Выбор-4

Фрагмент рассказа. Рассказ – номинант национального литературного конкурса Российского союза писателей «Георгиевская лента»

Моему дяде Михаилу Алексеевичу Красноперову (03.11.23-01.02.13)
посвящается...   

          ...На марше у каждой воинской части, от батальона и выше, своя полевая кухня. Котлы на резиновом ходу и колёсной тяге, как нельзя кстати, подходили для приготовления пищи в движении. Но очень часто интендантская рота «буксовала» и не обеспечивала необходимыми продуктами солдатскую столовку. Вполне возможно, в полковой кассе не всегда водились наличные советские рублики. С продавцами сельскохозяйственных продуктов и промтоваров обычно рассчитывались, но иногда попросту «кидали». В хозвзводе служили далеко не бессребреники. Для пристроившегося к кухне отморозка обогатиться за казённый счёт было обычным делом. Кто мог в военно-полевых условиях проконтролировать надлежащее расходование денежных средств? Да никто. И простецкая ревизия была нереальной. Так что злоупотребления на ниве закупов продуктов были обычным делом.
          В результате, когда измотанная перемещениями по пересечённой местности часть начинала бузить с голодухи, начальство вполне официально разрешало кормиться с «бабушкиного аттестата». В переводе с военного жаргона: можно было поживиться заначками у местного населения. Как правило, это была палка о двух концах. Вроде бы солдаты с горем пополам были накормлены, а с другой стороны, жители прифронтовой полосы страшно ненавидели проходящих  или проезжавших мимо  краснозвёздных защитников родины. Каждый человек в воинской форме воспринимался как потенциальный мародёр. Нехороший имидж солдата, но что здесь было поделать? В строю находились не только «очкастые ботаники», но и оторви да выбрось отмороженные криминальные братки. За право контролировать «аппетитные» хозяйственные территории нередки были стычки между группами служивых. Каждый по собственным силам отстаивал своё место под солнцем.
          Танкисты отличались своей мобильностью. Боевые подразделения в числе первых врывались в населённые пункты, отбиваемые у врага. Частенько бывало, что сорвиголовы оставались один на один с брошенным складом, помещением штаба местного гарнизона фрицев, либо с припрятанной цистерной спирта на железнодорожном тупике. Однажды, когда в руки попала такая дармовая «халява», что тут началось! Со всей округи сбежались воины, страждущие 96-ти градусной «горилки». По стальным бокам палили из всех видов оружия. Каждый хотел прострелить крутющие бочины цистерны и подставить под алкогольную струю своё ведёрко, кружку, стакан. Однако не все виды оружия могли сделать своей пулей дырку в крупповской стали. Возле насыпи корчилось в муках множество тел, поражённых отрикошетившими стальками. Некоторым помощь уже не требовалась – бились в агонии с кровавой пеной на устах.
          Пришлось взять инициативу в свои руки. Запустив вдоль насыпи пару-тройку очередей из пулемёта, под угрозой смерти танкисты смогли отогнать самых наглых мародёров. Подействовало. Кто-то труханул, некоторые решили не менять синицу в руках на пьяного «иллюзорного журавля» в небе, у других преобладал здравый смысл. Но башнёры – люди лихие. Прижавшись кормой танка к цистерне, пару двухсотлитровых бочек они всё-таки наполнили спиртом. Отличились. Потом весь полк неделю втихаря от начальства цедил из алюминиевых кружек дополнительные фронтовые «сто грамм». 
          Событие со спиртом стало главной темой фронтовых рассказов. Различных вариаций была тьма, потому что еда, питьё и сон – это основные темы местных небылиц. Тут ничего не попишешь. Солдату постоянно хотелось спать, постоянно хотелось есть. Ну и курить, само собой. Вот эти моменты существования на войне и были основными тематиками всех шуток-прибауток и домыслов.
          Случай с пьяной массовой вакханалией описали все многотиражки. Естественно, были газеты центральные, дивизионные, бригадные, корпусные. Разгильдяев обязательно «пропесочивали» на политинформациях. Стрелок-радист у нас был далеко несчастным человеком. Когда все слушали его приёмник, аккумуляторы быстрёхонько садились, поскольку батарея заряжалась от двигателя. Как правило, начальство экономило горючку и не разрешало «палить в холостую» дизель.  В результате, продвинутому технологиями парню приходилось бегать на зарядную станцию в местную «техничку».
          Абсолютно все ждали новостей из штаба полка: когда же наконец-то поступит приказ двигаться дальше вперёд, в наступление...

          25 июня 2019 года


Рецензии