Прадо. Мадрид. часть 13

 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 13
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640). Его называют «ЖИВОПИСЦЕМ КОРОЛЕЙ И КОРОЛЕМ ЖИВОПИСЦЕВ». Ещё при жизни художник достиг небывалой славы, а его работы ценились на вес золота. О его работоспособности ходили легенды. Говорят, что вставал он в 4 часа утра и работал до позднего вечера. Родился Питер Пауль в немецком городе Зигене, в Вестфалии в семье беженцев из Нидерландов.
После ранней смерти отца, мать принимает решение вернуться на родину, где у нее в Антверпене осталась недвижимость. Питер Пауль получает прекрасное гуманитарное образование в классической латинской школе. Потом мать отдает сына в пажи к одной знатной даме. Но его тяга к живописи оказалась сильнее, и мать определяет Пауля на учебу сначала к пейзажисту, затем к историческому живописцу, а с 1596 по 1600 годы Рубенс продолжает свое образование в мастерской Отто ван Веена, представителя нидерландского романтизма.
Питер Пауль едет в Италию, чтобы там продолжить образование. Его жизнь здесь складывается удачно. Живописец поступает на службу к правителю Мантуи, к Винченцо Гонзаго. Он знакомится с произведениями великих итальянских мастеров и посещает. При дворе Гонзаго Рубенс впервые выполняет дипломатическую миссию: он должен передать испанскому монарху Филиппу III роскошный подарок от герцога (это целая карета с ценными оружием вазами и картинами). Так живописец впервые попал в Испанию.

В 1609 году Рубенс заключает брак с дочерью городского писца Изабеллой Брандт. Он много работает как художник, его картины чаруют правителей. Он становится одним из самых богатых и влиятельных  людей города. Рубенса вновь втягивают в пучину дипломатической деятельности. Он вращается в кругу самых сильных людей своей страны, а также Англии, Франции, Испании, Голландии. Поездки помогают Рубенсу пережить постигшее его горе: скончалась его любимая жена. В конце концов, художник оставляет службу тайного дипломатического агента.

Потом в жизни Рубенса появляется 16-летняя Елена Фоурмен «из честной бюргерской семьи», как писал сам художник. Последние годы его жизни были окружены тихим семейным счастьем. А умер Рубенс от жесточайшей подагры – сердце не выдержало болей.
А через несколько месяцев после его смерти Елена родила дочь.
В коллекции музея Прадо хранится более 70-ти полотен, выполненных лично Рубенсом, а также около 20-ти произведений, созданных в мастерской художника. Они охватывают весь период творчества Рубенса.

«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ»  (1609-1610), 3,46 х 4,88м! Картина была прекрасной возможностью на деле продемонстрировать все знания, которые Рубенс получил в Италии. Зритель, привыкший к скромным, неброским «Поклонениям» северной школы живописи был воистину ошеломлен и размерами картины и количеством персонажей. Все громоздятся друг на друга, не оставляя на полотне свободного пространства. Фигурка младенца Христа вовсе бы затерялась, если бы художник не выделил ее ярким светом. Кажется, что вся эта масса из людей и животных непрерывно движется, шевелится. Темный фон мощным контрастом подчеркивает светлые, освещенные места, создавая игру света и тени. Отцы города были в восторге от картины, но через три года после написания магистрат дарит полотно испанскому послу. Впоследствии картина попадает в королевскую сокровищницу. Интересно, что почти через двадцать лет после написания полотна, в 1628-29 годах, художник получает от испанского короля разрешение дописать в картине свое собственное изображение (вверху справа). Рубенс «надстраивает» картину справа и сверху.

«ТРИУМФ ЦЕРКВИ»  (1628). Восседающая на колеснице женщина со святыми дарами – это католическая церковь. Основные добродетели в воплощении юных дев управляют прекрасными лошадьми. Ярость, Раздор и Ненависть – гибнут под колесами рока. К колеснице прикованы два дикаря: Невежество и Слепота (от ереси), они ждут справедливого суда.
Интересно, что у Рубенса грехи ассоциируются с мужским началом, в то время, как Добродетель для него всегда – женщина. Картина – ярчайшее проявление принципов барокко: декоративный размах, живописная динамика, много фигур, введение элементов орнамента и т.п.
И, конечно, великолепное разнообразие цветов, залитых ярким светом.


Рецензии