Китайская литература 19в

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

В начале 19 века в китайской литературе замечен застой и упадок почти во всех жанрах. Правда, были отмечены литературоведами писатели тунчэнской группировки – Фан Бао, Яо Най. Их произведения были похожи на «восьмичленные сочинения».
Выделяется своим романом «Цветы в зеркале» (1805) Ли Жу-чжэнь, в котором сцены из реальной жизни перемешиваются длинными рассуждениями и описаниями фантастических стран. Автор исходит из конфуцианских представлений о мире и обществе, представляя читателю увидеть идеальное общество. На Севере страны в это время был распространен «сказ под барабан», а на Юге – «сказ под струны». Их сюжеты были взяты из народных преданий и популярных романов.
Китайская литература делает робкие шаги в сторону ознакомления с культурой Запада. Первая «опиумная война» (1840) вызвала патриотический подъем в Китае. Поэты – Чжан Вэй бин, Вэй Юаннь и др. из литературной группы «Сюаньнань» создают стихи и поэмы в классических формах, прославляющими борьбу с иностранными агрессорами. Им противопоставляли свое искусство представители «сунской школы». В области романа в это время господствуют нравоописательное и авантюрно-героическое направления.
Нравоописательное направление представлено романом «Зеркало наслаждения цвета-ми» Чэнь Сэня и «Сон в синем тереме» (1879) Юй Да. Они описывают жизнь публичных домов. Авантюрные романы написаны с консервативных позиций – «Усмирение разбойников» Юй Вань-чуня, «Деяния судьи Ши» (1838, автор неизвестен). Представления об справедливом чиновнике показаны в романе «Три храбрых, пять верных», созданном сказителем Ши Юй-кунем. В этих произведениях отмечено приближение литературного языка к разговорному.
Новые веяния в китайскую литературу принесло реформаторское движение (конец 19 в.), когда поэт Хуан Цзунь-сянь выступил за обновление стиха и отказ от подражательности. Он старался осуществить свой литературный девиз – «моя рука пишет то, что говорят мои уста». Его направление поддержали поэты Кан Ю-вэй и Тань Сы-тун. Писатель Лян Ци-чао внес значительный вклад в развитие повествовательной прозы («Будущее нового Китая» - роман написан в 1902 году).

Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.


Рецензии