Приключения в Индии. Глава 4. Тирумала

13.02.
Сижу в поезде, еду в Тирупати. Сейчас - 19.54. За окном кромешная тьма. Вдалеке видны огоньки селений. Скоро моя остановка. Стоим в Renigunta.

С утра отправился в храм Ом Нараяна, чтобы выяснить, за сколько времени я могу добраться от своего геста. Предполагаю, что отправление от храма в 8 часов, значит, выехать надо в 6 часов. Добрался за один час, выехав в 7 часов. Народ стоял в очереди за билетами. Касса ещё была закрыта. Занял очередь. Касса открылась и я взял билет на завтра. Стал изучать его.

В билете значилось, что сбор группы в 3pm около BT возле 74 коттеджа. Из этого всего я понял, что сбор намечен на 3 часа ночи около Bas Terminal возле дома N 74. Стал выяснять у местных. Сказали, что рядом с центром. Потом сказали, что около автобусного терминала. Терминал находился в километре от храма и я пошёл туда выяснить, где находится дом N 74. Обошел всю площадь, где находился автобусный терминал, но дома N 74 так и не нашёл. Спрашивал у всех подряд: у прохожих, у тех, кто работал вблизи терминала. Никто мне толком ничего не мог сказать, где же находится здание N74.

У терминала продавали sim карты по 102 рупии. Вернулся к храму. Понял, что ничего не понимаю. Отправился в центр информации. Ситуация не прояснилась. Пошёл к кассе, протянул в окошечко билет, сказал, что ничего не понимаю и потребовал вернуть деньги. Деньги мне категорически отказались возвращать. Снова пошёл в информационный центр и наконец понял, что точка сбора в Тирумале около Balaji Temp (вот оно, пресловутое BT - Баладжи Темпл, а не Бас Терминал, как я предполагал). Спросил как добраться - иди на Центральный вокзал, купи билет на автобус. А я думал, что я оплатил автобусную экскурсию, тем более, что на рекламных щитах значилось: Volvo, Van c A/C ( автобус марки Volvo, салон с кондиционером).

Рядом с храмом на близлежащих улицах огромное число забегаловок, в которых тоже предлагают даршан Вьенкатешвары.
Отправился на вокзал. В информационном центре (я здесь был в первый день приезда в Ченнай) сказали, что до Тирупати идут 3 поезда -  в 6.25 am, 1.50 pm, 4.25 (отправление в 4.35). Решил рискнуть и отправиться на 16.35. Было около двух часов дня.

Дома сварил кашу, прополоскал старую форму в которой хожу по Индии (белые штаны и белая курта на выпуск). Помылся, съел кашу (на дне осталась), надел новую форму, бросил в наплечную сумку два апельсина и два козинака (во Владивостоке покупал) и отправился на вокзал.

В 16.00 был на повороте. Не успеваю. Взял рикшу за 40. Доехал до вокзала. На самом деле проехали мост, попали в пробку перед светофором. Отдал рикше 40, выскочил, чтобы не спорить с ним когда довезет и будет канючить добавки. Нашёл кассу, взял билет, нашёл платформу. Вагоны забиты народом битком. Не могу понять, где мой вагон и моё место. Заскочил в вагон, народу тьма, в тамбуре не протолкнуться. Выбрался, пошёл вдоль состава в надежде найти более свободный вагон. И тут меня осенило, что пока буду бродить по платформе, двери вагонов закроются и поезд уйдёт без меня. Заскочил в первый попавшийся вагон, протиснулся к стенке. Предположив, что весь путь до Тирупати буду стоять, то хотя бы буду опираться на стенку. Кто то тронул меня за руку. Оглянулся. Добрые люди, сидящие на скамейке, сдвинулись, освободив мне несколько квадратных сантиметров места. Поблагодарил их, присел.

Народ на остановках все прибывал, уже было невпроворот. Но через час стало свободнее, а ещё через полчаса стал беспокоиться, как бы не проехать Тирупати. За окном темнота, названий станций не вижу. А тут ещё стал одолевать страх - куда я еду? Я не представлял, что я буду делать в Тирупати и как буду добираться до Тирумалы. Воображение рисовали зловещие картины: высаживаюсь на маленькой, полутемной платформе в Тирупати, освещённой тусклой лампой. Служителей нет, все разошлись по домам. По платформе шныряют подозрительные личности, оценивающе разглядывающие меня. Я представляю, как я буду всю ночь сидеть на платформе, не смыкая глаз, чтобы утром отправиться в Тирумалу.

Скоро в вагоне стало совсем свободно. В купе сидели на скамейке двое: я и какой-то подозрительный мужик. По проходу ходили молодые парни, посматривая на меня. Я думал о том, что Кришна обязательно позаботится обо мне, ведь я еду к Нему. Это успокаивало. Я встал и пошёл по вагону в надежде найти интеллигентную публику.

В одном из купе сидела респектабельная супружеская чета. Подсел к ним. Поинтересовался, когда приедем в Тирупати? Мужчина начал объяснять. Я протянул ему мой дневник и попросил написать. Мужчина написал: 8.00 pm or 20.00. This train win reach Tirupti. Так и написал - Tirupti. Ещё он сказал, что они выходят на следующей остановке Ренигунта, а уже следующая будет Тирупати. В Тирупати мне нужно будет выйдя из вокзала повернуть направо и далее я прийду на автобусную остановку. В Тирумалу меня довезет автобус N 45, билет стоит 45 рупий.

Я был счастлив: Кришна позаботился обо мне, послав этих попутчиков. У меня была информация, и будущее меня уже не пугало. Мои попутчики вышли в Ренигунте. Поезд простоял ещё 30 минут, а потом в 8.17 двинулся в обратную сторону. Эти фокусы индийских поездов меня уже не пугали. Город, очевидно, стоял в стороне от основной магистрали и к нему вела единственная ветка, по которой состав возвращался на основной путь, поменяв местами голову и хвост местами.

Мы подъезжали к Тирупати. Я снова с кем то разговорился. За окном ночь. Где то далеко и высоко над землёй гирлянда огоньков. Я думал - лампочки на проводе. Потом сообразил, что на таком расстоянии это могли быть фонари над дорогой. Мой собеседник показал пальцем на эти огоньки и сказал: Templ Vienkateshvara. Я понял, что это и был тот знаменитый холм или гора, на котором расположен храм Баладжи.
Это и была цель моей поездки в Индию.

Из описания я помню, что очередь на даршан к Вьенкате тянется по лестнице от подножия горы до самого храма. Людям приходится стоять в очереди целый день на солнцепеке, медленно поднимаясь по лестнице вверх. Чтобы они не падали в обморок, брахманы раздают им бесплатно бутылки с водой. Богатый, должно быть, храм, если каждому по бутылке. А за день и по не одной. Какова длина этой очереди я не представлял. Метров 500? 1000? Я не знаю. Собеседник сказал, что в Тирупати нужно сесть на автобус, который довезет до Тирумалы.

Приехали в Тирупати в 8.40 или около того. Город оказался большим с высокими домами и ярко освещенными рекламными щитами. Большой и ярко освещенный перон. Везде толпы людей. Абсолютно непохожие на то, что я себе насочинял. Вышел из вагона и отправился в общем потоке людей. Дошли до воздушного перехода. На переходе я посчитал количество перронов: 6. Владивосток приближается к 1 млн, а имеет всего 3 перрона.

Вышел из здания вокзала, спросил автобусную остановку. Быстро нашёл автобусы: от вокзала направо, второй поворот налево. Стоят автобусы N 45. У всех надпись: Tirumala. На подножке переднего автобуса стоит кондуктор и орёт: Тырмала - Тырмала - Тырмала. Я подошёл и спросил: Тирумала. Он продолжать орать то же самое. Я в недоумении отошёл в сторону, но мне подсказали, что это одно и то же. Местные произносят - Тырмала. Сажусь сразу перед дверью у окна. Набирается народ. Рядом села девушка. Поехали. Минут через 5 остановились. Неужели приехали? Пассажиры выходят. Вышел и я. Оказывается, надо оплатить билет. На улице стоят два столика на ступенях широкой лестницы из белого мрамора. Плачу 45 рупий, получаю билет. Народ возвращается к автобусу. Девушка сидит на моём месте у окна. Сажусь рядом. Поехали.  Едем долго. Начинаем подниматься по серпантину в гору. Автобус крутит мёртвые петли. Вижу огоньки города далеко внизу. Как на самолёте. Поднимается все выше, петли все круче. Подъезжаем к воротам, высаживается и проходим досмотр. Автобус догоняет нас. Садимся. Девушка о чем то просит меня, показывая на место в соседнем ряду. Там около кресла стоит молодая женщина.  Я не понимаю. Девушка говорит: My Mom. Я понял, что она хочет, чтобы я поменялся местами с её матерью. Я встаю. Девушка благодарит. Я сажусь на другое место. Едем. Ещё несколько виражей и мы въезжаем на освещённую улицу. Высаживается. Широкая, ярко освещённая дорога ведёт куда то вниз. Несколько человек устремляются по ней вниз, я за ними. Посмотрю, куда они идут? Справа тянется здание Gesthaus. Уже 22 часа. Мне нужно найти коттедж N 74. И никакого автобусного терминала, это я так понял аббревиатуру ТВ (Terminal Bus). На самом деле ТВ - Templ Balaji, т.е. около храма Баладжи в Тирумала.

Везде хорошо освещенные витрины и лотки торговцев. Жизнь кипит несмотря на поздний час. Много плакатов с предупреждением перед посещением храма сдать обувь, телефоны и сумки. При помощи стрелок на плакатах можно догадаться, что сумку надо затолкать в телефон, телефон - в башмаки и это все сдать в пункт приёма вещей. Очень много пунктов приёма, где это все можно сделать. А также очень много бесплатных туалетов. Проблема с уриной здесь решена просто и эффективно. Не то, что в Дели или Ченнае. В Ченнае на заборе порта огромными буквами написано:  No urina. Бестолку. На одной из центральных улиц Ченная шёл по тротуару, примыкавшему к каменному забору за которым скрывается прекрасный сад для судей, как я понял, меня туда не пустили, так вот, иду я по этому почему-то безлюдному тротуару, тогда как на противоположной стороне идут толпы людей, бурлит жизнь, кишит торговля. Рядом с моим тротуаром стоят авто сплошной стеной. Так вот, иду и по запаху чувствую - что-то не то, а присмотревшись внимательно обнаружил на тротуаре ничто засохшее и коричневого цвета и так весь тротуар на протяжении нескольких сот метров. Это был общественный туалет стихийный и грозный. Я поспешил выскочить на противоположную улицу с риском попасть под машины и пошёл там,где ходят нормальные люди.

 На одном из мостов Ченная такая же история: люди ходят по одной стороне моста, а на другой - общественный туалет для бедноты, которая обжила берега реки рядом с мостом и под мостом и ходят на мост как в туалет, считают себя людьми А может подходы к реке загаженны так, что и подойти страшно. Я уж думал - как бороться с этим явлением: выставить на мосту полицейский пост и палкой драть любителей гадить на мосту. Это, конечно, выход. А можно собрать жителей лачуг и заставить отскоблить мост и так делать регулярно. В любом обществе есть лидер. Среди этой нищеты тоже должен быть лидер. Заставить его навести порядок и штрафовать его если будут нарушения со стороны руководимой им шайки.


Итак, мне нужно избавиться от сумки, она мне не понадобится в храме. Я съел мандарин, второй засунул в карман, забрал козинаки - калорийная еда! Фотоаппарат на верёвке привязан к сумочке, сумочку я пришил к торцевой стороне внутри наплечной сумки. Оторвать верёвку не удаеться, надо ее обрезать, но нечем. Попробую  перетереть веревку о каменную колонну. Переместил фотоаппарат в карман, сдавать не буду, может не найдут. Сразу сдавать надо только телефон, а о фотоаппаратах ничего несказанно. Хотя предупреждают, что в храме фотографировать не нельзя. Пытаюсь сдать сумку - не принимают. Всё время машут рукой в одну сторону, требуют сдать башмаки, сдаю. Лучше бы не сдавал. Сунули  в мешок и выдают квитанцию. Это происходит в пункте приема номер семь. Шлепанцы можно было бросить в одном месте за изгородью, где все бывалые паломники бросают свою обувь и ни каких проблем. Зашёл в загородку на улице,нашел свои шлепанцы в куче других, надел и пошёл своей дорогой. Сумку конечно так не оставишь, хотя я, отчаявшись сдать сумку, стал подыскивать место где нибудь под раскидистым кустом. Но скоро оставил эту затею: кусты были, но подходы к ним просматривались со всех сторон. Я представил картину: идет подметальщик улицы, видит мою сумку и забирает ее себе. И еще не факт, что я смогу найти тот куст, под который спрячу сумку.

 Значит, надо идти туда, куда все машут рукой. А это в направлении Центральногоне пункта, который расположен выше храма. Там 2 здания по 20 окошек в каждом. Сумку не принимают. Рюкзаки принимают без проблем-  выписывают квитанцию, на рюкзаке пишут мелом номер квитанции, небрежно кидают за спину на пол, не удосуживаясь разместить на полке, которые в большом количестве лежат на полу за спиной приемщика. Телефон снабжают квитанцией и отправляют в другое место.

Итак,я столкнулся с неразрешимой проблемой - сумку не принимают, с сумкой в храм не пустят и всё время машут в одну и ту же сторону, куда я снова направляюсь знакомой улицей. Справа - металлическая ограда, слева тянется строение,  в нём проем. Спустившись по лестнице, я вышел к храму. Запоминаю лестницу, вижу при спуске справа статуя Кришны и лестница выводит к правому крылу храма. Белые центральные ворота храма посредине, вправо и влево тянется высокая каменная стена ещё дравидского происхождения. Это reussite ориентир нужно обойти храм слева. Далее по лестнице направо, потом пункт приема вещей номер семь, далее - коттеджи Где-то должен быть и мой 74. Поднимаюсь по лестнице между коттеджами. Уже 12 ночи, нормальные люди спят,а я ищу свой 74. Нашёл 270, пошёл дальше. 260e и где-то прячется мой 74. Забрёл на какую-то верхотуру, прошёл по дороге, спускаюсь, иду по своей любимой улице. Вижу коттеджи номер 90, рядом 80-тые, где-то рядом 78 76 75 и 74. Всё. Точка встречи найдена. Пройдусь-ка я пару раз туда и обратно, чтобы закрепить в памяти дорогу. Я уже пару раз терял храм, он находится на равнине в низине, окруженный возвышенностями, застроенными зданиями и торговыми центрами. Виден храм только если вплотную подойти к нему.  Широкая лестница спускается вниз. А внизу громадная серая каменная стена и ослепительно белые ворота в южной индийском стиле. над крышами храма блестит золотой купол, где обитает Баладжи, Он же Вьенкатешвара. Прошёлся по дороге от храма к котеджу  N74, чтоб закрепить в памятив этот путь.
А вот теперь куда деть сумку? Приходит блестящая идея - спрятать ее в скверике в кустах. Я нашёл густые заросли, но по опыту знаю: за мной   обязательно будут наблюдать пара любопытных глаз - А что это там творит бледнолицый брат? к И вряд ли я найду свою сумку в тайнике. Может спрятать где-нибудь среди коттеджей? Не вариант, там проживает много народа, земля вся вытоптана. В одном месте видел сваленные ветки деревьев. Может туда спрятать сумку или в мусорный бак? Их здесь изобилие. Закопать в мусор? Придёт мусорщик и увезёт мою сумку на свалку, или я никогда не найду тот бак, в который спрятал.Не говоря уже о том, что кто-то увидит. Я сам много раз наблюдал действия людей, которые предполагали, что их никто не видит.

 После очередной неудачной попытки сдать сумку, Я решил пойти туда, куда махал рукой приемщик. Я иду знакомый мне дорогой, отмечая те места, где можно спрятать сумку. На пути попалась длинная узкая лестница. Можно спрятать за стенкой лестницы, снаружи не видно. Но обойдя лестницу снизу, понял,  что внешняя сторона лестницы хорошо видна с улицы. По улице куда-то спешат парни. У многих за плечами рюкзаки. Решил пойти за ними. Они сворачивают в какой-то зарешеченный проход. Я за ними. Проход длинный, куда ведет -  не знаю, парни наверное энают, куда идут. Идем минут 5-10 это пол- или один километр. Выходим к новому приёмному пункту на выходе или входе в Тирумалу. В приёмном пункте принимают рюкзаки. Приемщик - молодой парень выписывает квитанции.  Пишет мелом номер квитанции на рюкзаке и, не глядя, швыряет рюкзак за спину на пол. Сумку не берет, показывает куда-то вверх. Парни выстраиваются в очередь, идут на лестницу куда-то вверх. На лестнице народу не протолкнуться, ступени крутые, боюсь оступившись упасть. Я пристраиваюсь к толпе, сейчас узнаю, где можно пристроить сумку. Поднимаемся по лестнице. Попадаем в комнату досмотра. Свою сумку сую в сканер. Меня обыскивают, находят фотоаппарат. Проверяют -  фотоаппарат ли это? нажимают на кнопку,  объектив выезжает, закрывают фотоаппарат,  выписывают квитанцию, фотоаппарат отправляют в корзинку с дубликатом квитанции.  Обыскивальщик дружелюбно спрашивает - откуда? Россия, Руссия, Раша. Нет ли у меня  российских монет? Есть, но в отеле. Показываю на сумку, машут  рукой - иди, сумка их не интересует. Иду с сумкой куда-то, входим в какой-то коридор, стен нет, вместо стен решетки. За решетками амфитеатром расположены классы, один класс от другого отделён железной решёткой справа и слева. Судя по всему это учебное заведение. Аудитории заняты людьми,они спят на каменных скамьях. Здесь людей устраивают на ночлег, рассуждаю я. Открывают аудиторию номер 26, устреляемся туда. Я устраиваюсь на самом верху амфитеатра. Сейчас час ночи. Попробую поспать, у нас в 3:00 сбор. Знаю, что успею добежать за 10-15 минут. Сажусь. Плиты холодные. У меня  маленькая проблема - либо простыну, либо радикулит подхвачу, что ещё хуже. Помню, что когда выполнял предписание снять башмаки, я их оставил на газоне где ничего не росло и где оставляли свою обувь люди. Я почувствовал холод каменных плит. Ну вот простуда гарантирована. Я спустился на несколько ступеней вниз. Через несколько шагов плиты показались не холодными, что ли. Так быстро. Через несколько шагов снова холодные плиты. Итак многократно. Окружающий воздух был прохладным даже чрезмерно. Посидев на каменном полу (или скамье), решил принять меры, подложив под себя клапан сумки. На сумку садиться не стал, так как там была бутылка с водой. Мне не хотелось новых проблем. Сидеть уже можно. Теперь хорошо бы поспать. Прислонился к трубе железной ограды. Труба была холодной узнаю, как собака. Буду спать сидя. Зал постепенно заполнялся. Вокруг меня лежали люди. Как они могли спать на холодном полу на холодных каменных плитах, не понимаю. Женщина в лёгком сари с ребёнком примостилась на полу. Лежит , хоть бы что. Ребёнка лет 4-х положила рядом. Ему холодно, она прикрыла его наполовину своим сари. Тянет холодным воздухом сзади. В самом низу амфитеатра железная решётка стены, на решётке - чёрная ученическая доска. Здесь проходят занятия. Правее доски висит плакат с правилами поведения. Для кого? Для учеников? Скорее для пришедших, так как там есть строка: двигаться в очереди быстро, но осторожно. Я поворачиваюсь боком к холодному потоку воздуха, вытаскиваю гамчу, закутываю вокруг поясницы. Теперь можно спать. Соображаю: если засну сидя, потеряю равновесие и головой упаду на лежащую фигуру, расположившуюся рядом со мной. Отодвигаюсь. Немногопокемарил. Уже 2.30. Мне пора уходить. Поднимаюсь. Осторожно перешагиваю через ближайшие тела, выискиваю места, где можно поставить ноги. Поднимаюсь к выходу. Железная решетчатая дверь закрыта. Пытаюсь открыть ее. Подходит парень: Куда? Говорю, что мне нужно выйти, у меня встреча. Показываю свой квиток, в котором значиться: entry Point   kottege 74, и ещё: reporting Time 03.00 PM. Тычу пальцем в эти пресловутые 03 PМ. Он начинает мне объяснять, что РМ - это после полудня т.е. в 15.00. Я не могу в это поверить. Отхожу. Достаю словарь, точно - PM это Past meridiem. после полудня. А я всегда думал что PM это Past Midnight, т.е. после полуночи.


Рецензии