Правда и фантазии о Великом Крае. Глава 6

Сибирь Кондовая. Глава 6.

На вино, брагу сибиряки крепкие. Пили в праздники изрядно, пьянели, но не сильно. Повеселиться да сплясать любили. В песнях же слышалось страдание российского народа: ссылки, тюрьмы, каторга, неудержимое стремление к воле.
Казалось бы – человеку хорошо, живет он в Сибири относительно лучше, чем в европейской части России, а вместе с песней льется и слеза.

                Солнце всходит и заходит,
                А в тюрьме моей темно.      
                Днем и ночью часовые
                Стерегут мое окно.

Ах вы, цепи, мои цепи,  Вы тюремны сторожа.  Не порвать мне вас, сбросить,  Не видеть воли никогда…

  Пели о горькой доле и страдании народа.

Ах ты, доля, моя доля,  Доля горькая моя. \ Ах, зачем же злая доля \ До Сибири довела.
Не за пьянство, за буянство. \ И не за ночной разбой, \ Стороны своей лишился
За народ свой трудовой. \\ Год в ту пору был тяжелый. Стали подати сбирать \ И последнюю скотинку За бесценок отбирать. \\ Не стерпело мое сердце. Я урядника убил, \ И за это преступленье \ В даль  на каторгу прибыл.
Очутился я в Сибири, \ В шахте темной и сырой, \ Повстречался я с друзьями, \ «Здравствуй, друг! И я с тобой». \\ Далеко село родное. \  Удалось ли односельцам \ С шеи подати скачать.

Сибиряки – народ экономный, расчетливый. И вместе с этим им, как всем людям тяжелого труда, свойственны  артельность, тяготение друг к другу, взаимная помощь и выручка в беде. К первому жизненному долгу – общественной обязанности, они всегда относились с достоинством и аккуратностью. Артельное товарищество до революции не затрагивало собственности на орудия труда, но было широко распространенным. Община – была идеальным способом сосуществования разных по способностям и уровню достатка людей. Община покоилась на двух фундаментах: здравый смысл и совесть. Была третья основа – вера.

Нужно было село или деревню огородить поскотиной, и ее сооружали всем миром. Земли для этого хватало. Такие ограждения из жердей строились с удалением от села в одну-две версты. В местах, где проходили дороги, ставили ворота. Если это был тракт, у ворот была избушка. В ней жил сторож-старичок. Благодаря поскотине, вольно гулявшие и пасшиеся коровы, бычки, лошади не могли ни потеряться, ни забрести в хлебные поля.

Студенты и Сибирский детектив. Глава 6.

В полицейском отделении города Ачинска царило уныние.

- Ну как он там?
- Все так же.
На месте поселения сектантов застали абсолютно пустую поляну. Все было сожжено. На обратном пути ждало еще худшее: два охранника убиты, Мисаил исчез.
- Дай пистолет Михеев!
- Кузьмич дай ему пистолет.

Кузьмич наливает полный стакан водки и входит в комнату к страдальцу.

- Нате Ваше Благородие, разряжайте.
- Богословский меня уничтожит.
- Это кто?
- Яков Дмитриевич. Губернатор; суровый дядя. Кто там стучит?

Ворвался отец трех братьев.

- Признаюсь, во всем признаюсь, только защитите меня. Посадите в самую глубокую темницу, только не одного.
 
Огромный человек дрожал от ужаса.

- Я посижу с ним шеф, а лучше, кроватку сооружу.
- Спасибо Федя, а утром допросим. А жена твоя где?
- У меня, слава Богу, нет жены.
- Да не твоя  дурак, а подследственного.
- Ушла с демоном.
- Понятно. Михеев пошли людей, чтоб хоть эту не упустили.
- Это сейчас. Ну что, дела налаживаются шеф?
- Как знать. Работай.  Московских  устрой. А я…
- Начальство, как положено, отдыхает.


Рецензии