29. 06. 2019. Чернобыль мини-сериал

Я посмотрел этот фильм, уже  наслышавшись-начитавшись о нём разных мнений. Из России оценки противоположные. Одни однозначно клянут, заявляя, что авторы и постановщики заведомо не могли, да и не хотели (или, напротив: не хотели, да и не могли как иностранцы адкуватно рассказать о событии, происшедшем  в чужой стране. Другие отдают должное  мастерству американских и других зарубежных кинематографистов (сериал и вправду не одними американцами сделанный – например поставил его режссёр-швед.

Мимо меня специфические и неизбежные ошибки фильма, изготовленного людьми не из России, не могли пройти незаметно. Но откуда  им, сценаристам, да и режиссёру, знать, что а СССР не могли сказать: «надо обратиться в  МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМПАРТИИ»?! Во-первых, потому, что другой партии, кроме коммунистической, там в  то время давным-давно не было. А потому её называли просто партией. Во-вторых, «отделениями»  региональные партийные организации не назывались. Говорили: обком, горком, райком. Такие огрехи в фильме есть. Но их довольно мало. В  целом и словарное соответствие тамамошней истине свидетельствует о добросовестной подготовке авторов сериала.

Главное, однако – отражение самой сути событий. Не будучи ни в малейшенй мере специалистом-физиком, могу сказать лишь об уровне правдивости в отражении обстановки, отношения в стране к сообщению о чернобыльской катастрофе. Наша семья в те дни и думать не думалп об эмиграции-репатриации. Точнее будет сказать, что если ранее(в  начале  и в конце 70-х гг.) какие-то мысли (и ещё вполне «платонические») в этом напавлении уже возникали, то НЕ в начале горбачёвской  «перестройки», к которой лично я отнёсся как к последней надежде на то, что политические идеалы моих дорогих родителей - "старых комсомольцев" - хотя бы частично реализуются.

Лично для меня тема Чернобыля началась с вечернего звонка сотрудницы и молодой приятельницы моейй жены, работвшей с нею вместе в вечерней (сменной) школе рабочей молодёжи

Таня Бахаева была , кажется, учителем химии,  её фамилия жителям Израиля сразу напомнит название Бахайского храма и Бахзайских садов в Хайфе. Бахайская религия – одна из очень молодых монотоистическ их религий в мире, но сходство фамилии Таниного мужа с этим названием – скорее всего, чистая случайность. Сергей Бахаев запомнился мне плечистым  молодым парнем славянской внешности, симпатичным и простым.  Был то ли водителем, то ли станочником, явно рукастым, умелым, хозяйственным человеком. Была у них дочь среднего школьного возраста.
Таня очень уважала мою жену и не раз оказывала нашей семье хозяйственную  помощь, «доставая» (благодаря маме, работавшей в магазине, дефицитное тогда сливочное масло: за двумя 200-грасамовыми пачкам в  очередм на морозе порою стояли часами…

И вот раздаётся в нашей квартире  звонок – это Таня, она зовёт к  телефону жену, а той нет дома, и свою беду и полную  растерянность она выкладывает в трубку – мне: из военкомата принесли повестку её Серёже. Его призывают срочно в армию и направляют  на ликвидацию последствий аварии  в Чернобыле… «А ведь там – ра-ди-а-ци-я!!!»  (И – тяжкие  женские рыдания потрясли мою душу).

Что я должен был ей ответить? Не знаю и до сих пор. Но я стал её успокаивать доводами, какие мне самому казались очевидными:

– Таня! Да перестаньте вы заравнее оплакиватиь Сергея: это тяжкий грех! Неужели Вы думаете, что правительство,   не продумав мер предосторожности, посылает массы молодых мужчин, воинов, на риск  для их здоровья и жизни? Уверяю вас, опасности такой нет, вернётся ваш муж здоровым и невредимым…

Я произносил эти слова, сам полностью в них веря. Сейчас вспоминаю кадры фильма, воспроизводящие совещания руководства страны во главе с Горбачёвымпо по принятию мер ликвидации последствмй аварии  - и горько корю себя за слепоту. Но ведь не более меня знал тогда о всех опасностях того взрыва и сам главный человек в стране!

Никакого преувеличения в этой истине, показанной миру, нет. Так это было.
Но  правдиво и с уважением (я бы сказал больше: с искренним восхищением и изумлением) «америкащками» (и их сотрудниками по создпнию фильма) показаны поразительные черты русского, украинского и других народов СССР: их реализовавшаяся готовность к самопожертвованию, массовый героризм и бестрепетная жертвенность  во имя спасения народов от небывалой прежде аварии планетарного масштаба.

Вот главное в этом фильме. И забывать об этом, не видеть этого – большая ошибка.   
 
Что же касается Тани и её семьи, то в 1995, посетив Харьков через 5 лет после отъезда, я побывпл у них в доме. Сергей, как и многие ликвидаторы, в первую неднлю или полторы работал вовсе без средств защиты, потом им выдали их плюс даже дозиметры, но свою "дозу" и, очевидно, немалую они получить успели. Впоследствии какое-то время жена моя  с Таней переписывалась, но потом дела и болезни отвлекли от переписки, и как развивались события в той семье, не знаю.

Ещё один эпизод, касающийся моего невежества в понимании обстановки тех дней, могу рассказать. Мой сын в последние 8 лет жизни в Союзе работал в одном из НИИ переводчиком. Этот институт занимался проблемами сельскохозяйстыенного машиностроения, а в мае 1986 г. в Киеве предстояла международная выставка как раз по этим проблемам. В институте заранее были расписаны капндидатуры на посещение этого мероприятия - вполне понятно, что сыну и в смелых снах не привиделась перспектива там побывать. Но грянула авария на АЭС, бцыстро стали распространяться слухи об опасностях радиационного облучения, и примерно через месяц, к моменту открытия выставки, почти все какндидаты от командировок в Киев категорически отказались. Тут-то командировку предложили моему сыну: выставку не закрыли, она работала, и кто-то от института её должен был посетить, а сын работал в составе отдела техинформации...

Как-то в гостях и двоюродной сестры - кандидата физико-математических наук, в компании её коллег (среди которых был известный харьковский математик - проф. Ю.И,Любич, я рассказал об этой ситуации - и услышал единодушное мнение (в том числе и профессорское, и сестры-физика): "Ты должен отголворить Мишу от этой поездки!" Но сын так был рад неожиданному "везению", что у меня духу не хватило его отговаривать. Он - съездил.

Уже здесь стала у него проявляться странная особенность в состоянии волосяного покрова на голове: временами на ней появлялись местами лысые, безволосые места. Правда, со времпаенем растительность восстанавливалась, но такие явления потом повторялись. К нынешнему моменту уже давно такие явления прекратились... Так и не знаю, имело ли тут место влияние чернобыльского фактора.
      




   
 



   
 

   
      


Рецензии