Учитель учителей

                А. Курбанова

                Учитель учителей

     Муниципальное казенное учреждение «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством  формирования добрых человеческих отношений имени Рукият Абакаровой» МР «Каякентский район» РД, в котором я работаю, старается сохранить память о тех учителях, которые заронили в души учащихся добрые человеческие чувства и по возможности создать музей доброты. В таком музее на почетном месте были бы экспонаты, связанные с жизнью Федоровой Елизаветы Васильевны.
      В Новокаякенте, в бывшем доме железнодорожников, в недавнем прошлом можно было увидеть небольшие комнатки без замка, нехитрая утварь, никелированные кровати, старинная, но прочная мебель, какая бывает только у пожилых интеллигентов.  Здесь жила Федорова Елизавета Васильевна, человек с красивой душой.
      Высокая, не по годам подтянутая, с удивительно звонким голосом, Елизавета Васильевна всегда была гостеприимна и отзывчива. Глядя на неё, казалось: «У этой добрейшей женщины природа не посмела забрать внешнюю красоту, так как внутренняя духовная красота придает упрямым морщинкам на ее лице особую привлекательность.
     –  Как вы очутились в Дагестане?  – как-то спросила я её, оказавшись у нее в гостях.
     – Это случилось давно, моя детка, – ответила она мне. – Родом-то я из Краснодарского края, с. Белая Глина Белоглинского района. Отец, Михайленко В. А. вместе с нами переехал в Дагестан. Мне было 5 лет, когда от сибирской язвы скончалась мама, братишке Ване – 3 года, а сестренке Таиске – несколько месяцев,
      – улыбаясь, тихо рассказывала Елизавета Васильевна. – Наша новая мама, Сеина Александра Федоровна, вырастила нас с любовью, отдавая нам, приемным детям, всё тепло своей души.
      Отец, царствие ему небесное, трагически погиб в августе 1941 г.
Лишившись кормильца, в те далекие военные годы мы, дети, вместе с Александрой Федоровной обрабатывали вручную садово-огородные участки, держали скотину, перебивались кое-как.
      В 1942 году я поступила в Буйнакское педучилище. Вместо занятий нас водили рыть противотанковые окопы в районе Буйнакска.
      "Когда же мы будем учиться?" –  спрашивали мы у своих преподавателей: Скрабова Августина Петровича и Бела Павловича Николовича.
      "Успеем... потерпите... – с трудом выдавливали слова из себя, – сначала надо помочь фронту".
      Нелегко давались Елизавете Васильевне воспоминания о трагических годах войны. Она волновалась, но держала себя в руках и продолжала:
     – Закончила я педучилище в 1945 году. Успехи наших войск окрыляли нас. Хотелось все восстановить, обновить с началом мирной жизни.
15 сентября 1950 я  приступила к работе в Избербашской СШ №  I.
     Выйдя замуж, уехала в Подмосковье. Там родились мои сыновья Евгений и Николай. Хотя свекор и свекровь относилась ко мне благосклонно, меня вновь потянуло в Дагестан, где прошли мое детство и юность, где жила моя милая вторая мама.
      С 1953 года я безотрывно работала учительницей в с. Новокаякент. А это 40 лет работы...
      Елизавета Васильевна не любила громких слов. Но ее многочисленные Похвальные грамоты и медали свидетельствуют о том, что она была педагогом, знающим и любящим свое дело. За её неустанный педагогический труд ей было присвоено высокое звание "Старший учитель", она была награждена медалями "За доблестный труд", "Ударник десятой пятилетки", звание "Отличник народного просвещения". Но ей дороги были не правительственные награды, а простые задушевные слова учеников и их родителей, полные благодарности и уважения.
Даже тогда, когда она была на заслуженном отдыхе, родители приводили к ней детей, чтобы она помогла им подтянуться в учебе.
      Ее очень радовало, что ее бывшие ученицы Бурлият Османовна, Ася Георгиевна, Кистаман Гамзатовна, Тайбат Акаевна и многие другие стали настоящими мастерами педагогического труда.
      – Детей надо воспитывать добрым словом, – говорила Федорова Е.В. – Я с самых первых уроков подготавливала их к самостоятельности и индивидуальному мышлению.
      Кем только не стали ученики Елизаветы Васильевны: и военными, и врачами, и инженерами, и конструкторами, и хлеборобами, и директорами крупных заводов. Всех их объединяет одно: воспоминания и самые добрые чувства к своей первой учительнице, ставшей для них и мудрой воспитательницей.
Привыкшая работать с тремя-четырьмя десятками детей, Елизавета Васильевна, будучи на заслуженном отдыхе, скучала по своим ученикам, но беспокоить никого не хотела.
Я удивилась ухоженности её садового участка. На мой вопрос: «Не трудно ли ей работать в саду?», она ответила:
      – Со своим садовым участком и домом я справляюсь сама.  Надо иметь силу воли, чтобы справляться с физическими недугами. Позволишь душе полениться – силы быстро покинут тело. А мне доставляет удовольствие покопаться на огороде, позаниматься с детьми.
       Хочется верить, что Елизавета Васильевна, полюбившая Дагестан, подарившая многим поколениям учеников радость познания, останется в сердцах тех, кто её знал и любил. Пусть земля ей будет пухом!


Рецензии