Мать русского декадентства

                ТЕНИШЕВА МАРИЯ КЛАВДИЕВНА
                (1867-1928)
               Автор воспоминаний, коллекционер, меценат, княгиня


000
Благодушие Марии Клавдиевны, связанное со склонностью к веселью, ее «душа нараспашку», казалось, должны были бы очаровывать, но, к сожалению, всему этому недоставало какой-то «подлинности» и не было чуждо известной вульгарности, никак не вязавшейся ни с ее титулом и ни с ее горделивой осанкой. Мария Клавдиевна, если и принадлежала по рождению и по своим двум бракам к тому, что называется высшим обществом, и обладала той долей образования, которая полагалась в этом кругу, однако в манерах, в разговоре и в самых оборотах мысли она обнаруживала нечто «простецкое», а «хлесткость» ее мнений никак не соответствовала тому, что дается хорошим воспитанием.
(А.Н. Бенуа)
000
В ней не было и тени жеманства или того, что тогда еще не называлось снобизмом.
(А.Н. Бенуа)
000
Она была высокого роста, а по сложению могла сойти за то, что в те времена называли belle femme;; она обладала «пышным бюстом» и довольно тонкой талией. Но во всем этом не было никакого шарма. Черты ее лица были грубоватые, нос с горбинкой выдавался слишком вперед, рот был лишен свежести, а в глазах не было ни тайны, ни ласки, ни огня, ни хотя бы женского лукавства.
(А.Н. Бенуа)
000
Всю жизнь посвятила родному искусству, для которого сделала бесконечно много.
(И.Я. Билибин)
000
Мать русского декадентства.
(Прозвище)
000
Большой человек – настоящая Марфа Посадница.
(Н.К. Рерих)
000
Женщина, проявившая такую любовь к просвещению, есть гордость всей России.
(А.И. Успенский)
000
Княгиня Тенишева могла бы сыграть очень большую роль в жизни искусства, в силу недюжинной своей натуры, природной талантливости, организаторских способностей, огромных средств ее мужа и, наконец, в силу желания играть таковую роль, яркую и значительную, если бы уклон, и далеко не благополучный, в сторону увлечения псевдорусским, национальным стилем не продешевил ее кипучей деятельности.
(С.А. Щербатов)
000
Лишенная вкуса, она, к сожалению, никогда не смогла применить своих глубоких познаний и подлинного мастерства для осуществления какого-либо выдающегося художественного произведения.
(С.А. Щербатов)
000
Мало кто из деятелей в России перенес столько разочарований в людях, столько обид, столько неблагодарности и интриг, как эта женщина.
(С.А. Щербатов)
000
Милая, довольно легкомысленная и поверхностно образованная дама.
(С.А. Щербатов)
000
Это была одна из самых незаурядных женщин, с которыми пришлось мне в жизни встретиться. Неустойчивого и даже несколько взбалмошного нрава, широко образованная, властолюбивая, с большими запросами и безусловно с искренней любовью к искусству, она была не только выдающейся меценаткой, субсидирующей лучший художественный журнал «Мир искусства», собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, помогавшей щедро художникам, но и крупной общественной деятельницей, и, кроме всего этого,  того серьезной работницей в искусстве в очень специальной области. Она очень основательно изучила историю и технику эмали и специализировалась в работах по эмали.
(С.А. Щербатов)


Рецензии