Скоротечный бой Исмаила ал-Йалцугви

Хотя история Кавказской войны (1816–1864) считается достаточно изученной, старинные документы открывают новые страницы участия лезгин в этой военной эпопее. К примеру, весной 1854 года шемахинский (г. Шемаха, ныне город в Азербайджане, административный центр Шемахинского района) военный губернатор сообщал генерал-лейтенанту И.А. Реутту (1786–1855) о том, как в скоротечном бою погибли руководитель лезгинских повстанцев ал-Хаджи Исма‘ил ал-Йалцугви из селения Ялджугъ Кюринского ханства (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана), его пасынок и некоторые из муридов. Отметим, что село Ялджугъ еще знаменито и тем, что оно является родиной поэта и ашуга Малла Эмина ал-Йалцугви (1670/98–1715/77), а также поэта Етим Эмина ал-Йалцугви (1838–1884) и его отца — богослова Савзихана ал-Йалцугви (ум. ок 1853/57).

Ал-Хаджжи Исма‘ил ал-Йалцугви был одним из активных сторонников имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871). Он командовал своим небольшим отрядом, действовавшим на территории Самурского округа и Нухинского уезда. К рапорту шемахинского губернатора, где приводятся подробности упомянутого рукопашного боя, было приложено письмо ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Йалцугви, адресованное жителям Самурского округа Малла ‘Абд ар-Рахману, Хан-Мамед-эфенди, ‘Абд ал-Кадир-эфенди и кази ал-Хаджжи Мухаммаду, переведённое с арабского языка. Там значилось следующее:
 
«Желаем вам всякого благополучия и посылаем поклонов в столько раз, сколько продлительны в свете дни и род человеческий. Далее, во-первых, желаем вам доброго здоровья со всеми вашими приятелями и непоколебимой твёрдости в вере; и во-вторых, я благополучно прибыл в наш край и посылку, которую имел от высокоуважаемого нашего Шамиля, уже отправил. Затем полученные нами с той стороны послания вручили подателю сего для доставления их высокосанному имаму нашему, а вам нужно переслать их с осторожностью от селения в селение, через верхового нарочного к высокосанному имаму. Действия наши в пересылке этих посланий поставили нас в затруднительное положение по случаю, что эти тайны сделались известными начальственным здесь лицам из неверных христиан, почему два сына Хаджи-Исма‘ил аги были взяты под стражу русскими, но они успели бежать из Нухинской крепости. Бараны же наши и прочие имущества описаны, впрочем, это ничуть не приводит меня в страх от неверных, лишь бы вы не беспокоились. Мы все, как и каждый из мусульман в здешнем крае, верны и тверды в своей вере. За сим нам потребно безотлагательное ваше сюда к нам передвижение, чего и ожидаем. Далее вам известно всё».

К большому сожалению больше об этой исторической личности на сегодняшний день нам ничего не известно.



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


РЕУТТ, ИОСИФ АНТОНОВИЧ (1786–1855) — русский генерал, участник Кавказской войны, начальник гражданского Управления Закавказского края.

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, АЛ-ЙАЛЦУГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялджух (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, (ЕТИМ ЭМИН) МУХАММАД-ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (БУКIА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению дагестанского исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым). Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг.

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (ЦИЛИНГ БУКА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (ум. ок 1853/57) — мусульманский богослов. Окончил медресе, был кади семи сёл. Со временем переселился в село Ялцуг где работал в качестве муллы (кади). В 1837 году взял в жёны вдову Лейлу (дочь кади сел. Даркуш) с сыном, по имени Шахламаз б. Паша Ага-Шерифа б. Таймараз (1836–?), покойного муллы сел. Кахцуг (ныне, С.-Стальский р-он Дагестана) Малла Паша Ага-Шерифа б. Таймараза (ум. 1836). В сел. Ялцуг Лейли родила Савзихану сыновей: Мухаммад-Эмина (Етим Эмин), ‘Абд ал-Малика (Мелик, ум. ок. 1887), Мухаммад-Наби (Магомед-Неби), ал-Хусейна (Гусейн); дочерей: Сувар, Фатимат, Эйлихан (ко времени смерти поэта Е. Эмина она замужем в сел. Гоган, лезг. Къугъван — Куган — букв. «марена»), Кизханум. Некоторые из них умерли еще в детстве. Числился среди муридов, последовавших за шайхом Мухаммадом ал-Йараги (ум. 1838) во время гонений на него и друживших с его сыном ал-Хаджжи Исма‘илом ал-Йараги. Сын лезгинского поэта Цилинг Бука. Отец лезгинского поэта Етим Эмина (ум. 1884). Пасынок богослова — Шахламаз б. Паша (род. в 1836 г. в сел. Кахцуг) со временем станет кади (кази, назначался начальником округа, как правило, из числа духовных лиц и состоятельных людей) суда селения сел. Татарханкент (лезг. Татархан, ныне С.-Стальского района Дагестана).

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, АЛ-ХАДЖЖИ ИСМА‘ИЛ-АГА (ум. ок. 1854) — южнодагестанский богослов, воин и активный участник народно-освободительного движения на Кавказе. Родился в сел Ялджух (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар) — ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана (на январь 2013 года в селе проживало две семьи численностью 11 человек). Исма‘ил ал-Йалцугви был одним из активных сторонников имама Шамиля. Он командовал своим небольшим отрядом, действовавшим на территории Самурского округа и Нухинского уезда. Погиб предположительно весной 1854 года в рукопашном бою с солдатами царской армии. Имел двух сыновей (сумевших после ареста бежать из Нухинской крепости) и пасынка, погибшего вместе с ним в упомянутом бою. При нём было найдено письмо на арабском языке обращённое жителям Самурского округа.

АЛ-ЙАЛЦУГВИ, МАЛЛА ЭМИН (1670/98–1715/77) — поэт и ашуг из селения Ялцуг Ахтынского района. Известный поэт и стихотворец Эмин писал стихи романтического и философского содержания. Эмин принимал активное участие в поэтических состязаниях. Таково, например, состязание, в котором он одержал победу над поэтессой Гюлбар из г. Дербент. Тема их поэтического единоборства — любовь. По ходу импровизированного турнира ими поднимались как бытовые, так и философские вопросы.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


НУХИНСКИЙ УЕЗД — административная единица в составе Елизаветпольской губернии. Административный центр — город Нуха (г. Шеки). Шекинский уезд был образован в 1840 году в составе Каспийской области. С 1846 года уезд был переименован в Нухинский и отнесён к Шемахинской губернии, в 1867 — к Елизаветпольской. В 1918 году уезд вошёл в состав АДР, впоследствии — в 1920 году, вошёл в состав Азербайджанской ССР. Упразднён в 1929 году.

САМУРСКИЙ ОКРУГ (1839–1928) — административная единица в составе Каспийской области, Дербентской губернии, Дагестанской области и Дагестанской АССР, существовавшая в 1839-1928 годах. Административный центр округа — Ахты. Самурский округ был образован в 1839 году. С 1840 года — в составе Кубинского уезда Каспийской области, с 1846 — в Дербентской губернии, с 1860 — в Дагестанской области. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. В 1850 г. в Докузпаринском наибстве было 10 селений, причем жители восьми из них отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей сел. Балуджи, половина населения сел. Ялджуха, 24 двора сел. Джиг-Джига и 74 двора сел. Ихира, — пишет профессор Хидир Рамазанов, — из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения. В 1886 г. в Докузпаринском наибстве было 17 селений. В 1915 году в округе насчитывалось пять светских школ: две в Ахтах, по одной в сёлах Хрюг, Рутул, Филя. В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены. Самурский округ располагался в высокогорной части Дагестанской области. На северо-западе Самурский округ граничил с Гунибским округом, на северо-востоке с Казикумухским и Кюринским, на востоке — с Кубинским уездом Бакинской губернии, на юго-западе с Нухинским уездом и Закатальским округом Елисаветпольской губернии. Крупнейшие реки: Самур, Кара-Самур, Ахтычай, Курдул, Усухчай, Дюльтычай. Горные хребты: Главный Кавказский, Самурский, Хултайдаг, Дюльтыдаг, Гельмец-Ахтынский, Шалбуздагский. Горные вершины: Базардюзю, Шалбуздаг, Деавгай, Гутон, Чолохсу, Малкамуд и др. Округ делился на 4 наибства: Ахтыпаринское (сел. Ахты), Докузпаринское (сел. Мискинджа), Рутульское (сел. Рутул) и Ихрекское (сел. Ихрек). Ихрекское наибство впоследствии было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Докузпаринское наибство по данным камерального описания 1865 года, являлось самым многочисленным наибством Дагестанской области. В 1899 году наибства были преобразованы в участки. Участки подразделялись на сельские общества. В 1895 году в округе было 3 наибства: Ахтыпаринское (центр — сел. Ахты), Докузпаринское (центр — сел. Мискинджа), Лучекское (центр — сел. Лучек). К 1926 году округ делился на 3 участка: Ахтыпаринский (центр — сел. Ахты), Докузпаринский (центр — сел. Усухчай) и Лучекский (центр — сел. Лучек).

ЯЛДЖУХ или ЯЛДЖУГЪ (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар) — покинутое село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ялджух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулах-чай, притока реки Ахтычай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент. Ближайшие жилые населённые пункты — Курукал и Ухул (около 10 км). С начала XVI века по 1839 год Ялджух входил в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году село было присоединено к Российской империи. Ялджух относился к Докузпаринскому наибству Самурского округа. Вместе с сёлами Балуджа и Филидзах образовал Ялджухское сельское общество. В середине XIX века, как пишет профессор Хидир Рамазанов, половина жителей Ялджуха из-за безземелья переселилась на территорию нынешнего Азербайджана. В 1929 году Ялджух был включён в состав новообразованного Ахтынского района. В 1953 году жители села Ялджух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района. До переселения в селе Ялджух жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 1021 человек, из них мужчины — 542, женщин 479. Село состояло из 141 дыма. В 1886 году в селе проживало 1229 человек. Согласно переписи 1886 года в Ялцугское сельское общество Кутур-Куринского участка Куринского округа входили селения Ялцуг (45 дымов, 281 чел.), Бигер (26 дымов, 187 чел.), Мака (27 дымов 146 чел.), Хпит (52 дыма, 245 чел.), Цицер (22 дыма, 98 чел.), Кахцуг, Ка’ан (сел. Киан, лезг. Кьеан). Согласно поверьям, село Ялцуг обосновал уроженец села Карим ал-Ка’ани. Из сел. Киан сюда переселились хашар («крещеные»), из сел. Цилинг — предки Е. Эмина «бук1аяр», из сел. КIири (сел. Икра) — арасар («воины»), из сел. КІеле— «ц1иарар», с верхнего Квардала — «квардалар» и дали названия своим родам (сихилам). В сел. Ялцуг было три квартала: «Вини кьилер» («Верхние начала»), «Элкъвей магьле» («Круглый магал»), «Агъа кьилер» («Нижние концы»). С 1991 года в селе имеется постоянное население. На январь 2013 в селе проживало две семьи численностью 11 человек. В тоже время на сегодня в Дагестане есть два села с одинаковыми названиями Ялцугъ (Ялцугъар), в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах, а Ялджугъ — искаженный тюркизированный вариант названия Ялцугъ (Ялцуг).



ЛИТЕРАТУРА


Посылка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wE6rK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.06.2019). — Яз. рус.


Рецензии