6. Настоящее и симулякр

I.Настоящее

В ряде публикаций Натальи Жеблинок из Лаборатории градопланирования, Санкт-Петербург и её коллег отражены поиски и наработки по ТЕХНОЛОГИИ трансдисциплинарного подхода в градостроительстве (примеры - в блоге https://www.gradotomia.com/ ). 
 
Для меня в её схеме «Профессиональной структуры градостроительного мероприятия» прочитывается деятельность, выстраиваемая и осуществляемая коллективом носителей трансдисциплинарной компетентности при использовании контура управления с обратной связью (рисунок вверху над текстом).

«Трансдисциплинарный подход» предполагает отсутствие научных рамок между дисциплинами, превращая единый объем научного знания в место поиска ответов на разнообразные запросы посредством выстраивания сложных исследовательских стратегий. Такое ресурсное «место» дисциплинарных компетентностей, в примере (и, видимо, только для примера) из цитируемой работы, вмещает 14 носителей отдельных профессиональных компетентностей. Эти компетентности вовлекаются в этапные СИСТЕМНЫЕ функциональные блоки деятельности - «рамки», в терминологии питерских ученых-градостроителей. В совокупности этих блоков мне видится процесс, организованный посредством контура управления с обратной связью.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

11.представитель власти. Ответственность за предупреждающее парирование угроз, прежде всего - существованию, затем - комфортности существования. Возможные угрозы: военные с гибелью и угнетением, экологические катастрофы и бедствия, вредные культурные влияния, ...
12.представитель научных, образовательных организаций.
Ответственность за выявление благоприятствующих факторов и угроз, за выявление и освоение способов эффективного приспособления к этим факторам.
13.представитель бизнеса. Ответственность за привлечение и освоение финансов - строительство сооружений и инфраструктурных объектов.
9.социолог. Ответственность за ясное , содержательное и точное представление поля интересантов. Представление интересов с  динамикой их направленности, устойчивостью и мобильностью, относительной силой. Соотнесение с интересами Заказчика (пользователя) Проекта зависимостей от других интересантов, выявление оптимальных соотношений для достижения целей Проекта.

Я попытался дать содержательную расшифровку функциональной предназначенности некоторым дисциплинарным компетентностям.

РЕФЛЕКСИЯ

12.представитель научных, образовательных организаций.
Ответственность за выявление благоприятствующих факторов и угроз, за выявление и освоение способов эффективного приспособления к этим факторам.
9.социолог. Ответственность за ясное , содержательное и точное 
представление поля интересантов. Представление интересов с  динамикой их направленности, устойчивостью и мобильностью, относительной силой. Соотнесение с интересами Заказчика (пользователя) Проекта зависимостей от других интересантов, выявление оптимальных соотношений для достижения целей Проекта.
14.СМИ, актив общественности. ....

РЕГЕНЕРАЦИЯ (поиск инструментов устойчивости)

9.социолог. Ответственность за ясное , содержательное и точное представление поля интересантов. Представление интересов с  динамикой их направленности, устойчивостью и мобильностью, относительной силой. Соотнесение с интересами Заказчика (пользователя) Проекта зависимостей от других интересантов, выявление оптимальных соотношений для достижения целей Проекта.
3.экономист. Ответственность за определение, выявление и вовлечение потребных и доступных средств для осуществления проекта. Корректировка Проекта с учетом доступности средств.
14.СМИ, актив общественности. ....
5.юрист
7.эколог
8.математик
2.инженер

ПЛАНИРОВАНИЕ (формулировка концепции развития объекта)

1.архитектор
10.психолог
6.градостроитель
4.(эконом)географ

II. Симулякр

Русскоязычному Израилю бывших советских ученых и специалистов протянута рука трансдисциплинарной помощи из кабардино-балкарского участка бывшей Родины. К формированию проектов прибрежного обустройства Израиля и проектов поселенческих застроек предложены «трансдисциплинарные технологии» (http://www.second-physics.ru/sochi2009/sochi2009.pdf Торсионные поля  и информационные  взаимодействия - 2009. Материалы международной научной конференции. Электронная версия. Хоста, г. Сочи 25-29 августа 2009, сс. 331 и далее).

Год назад, в попытке новеньким израильтянином присоединиться к мощно (академики! эксперты Института!) обосновавшимся здесь бывшим соотечественникам, меня смутили признаки  качества «международного признания» Академии ИНАРН, Института прогрессивных исследований, Института интеграции репатриантов. Подробнее в главках:

К пониманию фигуры эксперта, http://www.proza.ru/2018/10/12/1288. Гештальт джигитовка, http://www.proza.ru/2019/06/13/373. Явные признаки аферы, http://www.proza.ru/2018/10/24/1906. Не имитировать достоинство, http://www.proza.ru/2019/01/28/942.
   
В расцвечивании симулякров - «Предложения для Министров», «Международные конференции», помимо ссылки на факт консультирования у «сертифицированного прямого потомка Иегуды Галеви!», часто мелькает ссылка на соучастие крутого трансдисциплинарника В. Мокия.

При ознакомлении с названным докладом 2009 г. меня насторожило уже вводное утверждение:

«В отличие от системного подхода, подразумевающего изначальное разделение объекта на части и взаимодействия между ними, трансдисциплинарный подход направлен на изучение объекта в его неразрывной целостности, внутреннем единстве».

По-моему, здесь заведомо неверное представление системного подхода, в котором: объект интереса изначально рассматривается как нечто целостное в себе + в метасистеме с тем контекстным окружением объекта, с которым объект находится в отношениях взаимообусловленности. Затем осуществляется наращивание степени конкретизации метасистемы «объект в релевантном контексте»: объект представляется совокупностью элементов и связей между ними; контекстная среда представляется совокупностью элементов и связей между ними; взаимообусловленности объекта и контекста представляются совокупностью элементов и связей между ними. Для понимания и описания элементов и отношений привлекаются релевантные дисциплины; для соответствия системной целостности объекта, контекста и метасистемы «контекст-объект» привлекаемые дисциплинарные средства используются в трансцисциплинарной системной целостности.

Трансдисциплинарный подход не альтернатива системному подходу, а техника, обслуживающая системный подход. Именно так трансдисциплинарный подход разрабатывается и используется многими пользователями. Например, в Питерской Лаборатории.

Противопоставление трансдисциплинарного подхода системному подходу и объявление этого некоей «русской школой» с намеком на некое особо проникновенное «русское мировосприятие» является спекулятивной стратегией людей, которые в силу вторичности образования и второсортности способностей не могут состояться в НАСТОЯЩИХ науке и практике.

Мир - безмерная неохватная система.

А для человека  - системы, с которыми он имеет дело, - это вычленяемые им, как заИНТЕРЕСованным наблюдателем, КОНКРЕТНЫЕ фрагменты из этого безмерного мира. Такой ИНТЕРЕС определяет рассматриваемую функцию рассматриваемого системного объекта. Система, вычлененная человеком из безмерного мира, обладает для него ФУНКЦИЕЙ.

Функция, вместе с признанием наличия у системы внутренней структуры и границы, составляет первую пару характеристик системного объекта.


Рецензии