, они отказались приехать, потому что у нас ещё не было полиса, – Олеся, 32 года, переехала с семьёй из Уральска. – У него температура шкалила под сорок. Разве это нормально?
– Я уже больше пяти лет гражданин России, – Сергей, 36 лет, мигрировал из Павлодара. – Как и все, приехал сюда, чтобы быть уверенным в том, что мои права будут соблюдаться. Что никто не будет притеснять меня за иной разрез глаз, потому что я буду жить среди своих. И для меня пугающе жутким стало открытие того, что в России права своих попираются с тем же успехом, что и в Казахстане права русскоговорящих. Вот только казахи там чувствуют себя вполне комфортно. Почему же русские в России чувствуют себя таким шлаком? Почему нам лгут, почему нас не слышат, почему мы «никто» в своей собственной стране? Эта загадка в своё время разбила мне сердце, потому что я ехал в Россию её патриотом, рождённым в СССР, а сейчас вынужден размышлять о переезде в Европу или Австралию, поскольку слишком люблю свою дочь и не хочу, чтобы она росла в такой стране, пусть даже она является её Родиной. Зачем же моя милая девочка будет, подобно мне, любить свой дом, страдая в нём?
– А мне кажется, что главная проблема русских в том, что они ненавидят самих себя, – Виктория, 30 лет, мигрировала с мужем из Алматы. – Мы переехали, когда я забеременела. И когда здесь при входе в автобус русские бабушки чуть ли не били меня моим девятимесячным пузом о дверь, злобно от неё отталкивая, я… Даже не знаю, что я чувствовала в те моменты. Просто в Казахстане молодые казахи уступали мне место в общественном транспорте, и когда я не была беременна. Не потому что заигрывали, а потому что их так воспитали, понимаете? Они вежливы и приветливы. А сколько идущих навстречу русских улыбается вам за день? Вы считали? Я тогда задалась целью. Среди нас мало приветливых и вежливых людей. Мы не рады самим себе, о чём это говорит?


Рецензии
Очень полезная и нужная подборочка.

Жаль, что у нее так мало читателей.

Беднарский Константин Викторович   19.11.2019 22:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и внимание) В наше время большое количество читателей ни о чём не говорит) Поэтому не заморачиваемся, а продолжаем писать ради удовольствия) Приятно, что кому-то интересно)

Росина Буданс   21.11.2019 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.