Сдаюсь!?

Думаю, каждому есть что рассказать из своей жизни. Любой может припомнить что-нибудь интересное. Например, как он в детстве воровал яблоки в соседском саду или сыграл свою первую партию в шахматы. Вот об этом, о шахматах, я и хочу кое-что вспомнить.
История произошла лет 10 назад, когда я ещё учился в университете. Однажды я приехал на каникулы домой и разрядки ради сел играть партию в шахматы с одним из своих приятелей. Игра протекала бурно, с большим обилием замыслов, эмоционально. Задумав головокружительную (как мне показалось) комбинацию, я, пожертвовав каскадом фигур, включая ладью и ферзя (любители шахмат меня поймут), заставил капитулировать (опять же, как мне казалось) неприятельского короля.
Когда я торжественно бросил сопернику в лицо: «Мат!» и уже собирался прочитать лекцию на тему «как нужно играть в шахматы», с ужасом заметил, что моя, с таким трудом просчитанная комбинация, опровергается. Защитой слоном. Увлекшись расчётами, я просто не заметил затаившуюся в углу фигуру. После чего «лёгким движением руки» король свободно закрывался от смертоносного шаха. То есть, говоря обыденной терминологией, я, возомнив себя Капабланкой или Фишером, сел в лужу.
Но самое удивительное было не в этом. Самое забавное состояло в том, что этого не заметил и мой оппонент. Оторопело уставившись на вклинившуюся в его расположение ладью, он на мгновение застыл, а потом недовольно «крякнув», досадливо поморщился и сказал: «Эх, прозевал!»
Моя реакция на произошедшее была вполне понятной. Я, пока соперник не передумал, не заметил ошибки, опять же, лёгким движением руки быстро сгрёб фигуры с доски и глубокомысленно изрёк: «Учись, студент!». Или что-то вроде этого. Сейчас уже точно не помню. Но смысл заключался именно в этом.
Прошли годы. Я закончил университет, получил диплом. И вот однажды в журнале мне на глаза случайно попалась партия, как две капли воды похожая на сыгранную мной много лет назад.
Причём, игралась она не на скромном любительском уровне, как мы с приятелем, а маститыми гроссмейстерами прошлого. (Смотрите диаграмму в заставке)
В партии ПОПИЛЬ - МАРКО, сыгранной на турнире в Монте-Карло в 1902 году, более полувека назад, руководивший чёрными фигурами австриец, посчитав, что слон на d4 теряется, остановил часы. Каково же было его удивление, когда сразу после подписания капитуляции и сдачи бланков выяснилось, что его позиция не просто защитима, а выигрышна! Слона, конечно, не спасти, да это и не нужно. Всё решает эффектный заключительный удар, до гениальности простой ход. 1..Сd4-g1!! Белые либо, забрав его 2. Лd1:g1, теряют ферзя, либо, спасая свою сильнейшую фигуру, получают мат или лишаются ладьи. Например, 2. Фg3 Ф:g3. 3. h:g Л:d1.   Красиво, не правда ли? Воистину, нет ничего нового под луной.

Газета "Вечерняя Горловка", 2002 год


Рецензии