8. Происхождение души. Продолжение

 

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 7.

В этой схеме три главные энергии «души»: Воля, Чувство и Ум, находят свой метафорический образ в виде всем известной Русской Тройки:
- «Один конь - благороден [ум], другой бесчинен [воля], третий кроток [сердце]. И если ослабишь бразды буйному [воле], он встаёт на дыбы, упрямится, приводит тебя в затруднение во время пути, кидаясь, сам не зная куда. Он [воля] присоединяет к себе и среднего коня [сердце], убеждает его быть с ним заодно, а коня благородного [разум], как пленника, порабощает и увлекает против воли, хотя он и скорбит о совращении с пути. Но буйный конь [воля], бесчинно, с самым бессмысленным стремлением, неудержимо несясь вниз, как с крутизны нимало не смотрит вперёд, не останавливает своего бега, пока не вринется во врата адовы, погубив и себя, и тебя, несчастная душа! А если бы ты рассуждала сообразно со своей природой, ты с радостью бы предоставила весь путь благородному коню [разуму], который хорошо знает стезю, ведущую в горнее. Ты и среднему коню [сердцу] строго бы внушила, чтобы он показывал свою рьяность, где только должно, и бежать заодно с конём умным. А коня бесчинного [волю] стала бы усмирять сильными бодцами [ударами шпор], ни на минуту не послабляя узды. Тогда путь твой был бы радостен, добропорядочен, спокоен, беспечален, исполнен надежды» (Святитель Григорий Богослов, Творения, Т.2, «Упрёки неразумным стремлениям души», С.117).

Русская тройка - метафора трёх движущих сил (энергий) души (См. выше)

Об этом же говорит и прп. Симеон Новый Богослов:
- «И когда они [силы] пребывают внутри сами с собой и блюдутся со вниманием и добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно силе желательной к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться. Раздражительная сила (сердце) стоит между ними двумя, как покорливый раб, готовый служить желаниям их, и всегда вспомоществует им» (Симеон Новый Богослов, Творения Т. 2, Сл.84).
Можно привести высказывания и других отцов Восточной Церкви об устройстве «души». Все они, по существу, единодушны в перечислении трёх главных движущих сил «души»:
- «Душе свойственны три силы: способность познавательная, называемая разумом. … Вторую силу души составляет та, которой гнев приписывается; это - сила животная сосед диких желаний. Третья сила - это способность желательная» (Климент Александрийский, «Педагог», КН.III, Гл.1);
- «Умная часть души трояка: одно зовётся словесным, будучи внутренним человеком... другое - страстным, которое будучи звериным, стоит близко к безумию, а третье, желательное...» (Климент Александрийский);
- «Вот тричастное устройство души: страстное, желательное, разумное» (Исихий Синаит);
- «В душе встречаем три силы: ум, чувство, волю, или, как у святых отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную» (Святитель Феофан Затворник, «Путь к спасению»);
- «В животных эти две силы [воля и чувство] действуют очень грубо, как нисколько не связанные словесностью; в людях они действуют сообразно тому, насколько и каким образом развит дух (ум) их» (Святитель Игнатий Брянчанинов, «Приношение современному монашеству», «О молитве Иисусовой, устной, умной и сердечной»);
- «Мы исходим из традиционного деления душевной жизни на явления  интеллектуальные, эмоциональные и волевые» (С.Л. Франк, «Реальность и человек»).[12]

[12] Между святоотеческим пониманием «силы желательной» (желания) и её названием С. Л. Франком - явлениями «воли», нет противоречий.  Понятия «воля» и «желание» могут иметь противоположный смысл, отражая «силу воли» в качестве силы сопротивления желаниям. Но в данном контексте «силу воли» (волевые явления) следует понимать, как силу движения на поводу у внутренних желаний.

Как видно из приведённых высказываний, Предание, с неизменностью и постоянством, говорит о тройственной (тричастной) структуре главных энергий «души». Так же, прослеживается во всей Традиции, что именно «совесть», как Голос Бога, составляет, наряду со «словесностью», суть отличия человека от животного. И более того! Именно «словесность» предназначена для обеспечения существования «совести», а не наоборот. Всё это, указывает на фундаментальное значение «совести» в энергетической структуре «души».  И на особое значение «нравственных сил», среди всех остальных «сил», действующих в «душе».


Рецензии