Путешествие Степана. Часть 5, глава 4

4.
РАССКАЗ О ПУТЕШЕСТВИИ
Утром мы снова пришли в тот дом, где разговаривали с великанами. Василий с нами не пошёл, потому что к нему пришли его великанские сверстники, мальчик и девочка, примерно его возраста, но втрое выше, и увели показывать ему те места в долине, где мы ещё не были. Не пришёл и огородник Леонтий. Он попросил Адэ показать ему растения, которые выращивают великаны и те, что растут в этой долине. Ему нужно было узнать их названия, свойства, а также для чего они необходимы великанам.
Ирина, Пафнутий, сказитель и я пришли в дом, где нас ждали великаны. Мы сели на свои места, как и раньше, а великаны — на свои, напротив нас. Андр и Адил были нам знакомы, а двух других великанов и великаншу мы видели в первый раз. Два великана были самыми старыми здесь, в долине. Андр сказал нам:
— Сегодня с нами будут новые для вас великаны, самые главные и старейшие из нас.
Он показал нам на седого, морщинистого великана и сказал:
— Это ДнанавЕд, ему тысяча двенадцать лет.
Затем он показал на второго великана, такого же седого и бородатого, как Днанавед, но помоложе его.
— А это ШенИд, — сказал Андр. — Ему восемьсот шестьдесят лет.
Показав нам на молодую великаншу с простым, добрым и весёлым лицом и длинными чёрными волосами, Андр сказал:
— А это АранИд. Ей триста восемьдесят лет.
Она показалась мне самой доброй из великанов. Новые великаны улыбались и кивали нам.
— Мы немало слышали о вас, — сказал Днанавед, — от врачей, от птицы Сирин и от Бабы-Яги. Мы ваши друзья и будем учить вас полезному, но сначала расскажите нам о себе и как оказались у нас.
Я растерянно смотрел на огромные, добрые, улыбающиеся лица великанов, глядящих на нас, и не знал, как мне рассказывать. 
«С чего начать? — думал я. — Как я победил дракона? Как женился на царевне и стал боярином? Как решил со скоморохами поехать в путешествие в поисках великанов, обманув царя? Говорить ли мне подробно или рассказать в нескольких словах? Рассказывать этим великанам, которые за тысячи лет насмотрелись множество важных событий, произошедших на Земле? Я ещё не знаю их и не знаю, насколько я могу им доверять, насколько могу быть откровенным с ними. И не слишком ли ничтожны наши приключения для них? А может, напрасно я затеял это путешествие, а лучше было бы делать своё дело, к которому я привык с детства и не тратить год и три месяца на это странное и глупое путешествие?»
Я долго молчал.
Но тут заговорила моя жена:
— В детстве у меня был учитель, который побывал в южных странах Средиземноморья, где есть сведения о великанах, которых там называли титанами. Он научил меня читать древние книги, которые привёз оттуда. В этих книгах упоминаются титан Прометей и сирены, птицы с женскими головами, которых мы называем птицами Сирин. Не о вас ли здесь идёт речь?
— Да, речь идёт о нас, — ответил Днанавед. — Но в этих сказаниях мы предстаём в нелепом и смешном виде, а боги и люди-герои, о которых там говорится, предстают великими, мудрыми и справедливыми. Истории пишут победители, поэтому они могут говорить любую неправду, лишь бы только приукрасить и возвеличить себя.
Прометей не крал священный огонь у «богов», который они запретили дарить людям. Мы появились на свет гораздо раньше этих «богов». И об огне, и о прочих полезных вещах узнали раньше них. А наш Прометей, как все мы, учил людей всему, что мы знали. И задолго до прихода «богов» научил  людей, как пользоваться огнём.
Греческие «боги», о которых сложено столько разных сказаний, не были настоящими богами. Они пришли к грекам из дальних земель, пять или шесть тысяч лет назад. Они не были бессмертны. И не были великанами, как мы, потому что были только в два раза выше людей. Их тоже породила Земля, жили они очень долго, но не тысячу лет, а пятьсот или шестьсот, но людям показалось, что они бессмертны. Поэтому люди считали их богами. Они были умны, сильны, коварны, хитры, появились раньше людей, как и мы, и овладели многими знаниями, которые узнали от нас. Они умели поработить людей обманом и силой. Поэтому люди и мы сразу покорились им и повиновались во всём.
Несмотря на наш огромный рост и силу, мы не были рождены для войн, лишь некоторые великаны были воителями, но они быстро погибли в битвах. А мы были строителями, врачами, кузнецами, изобретателями, но не охотниками и не воинами. Мы часто воспитывали детей этих «богов», и многому их научили, например, кузнечному делу. А самого способного из них, Асклепия, научили врачеванию.
Все древние постройки на Земле сооружены с нашей помощью. Как и люди, мы подчинились этим и другим «богам» и выполняли все их приказы, ведь воевать с ними и сопротивляться им мы не были созданы. «Боги» потребовали от людей, чтобы они приносили им в жертвы убитых животных, приводили рабов и самых красивых женщин. Люди также приносили «богам» еду, вино и плоды из своих садов. «Боги» врали людям, что землю, небо, звёзды, солнце создали они и поэтому люди должны им во всём повиноваться. Какие же это боги, если среди них был бог войны, богиня охоты, бог вина и виноделия, богиня любви, бог плутовства и воровства? А главный из «богов», Зевс, не знал удержу в своей похоти. Завидев прекрасных дев, он представал перед ними то лебедем, то быком, то золотым дождём и соблазнял их. Разве могут боги лгать, вести разгульную жизнь, объедаться, пьянствовать, охотиться и воевать? И как может богиня Афродита быть матерью любви? Природа — Мать любви, она появилась гораздо раньше этих «богов»! Неужели до Афродиты никто не любил? Всё в Природе — порождение любви. Это и птицы, и звери, и люди. Недолго правили эти «боги» и ничего не осталось от них. Земля, не выдержав, скинула их, но они принесли людям какую-то свободу, радость жизни. Теперь о них можно услышать лишь в многочисленных сказаниях.
А в те времена, благодаря этим «богам», особенно расцвели поэзия, музыка, танец, театр. И музы — покровительницы этих искусств, тоже появились раньше «богов». Они младшие сёстры птицы Сирин, но её можно увидеть, а музу — только почувствовать. Музы и сирены никогда не воевали меж собой, как говорится в сказаниях. И не заманивали сирены своим пением моряков на рифы, не губили людей. Но музы и сирены различаются. Когда человек восхищается природой, радуется солнцу, цветам, пению птиц больше, чем другие люди, ему может явиться птица Сирин и помогает ему найти музыку или слова для выражения своих чувств в стихах или в песне. А когда он начинает чувствовать ещё бОльшую тягу к искусствам, музы вдохновляют его на высшие творения, и он замирает, слушая их, следует за ними. Музы — посланницы небес, а не порождение «богов».
— Спасибо за пояснение, — сказала Ирина. — И в самом деле, как богиня любви может изменять своему мужу с богом войны? Я теперь знаю, что именно вы помогаете нам и спасли Степана от смерти. Я видела, как работают ваши врачи, и тоже хочу спасать людей.
— Идите, царевна, учитесь у них, — сказал Шенид. — Вы знаете, где их дом. А Степан сам расскажет нам о себе и о своих друзьях.
Ирина ушла, но я долго не мог говорить. Не люблю похваляться. Я молчал.
— Я знаю, как скромен Степан, — сказал Макар Емельянов. — Могу ли я рассказать о нём и о нашем путешествии?
— Конечно, рассказывайте, — сказала Адил.
Я увидел, как обрадовался наш сказитель. В один миг он преобразился, словно всю жизнь ждал этого мгновения. И заговорил, скорее даже запел, как былину, хотя у него не было с собой гуслей. Запрокинув назад седую голову, глядя вверх, как будто всё видя перед собой, он начал рассказ с того, как я чудом исцелил царевну, а потом пошёл воевать с драконом. Он пел о красоте царевны, о моей любви и храбрости, о Красном Кабанчике, о моих друзьях, о битве с драконом, о путешествии со скоморохами такими красивыми словами, будто он видел и знал мои и их чувства и мысли.
Мне не нравилось, как он восхвалял нас всех, будто мы были богатыри и праведники. То, что он говорил, было и правдой, и неправдой, и я не знал, куда мне деться от стыда.
Пафнутий, немного послушав Макара, встал и движениями рук и выражениями лица стал показывать меня, Ирину, скоморохов, Красного Кабанчика, медведя, гуся, правителей и разбойников смешно и весело, сразу следуя за его рассказом. Макар, услыхав смех великанов, повернулся к Пафнутию и с удивлением посмотрел на него. Пафнутий прошептал сказителю:
— Говори проще, без пышности и восхвалений.
Но тут я неожиданно услыхал какую-то удивительную песню, доносившуюся снаружи, через открытое окно. Я не мог понять, кто это поёт, не то птица, не то дева. А ведь я знаю голоса всех птиц наших лесов, но такого прекрасного пения я не слыхал никогда. Душа моя возрадовалась, затрепетала. Тут замолчал и сказитель, прислушавшись к этой песне. И вдруг он запел просто, хорошо и верно. И я уже радовался его рассказу. А Пафнутий продолжал показывать людей, о которых пел сказитель. Наконец, Макар закончил своё сказание. Наступила тишина. Затем Адил произнесла:
— Как хорошо вы всё рассказали и показали нам! За последние двести лет я не слыхала ничего интереснее. Как мы рады, что вы пришли к нам. Если вам нужна наша помощь, мы готовы помочь вам и многому научить.
— Да, — сказал я. — У меня много вопросов. Наверное, и у других скоморохов их немало. Мы готовы учиться у вас.
— Степан, — сказал Днанавед, — возможно, ты станешь царём. И тебе нужны советы таких старых великанов, как мы. Завтра я и Андр встретимся с тобой и будем разговаривать о том, что тебе важно узнать. Царевна, как она и просила, будет учиться у врачей Роги и Сибра. Огородник Леонтий — у Адэ и её друзей. А сказителю нужны встречи с птицей Сирин. А ты, Пафнутий, прекрасный лицедей. Тебе нужно поговорить с Аранид, которая знает много о театрах древних греков, римлян и других народов.

Тут раскрылась дверь, и мы увидели вбежавшего Василия. Мальчишка был взволнован. Он поздоровался с великанами и стал взбираться вверх по высоким ступеням к нам.
— А Василий сам найдёт всё, что ему интересно у нас, — сказал Днанавед.
— Василий, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — спросил Шенид.
— Степаном! — ответил Василий. — Ой, нет, лучше сказителем!
Великаны добродушно засмеялись.
Днанавед назначил мне встречу с ним и с Андром на утро завтрашнего дня. А Пафнутий должен встретиться с Аранид после моей встречи с Днанаведом и Андром.
И великаны ушли.
— Идёмте со мной, — сказал нам Василий, — там, на дереве сидит птица Сирин и поёт.
Мы вышли из дома и пошли за отроком.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии
Нравятся рассуждения автора, интересные и, на мой взгляд, вполне справедливые. Необычные имена у великанов, и сюжет радует неожиданными поворотами))

Катя Раскина   30.06.2019 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Рад, что вам понравился сюжет и персонажи!

Сергей Орешко   30.06.2019 17:26   Заявить о нарушении