10. Происхождение души. Продолжение

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 9.

Самое поразительное в «грехопадении» - это его случайность и незаконность. Ничто в человеческой «природе» не предопределяло «грехопадения». Причиной его стал обман, вернее, лукавство (полуправда), которую «сознание» человека предпочло принять. Ибо эта полуправда льстила ему! Той его природной «животнодушевной» части, которую надо было возделать, облагородить, воспитать, своими личными усилиями. А это трудно и долго! Но тут появляется в «душе» некто, который заявляет, что, на самом деле, - «ненужно никаких таких тяжких и долгих трудов»! Что проблема заключена не в овладении самим собой, своей психикой, для нравственного обладания «материей» - «землёй», а в овладении «материей» напрямую, без внутренних нравственных усилий. Не через «сердце», там мешает нам и трудит нас «совесть», а напрямую, через «ум». Здесь «совесть» можно заглушить, с помощью «воли». Для этого надо уличить в неправде того, кто дал мне всё это задание (заповедь): 
- «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 4-5).
Как видно из схемы 4, суть «грехопадения» состоит в привнесении в естественное и гармоническое состояние общения всех «Я» в «сознании» Всечеловека - Адама эгоистической энергии и эгоистического вектора в познании человеком своего «Я». Как отдельного от Бога, и, следовательно, от других «Я» Всечеловека - Адама. «Я» человека, в его собственном «сознании», стало преобладать над «я» других людей. - «Я» стало своеобразным «яблоком раздора». Всечеловек - Адам «разделился» сам в себе, атомизировался и индивидуализировался, «распался» на отделённых друг от друга «индивидуумов». Каждый человек перестал (отказался) быть ипостасью! Отказался от возможности ведения личностного бытия как процесса осуществления своих ипостасных потенций. Перестал быть «личностью» и стал «индивидом»: - «Оскотинился!» и «Приложился к скотам бессмысленным!» - по мнению св. отцов в Предании. Он перестал впускать в себя и переживать в себе - нести в себе, других людей - другие «я». Его собственное «Я» стало настолько большим, что вытеснило из своей «души» все остальные «Я» Всечеловека - других людей. Но и само распалось на множество его собственных «я». И эта множественная масса иллюзорных «я» и квази «я» вытеснила из «сознания» человека все «помышления» о других. - О реальных «Я» других людей.

4. Схема повреждения структуры души при «грехопадении». (См. выше)

До «грехопадения» (левая часть схемы 4) хорошо заметно, что энергии «души» напряжены вертикальным нравственным вектором. Божественные энергии свободно и без искажений пронизывают и «душу», и «тело» первозданного человека. Это обеспечивает «сознанию» его естественное состояние «созерцания»: богообщение и общение любви, в которых оно «познаёт» Бога и Всечеловека - Адама. И в этом познании в общении человеческое «сознание» совершает «нравственное познание» всего мира - «материи» - «земли». И осуществляет свою «власть» над нею.
Питаемые божественными энергиями, «душа» и «тело» каждого человека как Всечеловека - Адама, были прозрачны и проницаемы для Духа. «Природа» каждого человека была триединой: «дух» - «душа» - «тело». И поэтому каждый человек был бессмертен как Всечеловек - Адам, ибо каждый «созерцал» в себе каждого другого. Человечество и сейчас физически бессмертно, в сравнении с отдельным человеком. А его духовное бессмертие - и есть вопрос и проблема Спасения!
В момент «грехопадения» в естественное состояние Всечеловека - Адама была привнесена извне чуждая энергия самости или энергия эгоизма. Она привнесена сатаной - отцом лукавства. Чуждость этой энергии заключается в её противоположной векторной направленности. Векторная направленность божественной энергии может быть описана понятиями: «Бог дарит мне познание» или «Я познаю не без Бога». Векторная направленность эгоизма описывается понятием «Я познаю сам». Как видно из сказанного, противоположность в направленности этих энергий, заключается в «нравственности» божественных энергий и в «безнравственности» эгоистических энергий.
Привнесение эгоистической энергии в «душу» Всечеловека - Адама произошло под действием «личной воли» кого-то из людей. Не всего Всечеловека - Адама сразу. И процесс этого лукавства приобрёл характер цепной реакции: - «Дурной пример заразителен». - «Один вкушал «запретного плода» и предлагал другому!»
В результате привнесения этой эгоистической энергии в «энергетику души» «индивидуализировалось» сначала «сердце» Всечеловека - Адама. - Помните библейский рассказ?! - «Сначала, от запретного плода вкусила Ева». Затем процессу «индивидуализации» подвергся и «ум» Всечеловека - Адама. - «Жена, которую Ты дал мне, вкусила и дала мне. И я ел». И вся энергетика «души» претерпела «кардинальные изменения», связанные с переориентацией всех «сил души». С нравственной вертикали, ориентированной на Бога, на внутреннего самого себя и на собственный «внутренний мир» человека, на эгоистическую горизонталь, ориентированную на внешнего самого себя и на «внешний мир».
Отягощённая эгоизмом «душа», растеклась, расползлась, расстелилась по «внешнему миру». Лишилась своего «внутреннего неба» (правая часть схемы 4). Отяжелела, стала «дебелой», надела «кожаные одежды». Зажила животной жизнью мира! На ней осуществились слова Иисуса Христа:
- «Какая польза человеку от того, что он приобретёт весь мир, а душу свою отщетит? Разве душа не больше тела, как тело одежды!»
И апостол Павел сожалеет об увлечённости миром и предупреждает об опасности этого увлечения:
- «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты («совести») во Христе» (Кор. 11; 3).
Человек перестал общаться с Богом, «отвернулся», как бы отвратился (отпал) от Него. И, эгоизм (самость) стал иллюзорной, временной и тленной, «ветхой» основой человеческого существа. Его сутью стала страсть. Его ангельские «небесные силы», несущие «сознанию» понимание того, что: «Мой ум дар Бога», «Моё сердце подарено мне Богом» и «Моя воля и свобода в Боге» пали. Падшие ангелы - бесы, «силы неба павшего на землю», стали приносить противоположное и эгоистическое понимание: «Я сам себе ум», «Моё сердце само по себе» и «Моя воля да будет во всём».[13]

[13] «По такому принципу произошло как бы отвращение (отпадение) человека от Бога. И, эгоизм (самость) стал основой человеческого существа. В которой, на смену [равноангельским потенциям «Не я сознанию»:] «Не я уму», «Не я чувству» и «Не я воле» пришли прямо противоположные и эгоистические (падшие): «Я ум», «Я чувство» и «Я воля». – [Сложившиеся в «Я сознание»] («О душе» Яцкевич Константин).

Какие же глубокие изменения произошли в «сознании» и во всём существе первозданного человека?
Некогда триединая духовно-душевно-телесная «природа», с утратой «духовности», просто напросто «распалась». «Душа» и «тело» не просто «разделились» между собой, но начали жить самостоятельной жизнью, требуя для себя главенствующего положения, друг над другом. Единственное, в чём они остались едины, так это в неприязни к «совести» и неприятии её. - «Плоть» восстала против «духа», отвернувшись от Бога: - «Проклята земля за тебя, - говорит Бог человеческому «Я», личной волей которого и была преступлена заповедь. - Терние и волчцы породит тебе твоя плоть!»
В результате этого повреждения своей «природы», «душа» человека стала страстной, подверженной влиянию многочисленных страстей, которые, как порочные микроорганизмы, обнаружили способность к умножению и проникновению во всё новые и новые области «души», не захваченные, ранее страстями. Через «волю» они проникли в «сердце». Затем захватили «ум». А следом, поразили рабством и «волю». - Потерю «свободы» надо было подготовить. И теперь приносят «душе» скорби и страдания. Ну а «тело» человека стало тленным, претерпевая свои скорби и страдания, которые присутствуют в «теле» болезнями и теми неприятными и враждебными искушениями, которыми так богат для каждого человека «внешний мир», окружающий его.
Предание, в своём аскетическом опыте, подразделяет страсти на три уровня:
- Первый уровень, - плотские страсти, действующие преимущественно в «теле» человека, но затрагивающие и «душу». Это чревоугодие и прочие телесные похоти, которые так и называют - похоть плоти или сластолюбие;
- Второй уровень, - душевные страсти, действующие преимущественно в «душе». Это страсти: осуждения, гнева, зависти, печали, уныния и множество других; все эти страсти стали называть; похоть очей или сребролюбие;
- Третий уровень, так называемые - умные страсти или похоть воли.
На этих страстях следует остановиться с особым вниманием. Иногда их, совершенно неправильно называют духовными страстями. Это нонсенс и силлогизм (нонсеальный силлогизм - неправильное умозаключение). Страсть появляется ввиду отсутствия «духа» и «духовности»! Те страсти, о которых здесь идёт речь, рождаются на том месте, где должна была бы быть «духовность». Но её нет, а есть «иллюзия духовности». Такие страсти зарождаются в «духовной пустоте», в которой онтология заменяется психологией, а отсутствующую «духовность» пытаются подменить высшими проявлениями «душевности». Правильное название для таких страстей - тонкая страсть или прелесть. По своей сути - это бесовщина! При её действии, падшие ангелы - бесы, пытаются, с помощью обмана, объявить себя «небесными духами». То есть, пытаются прельстить «душу» человека, - «небом, упавшим на землю». Но, такое «небо», уже не является чем-то «духовным»! Это безнравственное и бессовестное «павшее небо», по своей сути, не является «душевной высотой», поскольку «пало в грязь» и перемешалось с «грязью». А «грязь» - это не «земля» - «материя». Она и не «глина» - «живая материя», из которой была сотворена жизнь и, в том числе, доадам. «Грязь» - «материя без вечности», лишённая возможности присоединиться к «вечности». Это попытка демонизации «души»! - Попытка ещё больше оторвать «душу» от Бога, подвигнуть её на вражду с Богом. Поэтому, эти страсти иногда называют бесовской духовностью или демонической духовностью. Но и это не совсем верно! Потому, что эти страсти терзают самые глубокие стороны и высокие проявления «души». А «ветхий» человек, редко чувствует «истинную духовность» и плохо понимает, что это такое. И поэтому, принимает, обычно, эту «душевность» за свой «дух».
«Дух» в человеке присутствует только как результат его общения с Богом. Человек, не общающийся с Богом, не имеет в себе «духовности». Но Бог постоянно зовёт человека. И поэтому, «духовность» всегда потенциально теплится в человеке. «Ипостасность» в человеке невозможно уничтожить! «Образ» Бога в человеке не претерпел ущерб с его «грехопадением», а лишь скрылся в глубине человеческой «животнодушевности».
Именно так! «Дух» и «духовность» скрывают себя в «животнодушевности» человека. Они скрываются, прежде всего, от самого человека. Чтобы их обнаружить в себе, человеку нужен божественный свет. Поэтому, едва «душа» потянется к Истинному Богу, не к идолу или кумиру, что происходит очень часто, под видом религиозности человека, хоть он и называет это верой, его человеческая «духовность» оживает. Перестаёт прятаться и скрываться. Бог Дух, как любящий родитель, приходит в «садик жизни» за своим возлюбленным чадом, - ипостасным «Я» человека. Находит его среди всех прочих человеческих «Я», и физических «Я», и душевных «Я». И говорит ему: - «Чадушко моё! В каком ты виде? Пообтрепался весь, обносился, измазался, растерял все свои игрушки и книжки». - И, не заглядывая в «садиковский шкафчик» (содержащий все богатства и достижения «ветхого человека), в том виде каком нашёл его, ведёт своё возлюбленное чадо «домой». Здесь Он его моет, одевает, кормит, поучает, любит, утешает. Может и «урок преподаст»! И так до следующего утра «садиковской жизни». - А сколько их ещё будет!..
Возвращаясь к третьему уровню страстей, - умным страстям или похоти воли, мы можем назвать их: тщеславие, страх и гордыня. В Предании для них существует и обобщающее название: гордость житейская или славолюбие. Подобных страстей мало по формальному названию, но они очень хитроёмки, разнообразны, способны маскироваться и, потому, трудноуловимы. Недаром они называются тонкими страстями.
Эти страсти составляют саму основу, ткань, «эгоистической маски» человека. С помощью сатанинского обмана, человек сам, добровольно, надел её на своё «лицо». В силу этого, так трудно обнаружить человеку чужеродное «эго» в своём «Я». И так трудно снять с себя эту «маску».
Связав себя в единую «плоть» уже с помощью страсти, «душа» и «тело» стали поражать друг друга болезнями. Старение и смерть, стали тем «даром», который принесло «эго» падшему человеку, утратившему изначальную целостность, гармонию и общение с Богом и другими людьми:
- «Когда человек пал, то подвергся всестороннему расстройству, и сам в себе, и в своих отношениях» (Феофан Затворник, «Начертание христианского нравоучения»).


Рецензии