Пересвет против Челубея

                Легенды, мифы и исторические факты Куликова поля
 
8 сентября 1380 года произошло сражение, получившее название Куликовской битвы. Итогом этого сражения стала полная победа русских. И ещё из школьных учебников истории времён СССР, мы помним, чуть ли не главное событие этой битвы -  поединке Пересвета с Челубеем.
 
А сейчас я выскажу крамольную версию – а был ли поединок? На следующий год будет 640 лет Куликовской битвы! И вдруг такой вопрос. Что, раньше об этом никто не задумывался? Интернет нам в помощь! Оказывается, задумывались. Кто? Да, конечно же, историки. Люди, которые хотят приподнять завесу веков над правдой или вымыслом, над прошлым нашей Родины и разобраться в исторических коллизиях. И красивая историческая легенда начинает ставиться под сомнение…

Если Дмитрий не заезжал в Троице-Сергиев монастырь, то откуда в войске взялись воины-иноки Пересвет и Ослябя?

Они фигурируют уже в ранних вариантах летописи, в самом первом Кратком повествовании, где боярин Александр Пересвет назван в числе погибших. В Пространной летописной повести говорится, что он бывший брянский боярин, перешедший на службу к великому князю Московскому вместе с князем Дмитрием Брянским. Ослябя в текстах не фигурирует.

Но десятилетием позже Куликовской баталии Ослябя состоял живой и невредимый на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского).
Пересвет и Ослябя — земляки, возможно, даже родственники. Фигурируют они и в «Задонщине» памятнике древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков. Которая повествует о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая в Куликовской битве. Причём упоминаются оба.

Из этого следует, что Пересвет участвовал в сражении, а не погиб в поединке с Челубеем, да и выглядит он не чернецом в схиме, а витязем в золоченом доспехе. А у Осляби еще и сын Яков сражался с татарами! И никаких намеков на знаменитый поединок…

А сюжет с поединком появляется лишь в «Сказании» — самом позднем и наиболее приукрашенном из всех летописных рассказов о Куликовской битве.
Описание этого поединка в разных списках сильно отличаются. То бились пешими, то конными, то копьями, то мечами, то Пересвет доехал до своих, а Челубей рухнул наземь, то русский витязь упал сверху на врага и прикрыл его ризой…

А в одном из списков даже есть такой сюжет: в момент поединка находившийся в Троице-Сергиевом монастыре Сергий Радонежский отправляет будущего игумена Никона на колокольню «видения ради». Никон с колокольни (!) видит лежащих на поле Куликовом Пересвета и покрытого его ризой татарина и рассказывает об этом Сергию… Чудо! Чудо, что у Никона такое зрение, прямо как у телескопа…

Кстати,  противник Пересвета в разных списках именуется по-разному — Челибей, Темир-Мирза, Таврул. Именуется он то татарином, то печенегом, хотя этот народ к XIV веку уже стал легендарным и из Причерноморья ушел.

Исторических аналогий поединку мы тоже не находим. Фраза «по обычаям того времени» не соответствует действительности – такой традиции не было ни на Руси, ни тем более в Орде. Не было тогда таких обычаев.

Ясса Чингисхана требовала четкого подчинения дисциплине и командам офицеров, а своеволие каралось смертью. К тому же татары (и другие степняки) атаковали в конном строю, изначально забрасывая врага стрелами, а построение друг против друга и стояние на месте (что подразумевает поединок) противоречило их тактике.

Получается, что поединок Пересвета и Челубея — скорее всего красивый вымысел. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг нашего витязя, ведь, если он остался в памяти народа и был персонально упомянут в летописи, значит, действительно отличился в сражении.

Если же говорить о ходе битвы, то все источники указывают на то, что главную роль в ней сыграл удар засадного полка, до решающего момента скрывавшегося в дубраве. Командовал этим отборным отрядом двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Андреевич Серпуховской (получивший прозвище Храбрый) и опытный воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.

Использование скрытого резерва в военной науке не новость. Его применял еще Юлий Цезарь в битве при Фарсале. Однако в русской военной истории это был первый подобный пример. И, главное, применен резерв был чрезвычайно удачно и своевременно, что говорит о недюжинных полководческих талантах князя Дмитрия и (или) его воевод.

Ни в одном русском источнике не упоминается страшный и прискорбный факт — нападение литовских отрядов на обоз с ранеными русскими воинами, возвращавшимися домой после битвы. Однако на это прямо указывают прусские хронисты — монах-францисканец Торнского монастыря Дитмар Любекский и живший в Ризенбурге чиновник из Помезании Иоганн Пошильге.

«В то же время была там великая битва у Синей Воды между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле».
(из хроники Дитмара Любекского)

Хочется верить, что эти сведения не достоверны. Они не меняют исторического смысла куликовской победы, хотя, возможно, поясняют огромные потери русских.
А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить.

 Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и другие, а ушли с него — русские». Это была важнейшая веха в создании русского этноса. Его отправная точка. Важно, что после куликовской победы никогда больше не подвергалось сомнению главенство Москвы как центра русских земель. Первенство Москвы уже не требовало доказательств.

Пересвет не перестает быть великим воином и героем, даже если не было его пресловутого «поединка» с Челубеем. И уж тем более не пострадает образ преподобного Сергия Радонежского — великого православного подвижника и политического деятеля.

А всё-таки, какая красивая и героическая была легенда...


Рецензии
А помните письмо запорожцев турецкому султану? И еще обычай оскорблять словесно друг друга перед битвой было в порядке вещей. И были специальные хулильщики - острословы. А что мне с того, был поединок или не был, или только это красивая сказка? Все таки история - это общий абрис процесса развития страны. Но наш род - старинный по маминой линии из Рюриковичей - какая-то их ветвь - столбовые дворяне. А столбовые дворяне - это и есть многочисленные потомки Рюриковичей.Дворяне крови. Род из Подмосковья. И по легенде из поколения в поколение - наши предки сражались на Куликовом поле.

Будьте ЗДоровы.

Валентина Телухова   21.08.2019 16:38     Заявить о нарушении
А теперь футбольные фанаты подхватили традиции хулильщиков. Бывают цензурные и не очень, слоганы про игроков команды соперников. Вызывают определённый интерес. Успехов Вам и здоровья!

Петрович 8   21.08.2019 23:28   Заявить о нарушении