Календарь на Новый год

 
Каждый год в декабре я покупаю себе большой календарь на стенку. Особенно мне нравятся календари с изображением животных, когда на каждой странице-месяце новый зверь. Я их не выбрасываю, а храню и с удовольствием перелистываю и на следующий год. В этом году мне захотелось купить календарь «Наши любимые актёры».  На первом листе пять кусочков из разных известных фильмов, а на последней странице реклама: Тайны звёзд.

Там предложение покупать журнал с таким названием.

Я купила этот календарь, и весь январь на меня смотрел Владимир Высоцкий, а рядом с числами января был кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Высоцкий вместе с Конкиным в его кабинете. Этот фильм мне очень нравится. И хоть я его видела много раз, если бы его снова демонстрировали, я стала бы смотреть его ещё раз. Есть в нём какая-то притягательность для зрителя, особенно того, который прожил львиную долю жизни в СССР.

В феврале на меня весь месяц смотрел Вячеслав Тихонов, а месяц был украшен кадром из «Войны и мира», где Болконский на балу знакомится с Наташей. Лицо Тихонова родило сразу массу ассоциаций с фильмами, где этот народный любимец играл. Я очень люблю и «17 мгновений весны» и «Доживём до понедельника», и «Дело было в Пенькове». Фильмы можно называть ещё и ещё, где играет Тихонов, например, совершенно удивительно он играет раненного бойца в «Они сражались за Родину». Я же больше других люблю фильм «Доживём до понедельника». Этот фильм изменил мою жизнь. До него я работала младшим научным сотрудником в научно- исследовательском институте, а, посмотрев фильм, перешла работать в школу, где отработала десятки лет и ни разу не пожалела, что не защитила диссертацию, которая была уже фактически готова.

8 марта был день рождения Андрея Миронова, из-за чего пока он был жив,  над ним вечно посмеивались друзья. Его поместили в страничку март вместе с кадром, где «Кутузов», как назвал его Папанов в фильме, сидит за столом в кафе с семьёй Никулина в знаменитой «Бриллиантовой руке». Миронов был многогранный актёр, но для меня он самый интересный в фильме- спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро», где вместе с ним изумительно играют такие мастера сцены, как  Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Татьяна Пельцер и многие другие.

Страничку апрель украсило лицо Натальи Кустинской, а под ним у чисел апреля кадр из фильма «Три плюс два». Там она вместе с Натальей Фатеевой сидит в палатке. На мой взгляд, Кустинская среднего дарования актриса, поэтому во всех известных фильмах, где она занята, режиссёры показывали её красивое лицо крупным планом, а роли ей давали бесцветные. Я не видела ни одного фильма, где она играет какую-нибудь интересную судьбу.

Май мне украшал Александр Абдулов и кадр из фильма «Обыкновенное чудо», где они вдвоём с Симоновой. Абдулов интересный и очень искренний актёр кино и театра, человек с большим юмором и даже с режиссёрскими данными. Очень жаль, что болезнь слишком быстро унесла этого удивительного богато одарённого  артиста.

Июнь украшает улыбка Татьяны Пельцер и кадр из фильма «Иван Бровкин на целине». Пельцер в театре и кино стала ярко заметной уже в зрелом возрасте. Её старухи есть и в детских фильмах, где она не стесняется играть Бабу Ягу и хулиганку преклонного возраста, разъезжающую на крыше троллейбуса и танцующую на карнизе дома. Кстати, эти трюки она выполняла сама без каскадёров. Но больше всего Татьяна Пельцер запомнилась зрителям  по фильмам «Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине». Мать главного героя она играет замечательно, она то наседка, то скандалистка , защищающая сына, то отважная женщина согласная на любые лишения ради Вани. Даже, когда актёр Харитонов, игравший Бровкина умер, она прислала ему на могилу венок с надписью «Дорогому сыночку от мамы». Приехать на похороны она не смогла, так как в это время снималась в другом городе в новом фильме.

В советское время спроси любого взрослого человека , кто такой Михаил Пуговкин, любой потенциальный зритель заулыбался бы и припомнил целую галерею смешных его персонажей. Например, замечательный солдат, вернувшийся домой из «Свадьбы в Малиновке». Именно его и поместили авторы календаря в июль-месяц вместе с крупным фото артиста. Комедийный дар у него, конечно, был чудесный . Взять хоть режиссёра в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» или завхоза в «Девчатах». А какой жадный и хитрый поп в его исполнении в «Двенадцати стульях»! Поэтому Пуговкина, который не играл главных ролей, а лишь роли второго плана, знала и любила вся огромная страна СССР.

Следующая фотография в календаре – это Наталья Гундарева.

Очень талантливая была актриса театра и кино. Если взять её работы в кино даже второго плана, она умела так прожить эти несколько минут, что сразу была видна судьба женщины, которую она играла. Например, маленькая роль жены главного героя в фильме «Осенний марафон» или влюблённая служанка в слугу, которого играет Константин Райкин в фильме «Слуга двух господ», я уж не говорю о замечательных образах её главных героинь в фильме «Одиноким предоставляется общежитие» или «Сладкая женщина». А какой она директор детского дома! Можно подумать, что она сама там воспитывалась. Очень обидно, что такого масштаба актёры быстро сгорают. Нам остаётся лишь благодарная память о них.

Страничку сентября украшает улыбающаяся Надежда Румянцева и кадр фильма «Девчата». Румянцеву снимали часто, пока она с мужем не уехала за границу. И хоть её героини были во многом похожи друг на друга, любой фильм с её участием доставлял массу радости зрителю потому, что актриса была очень обаятельна. В «Девчатах» она - повар, в которого влюбляется главный герой и мы вместе с ним. В «Неподдающихся» её героиня выполняет комсомольское поручение, перевоспитывая двух лентяев, которые в итоге влюбляются в неё. Мы , естественно, тоже.  А какая она смешная в «Женитьбе Бальзаминова»! Даже порядки, организованные молодой «хозяйкой» бензоколонки, явно невыполнимые в жизни, хочется благодаря Румянцевой верить, что могут существовать.

Среди актёров вечно играющих дурачков, недотёп, хулиганов ярко выделялся Савелий Крамаров. Я не помню ни одной его большой роли, зато  эпизоды, где он играет, невозможно забыть. Взять хоть «Джентельмены удачи». У него там и кличка «Косой», хотя косоглазие было его настоящей отличительной чертой. Как он смешно вспоминает памятник Лермонтова : «Вот деревня ! Кто же его посадит, это же памятник!» А его знакомство с девушкой! Но кроме смешной стороны образа Крамаров мог внести в роль настоящий трагизм. Например, его разговор с героем Леонова после встречи их с товарищем Косого из детского дома. Или в фильме «Афоня», когда он узнаёт, что Афоня не знал, что его тётя умерла. Интересный образ создал Крамаров и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Его герой и бегает и танцует и поёт! Савелий Крамаров был много плановый, интересный актёр, которого любили все зрители СССР, хоть его амплуа было совсем не героическое.

С героической роли начала своё существование в кино Нона Мордюкова. Её Уля Громова настоящая комсомолка, героиня и прекрасная девушка. После этой роли никто не сказал бы, что не знает Мордюковой. Ролей она сыграла массу и в молодые годы, и в зрелом возрасте. Это были и главные роли и второстепенные, но всегда яркие, глубокие, запоминающиеся. Вот в фильме «Простая история» что, кажется, можно показать в роли председателя колхоза? А Нона так играет, что в любом отрывке от неё невозможно глаз оторвать и веришь ей целиком, будто она всю жизнь работала в этой деревне. Там же удивительно трогательные моменты её влюблённости в секретаря райкома и её такое горькое:

«Хороший ты мужик, но не орёл!» В нашем советском кино каждый актёр или актриса были настоящими и, являясь подлинными звёздами экрана,  и при этом были далеки от звёздной болезни. Знала же и любила их вся огромная страна Советский Союз.

Календарь завершает страничка с фотографией Юрия Никулина. Этот профессиональный клоун, заставлявший гомерически хохотать огромный зал Московского цирка, умел удивительно играть и серьёзные роли. Вспомним хотя бы одну в фильме «Когда деревья были большими». Как чудесно передаёт Юрий Никулин состояние опустившегося человека, приехавшего фактически, чтобы обманом сесть на шею незнакомой девушке, назвав себя её отцом. И как постепенно под влиянием этой же девушки он становится другим человеком, не лодырем, бегущим от любой работы, а наоборот, «трудягой» в хорошем смысле, способным гордиться своей работой.

Советских актёров, их роли мы помним и любим потому, что в замечательной стране СССР кинофильмы создавались ради того, чтобы люди стали добрее, лучше, чтобы нам хотелось гордиться своей Родиной, служить ей, защищать её от врагов, делать её богаче и от этого нам жилось год от года интереснее!


Рецензии