Два вечера Ночных романсов Римского-Корсакова,

 Два вечера " Ночных романсов" Римского-Корсакова, 11 и 18 июня 2019 года, Концертный зал Мариинского театра. Солисты Мариинского театра  и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

Большая часть прозвучавших романсов были для меня новыми, поэтому оба концерты дали мне возможность познакомиться с ранее  неизвестной музыкой, а это всегда интересно,  часто приятно,  а нередко и поучительно.
Я давно поняла, что романсы - очень трудный и коварный музыкальный  жанр для их создателей и исполнителей. Далеко не всем они удаются. Это музыка глубоких чувств,
 - любви, страсти, печали, восторга, мольбы, надежды, сомнений, отчаяния, ревности, скорби... Нередко это положенные на музыку известные стихи. Именно таковы романсы Римского-Корсакова. Пушкин, Лермонтов, Фет, Майков, Жуковский, А.К.Толстой, Байрон, Никитин, Мицкевич. Многие из этих стихов с детства на слуху. Часто это стихи-истории, стихи-зарисовки, стихи-настроения. Что может быть  сложнее, чем воплотить музыке образ, созданный поэтом? Чтобы брала за душу,  чтобы умножала поэтическую силу стихов? К счастью, у Римского-Корсакова есть немало прекрасных романсов,  дышащих эмоциональной свежестью,  чистотой, чувственным томлением и восточной негой. И показать все это слушателю - важнейшая и труднейшая задача исполнителя.  Голосом передать чувства или нарисовать картину. И тут  в обоих концертах не было равных великолепному тенору Мариинки Дмитрию Воропаеву и его концертмейстеру Анне Кантор. Под выразительный аккомпанемент, полный скрытой силы и страсти, он проникновенно спел самые известные романсы композитора - "То было раннею весной" и "Не ветер, вея с высоты". Голос певца, то замирая, то достигая всей силы звучания, заставлял верить каждому слову стихов, каждому движению и состоянию души их создателя, каждому высказанному или затаенному чувству. То была песнь любви и сокровенного признания!
Солисту Мариинского театра Павлу Шмулевичу , обладателю  мощного баса, вместе с тем же концертмейстером, удался романс-история "Анчар", а также трогательный романс-сожаление "О, если б ты могла". Здесь особенно было заметно удачное "сотрудничество" певца и концертмейстера. Хороший голос Павла Шмулевича и выразительное туше Анны Кантор.
Особенность романсов Римского-Корсакова, включенных в программу ночного концерта 18 июня,  - их восточный колорит, напевная тягучесть, причудливость мелодийного рисунка. Лучше всего это слышалось в "Еврейской песне" у Цветаны Омельчук, с ее многообещающим меццо-сопрано, и аккомпанировавшей ей Анны Кантор.
У других исполнителей скорее был намек на восточное сладострастие и любовное томление, до конца не выраженные. Порой, этому мешали увлечение молодых певцов слишком громким и однообразным звучанием, иногда  граничащим с патетикой,  бедность эмоциональной палитры, нечеткая дикция.
Хорошее впечатление оставили выступления Татьяны Старковой и Дениса Беганского, а также запомнилось невероятно мягкое, красивое туше концертмейстера Елены Федоренко.


Рецензии