19. Душа живая и животная

«Душа» живая и животная
(Пятый день творенья)

1:20 И сказал Бог: да изведут воды пресмыкающихся, душу живую (да воскишит вода кишением души живой); и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (и летающее да полетит над землёю по тверди небесной). И стало так.

1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животную пресмыкающихся (душу живую, ползучих), которых произвела вода, по роду их (которыми воскишела вода по родам их), и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел это Бог, как добро. 

1:22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 

1:23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Нам следует начать эти наши рассуждения с того, что пятый и шестой «дни» творения занимают в поэзии Шестоднева особое место.
Вы спросите - почему?
Во-первых, потому что они завершают Шестоднев. И подводят некий итог предыдущему описанию всего иконографического ряда творения.
Во-вторых, оба эти «дня» творения представляют нам не простой взгляд на один из аспектов творения, как это было в предыдущих «днях». А целое и целостное описание жизни. В пятый «день» творения нам представляются образы внутренней жизни «сознания» - этакая икона с житием человеческой «души». А в шестой «день» - икона с житием внешней жизни «сознания» человека как «плоти». - Единства «души» и «тела».
В-третьих, стихийный символизм поэзии Шестоднева достигает в описании этих «дней» творения своей полноты. Перед нами раскрываются и начинают действовать все стихии, принимающие участие в творении: нематериальные стихии приобретают материальные измерения, а материальные стихии обнаруживают в себе духовные потенции.
И, наконец, в-четвёртых, мы становимся свидетелями физического появления не только «душевной» и психической жизни, но и жизни «водной телесной». Это - в пятый «день». А в шестой «день» мы наблюдаем физическую реализацию социума, идеальному устроению которого мы соприсутствовали предыдущие четыре «дня». Физическому появлению «телесной» и социальной жизни сопутствует появление и развитие «земной телесной» жизни. В результате этого развития и появляется человек. - Появляется как Адам, как всечеловек, как социум.
***
Исходя из этой четвёртой позиции, мы и заключаем, что подошёл удобный для нас момент решительно и окончательно задаться вопросом о сути повествования Шестоднева!
Обычно, принято считать, что здесь библейская поэзия излагает нам основы, тезисы или алгоритмы творения физического мира - космоса.
Немногие продвигают и утверждают идею понимания Шестоднева как повествования о метафизическом устроении человека - преимущественно его «сознания», а не «тела». В том числе и в этой работе, до сих пор рассматривались, предпочтительно, метафизические аспекты творения.
В виду этого, необходимо определиться со всеми этими мнениями и аспектами!
***
Читая первую главу «Книги Бытия» и перелистывая листы Шестоднева - «дни» творения, мы, на самом деле, постигаем божественное дело в его физическом и метафизическом единстве - «день един». - Творения мира как человека и человека как мира. И мир, и человек - подобосущи друг другу! Ведь совсем неслучайно человек назван микрокосмом…
Поэтому, постигая в «днях» физику творения, мы одновременно постигаем и то, как устроен человек в смысле его «сознания» - узнаём метафизику его «души».
Шестоднев - отражение истории жизни каждого человека. Он, по сути дела, есть - история освоения и процесс понимания человеком сущности мира и его происхождения! Как своего собственного внутреннего мира, так и мира внешнего, окружающего его.
Это освоение идёт одновременно обоими путями! И физическим, и метафизическим. Постоянно, то один, то другой, из обоих аспектов постижения, выходит на первое место, на передний план. Но всегда и в любом случае, этот процесс понимания является дешифровкой одного и того же дневника, который содержит записи и знаки устроения нашего «сердца». Ибо божественное дело - это и есть «сердце» человека, как сам Бог и свидетельствует нам устами псалмопевца: - «Сыне, дай мне твоё сердце!» Здесь сосредоточие единства «тела» и «души», область жизни «духа». В нравственности и «сердечности» нашего «сознания» физика и метафизика обретают искомое и жаждуемое нами единство!
Только этот принцип является верным «духовным» ключом к пониманию библейской поэзии вообще! В том числе и поэзии Шестоднева!
Лабиринт, состоящий из «интеллектуальных тупиков», предлагает нам постоянно помнить о необходимости «молчания ума» и «активности сердца»! - Именно в «сердце» мы открываем для себя нечто новое и до сих пор не известное нам.
Напомним себе, вкратце, что мы уже усвоили - себе о себе - в нашем «сердце».

***

В «Начале», сразу же и в первую очередь, мы находим в нашем «сердце» - «веру»!
Поэт Шестоднева, без каких-либо предисловий, просто на просто ставит нас перед нашей «верой»! - Он попросту сталкивает нас «верой» - «лоб в лоб», «лицо в лицо» - до последней очевидности обнажая присутствие в нас этой самой «веры» и её существо…
И эта наша «вера» оказывается синонимически заключённой в нашей сущности. В самой нашей «сердечности». - «Вера» и «сердце» - одно есть! - «Вера» и есть «сердечная» способность к единству и целостности всех составов нашей «природы». - Весь человек - это и есть «сердце» и сосуд «веры». Эти наши целостность и единство есть то, в чём заключается наша «сообразность» Богу. «Сердце» - это наша «ипостась», наше «лицо». Наше «лицо» - как «образ» Бога - это весь человек - целиком. Наша «разумность» - как «подобие» премудрости Бога, заключена во всех наших составах. В «теле» и в «душе», в их целостном единстве. То есть мы сами - это целомудрие нашей «природы»!
- «Вначале Бог сотворил небо и землю…» - это и есть свидетельство и выражение нашей «веры» и, одновременно, полное описание состава нашей «сердечности» …
Мы в мире и мир в нас - это единство «земли» и «неба»; чувственности и логосности. - И это - духовно-нравственное единство! - Помните: - «И Дух Божий носился над водой!» - В нас, за нашей чувственностью и логосностью, в нашем «сердце», в нашей «вере», в нашем «лице», всегда присутствует действие Духа Божьего! Он, как наша причина, скрывается, непознаваемый нами, находящимися в этой бездне «вод». - Ибо божество захотело сотворить наше человечество «одеждами» для своего «образа». … Оставаясь само - вне этой «бездны вод» и над - этой «бездной вод»!
В этом божественном желании - желании общения в любви со своим «образом», помещённым в материальные одежды и состоит побудительная причина и смысл появления физического мира! - «Бог захотел в человеке посмотреть на себя со стороны», - как говорят некоторые. … Он, из «ничего» сотворил что-то такое, которое вместило в себе Его «образ»! - Сотворил «небо» и «землю»! - И теперь хочет общения с этим, «сообразным» Ему чем-то. Чтобы, в общении, это что-то осознало себя кем-то, и впустило Его в своё «сердце»! - То есть, чтобы этот кто-то стал единым с Богом. Ибо нахождение в «сердце» есть признак и выражение полного единства и единения! Этого единства с нами, Бог Творец не решается и не дерзает, да и не может достичь сам, без нашего согласия - согласия этого кого-то. Поэтому, Он и не пытается войти в наше «сердце» сам, навязывать нам единство и соприсутствие с Ним, чтобы не разрушить доверие и любовь между этим кем-то и собой. Между собой и нами. Он хочет чтобы этот кто-то сам захотел впустить Его в своё «сердце». Чтобы мы добровольно стали «подобными» своему Творцу …
***
В «день» первый «единого дня», нам открываются главные внутренние свойства нашей «разумности»! - Наша способность воспринимать «образы» и благодатный «свет». Мы начинаем отличать «форму» от её «содержания». Видеть «невидимое» за завесой «видимого». Прозревать «нетварное» в «тварном» и инобытие в бытии - присутствие, «ипостасного» в «существенном». Находить «личное» в «природном». Различать «духовное» и «душевное». Отличать их от «плотского». Мы сталкиваемся со своей внутренней «свободой»! - Со своим человеческим, тварным «духом».
Это то, что в нас ближе всего к метафизике и божеству! Мы стремимся к этому, в нашей физике, - стремимся к «обоженью» нашей материальности. А наша метафизика, в аспекте предложения возможности «обоженья» для нашей физики, уже есть! - И это знаменитая Книга Жизни! - Наши имена уже вписаны в Неё …
Наша метафизика и начинается с нашей божественной предназначенности и заключается в ней …
Одновременно с этим, в «день» первый описывается проникновение «света» в «бездну тьмы». - Божественные энергии приводят в движение бездну «вод» - эту пока ещё невидимую нам протоматерию или праматерию. В ней появляются первые качества и количества: пространство и время, со всеми их измерениями. … И энергия! - уже не божественная, а умозрительная, как энергия познания, ещё потенциальная, а не кинетическая, какой она станет с физическим появлением человека. Затем появляется и энергия физическая, которая приводит к количеству такое качество как масса, с появлением феноменов, которые называют веществом и полем …
И в этом содержится важный момент движения божества и человечества навстречу друг другу. - Бог двигается из «нетварности» в физику человека, прокладывая для этого метафизический путь. А человеку предстоит вырваться из своей физической ограниченности, в которой он себя только ещё осознает в шестой «день», навстречу Духу, пользуясь тем метафизическим путём, который проложил Бог, идя к человеку …
***
В «день» второй «единого дня» творения мы обретаем понимание других - внешних аспектов своей «сердечности». Они заключаются в нашей способности вмещать в себя «небесные» ангельские «образы». Нащупываем в себе «личное» и «общественное». Находим различия индивидуального и социального, нравственного и морального. Мы знакомимся со своей внешней «свободой». Нам открывается то, что «дух» соборности предпочтительнее и значительнее индивидуальной нравственности. Что этот «дух» оказывается «плодом» и «сокровищем» нашего индивидуального пути по жизни общества. - Мы обретаем социальность! - Встречаемся со всечеловеком в себе и собой во всечеловеке!!
В этот же второй «день» описывается становление материи - бездны «вод», как вместилища образов «неба»! Она становится энергийной, способной к усложнению и развитию, эволюционирующей, а значит живой и творческой … Готовой к «одухотворению» - проникновению в неё Духа и принятию в себя «сознания».
***
В «день» третий «единого дня» нам открываются начальные биопсихологические основы нашей «души»! Так сказать, её психологическая морфология - «земные» или «растительные» - биологические и физиологические основы нашей психики. … Оказывается, что целью появления биологии как таковой, является психика, её будущая рассудочность и этичность! - Растения, появившись, предвозвещают пришествие животного царства - животной «души» …
Тихий и незаметный рост «травы» и «древ»! - Библейский образ медленного и постепенного созревания будущих «душевных» и «духовных» плодов психики. - «Слова» и «дела» в их гармонии. Он предвосхищает пришествие живой «души» в тот животный «дом», который уже начал прорастать. Уже начал выстраиваться растительный фундамент этого «дома». Готовится возможность подобия физических и психических энергий божественным энергиям. Строится лестница, ведущая с «неба» на «землю». - Лестница уподобления человеческого дела - делу Духа, «носящегося» где-то за гранью материальности. - За той завесой и над той поверхностью, которую обрисовал нам поэт Шестоднева, как «тьму», скрывающую в себе «бездну»: и «землю», и «воду».
Что в этот «день» происходит с материей?
Она достигает своего видимого физического вида и рождает первую жизнь. … Становится живой материей. В самой своей биологии материя сразу же обнаруживает себя как изначальную психологичность. Эта психологичность - сущностное свойство материи - как бы сгущается и концентрируется в ней, с появлением её более сложных форм … - Биология порождает в себе психологию! Ибо жизнь - это единство «земли» и «воды»! И «земля - суша», как показывает нам поэт, обнажается и является из-под «воды». - Тогда, когда «вода» собирается в «моря». А сама «земля» - материя, исходя из описания библейского поэта, с самого «Начала» представляла собой это единство: - «тёмная бездна вод, которая и названа безвидной и неустроенной землёю, ещё пустой и невидимой». … То есть жизнь - биология, как и последующая психология, изначально присутствовала в этом единстве «земли» и «воды», физики и психики, которое и именуется нами - материей.
События третьего «дня», связанны не только с физикой - «сушей». - Они готовят «буйство» в «море» - психической жизни «дня» пятого! -  И для этого, в день четвёртый закладывается нравственная вертикаль. Она обеспечивает сообщения того, что названо «небом» с тем, что названо «землёй». И обеспечивает с помощью  активного действия - «бурления» в пятый «день» того, что названо «водой»…
***
«День» четвёртый «единого дня» творения указывает нам на нравственные основания нашей «души»! - На нравственную онтологию нашей психики. … «Светила» для «дня» и «ночи» открывают появившейся биопсихике её перспективы. Даже не «душевные», а уже сразу - «духовные» перспективы. В этом поэт Шестоднева видит побудительные причины «духовно» направленного развития материи, того, что позже будут называть эволюцией!
И, одновременно, в этот же «день» поэт нам описывает красоту устроения видимого физического мироздания - космоса! Напоминая нам о том, что вся эта видимая красота является залогом любви Бога к человеку и призывом к богообщению и богопознанию …
 В контексте этого призыва, и современная наука есть - часть богопознания! - Вне зависимости от того - хотят или не хотят признать это те или иные адепты науки и интеллектуального «знания» …
***
В пятый «день», раскрывая пятый лист или образ всё того же «единого дня» творения, мы возвращаемся к устройству и путям эволюции нашей психики: чувственной и рассудочной жизни нашего «сознания»! - Учимся разбираться уже не в психобиологии и психофизиологии «души», а в её собственном содержании и устройстве, уже не связанном напрямую и непосредственно с «телом». В тех аспектах «душевности», которые были вызваны к появлению и существованию … - пневматологическими потенциями нашей психики.
И внешним оформлением, и символическими образами для этого служит поэту продолжающееся усложнение жизни - развитие форм живой материи, отражающее всё более глубокое проникновение божественных энергий в это психическое и физическое материальное естество: вещество, поле, массу и энергию. Описанию их появления и проникновению в них божественных энергий и посвящены «дни» Шестоднева …
***
Как вы видите, нам последовательно открываются библейским поэтом всё более и более высокие уровни метафизики. Жизни нашей «плоти»: «тела» и «души» - от биологии к психологии, от психологии к пневматологии. Указывается на всё более сложные, энергоёмкие, формы материи, всё более «удобные» - прозрачные и приемлемые - для пребывания в них божественных энергий …
Сначала третий «день» - «растительная» - «плотская» метафизика жизни, с её наиболее простыми нравственно - энергийными связями, вмещаемыми той начальной нейропсихикой, которая соответствует растительному и простейшему уровням жизни материи.
Следом пятый «день» - «водная» - «душевная» метафизика жизни. Здесь нравственно - энергийные связи становятся более сложными и открываются «духовные» перспективы для появившейся «душевности». Ибо для этих связей появились вместилища, та психика, которую называют животным уровнем жизни материи.
И, наконец, шестой «день» - «разумная» - «духовная» метафизика жизни! - Та, в которой нас ожидает высокая нравственность и пневматология - особое религиозное чувство жизни - вместилище самих божественных энергий. В шестой «день» настаёт их время! Так как появляется наиболее сложная психологическая конструкция, вмещающая в себе «образ и подобие божества»: личную любовь и совесть как максимальное проявление пневматики: «духовности» и нравственности.

***


Рецензии