Американская литература конца 19 в. романтизм. В
В США романтизм как литературное направление развивался в первой половине 19 века. В американской литературе этих лет отразились явления жизни страны.
ИРВИНГ
Вашингтон Ирвинг (1783-1859). Его считают одним из ранних романтиков в американской литературе. Этому писателю свойственно поэтическое любование патриархальной стариной, ему импонирует колониальный период истории США. В рассказе «Рип Ван Винкль» у Ирвинга сочетается тяга к романтической живописности с рационализмом. Образ добряка, ленивца и неудачника Рип Ван Винкля принадлежит к самым популярным типам американской классической литературы.
В «Истории города Нью-Йорка» немало сатирических страниц, осуждающих религиозный фанатизм, жестокие нравы американских пуритан.
В 1807 году писатель напечатал серию шутливых зарисовок американского быта, комически обыгрывая отдельные элементы. Все это было написано от имени вымышленного лица – Дидриха Никербокера, любителя местных преданий. «История Нью-Йорка» - комическая хроника этого города в ту пору, когда он еще был небольшим голландским поселением.
В книге «Брейсбридж-холл» писатель дал бытовые зарисовки из жизни обитателей патриархального английского поместья.
В «Рассказах путешественника» (1824) Ирвинг показал прошлое Америки, добавляя фантастические элементы («Дьявол и Том Уокер»). Лучшие произведения писателя занимательны, наделены мягким юмором. Ирвинга считают зачинателем американского романтизма и жанра новеллы, одним из первых писателей США, который обратился к отечественной тематике и фольклору.
Отрывок из произведения Ирвинга «История Нью-Йорка»:
«…Та же печальная участь, что постигла столь многие древние города, ожидает, в силу тех же печальных причин, девять десятых городов, процветающих ныне на нашей планете. Писать историю большей части из них уже слишком поздно; их происхождение, самое их основание, как и ранние эпохи их заселения, навсегда погребены под ворохом лет. Такой же была бы судьба и прекрасного уголка земли, историю которого я здесь изложил, если бы я не вырвал его из мрака как раз вовремя, в то самое мгновение, когда описанные в настоящем труде события уже погружались в бездонную ненасытную пучину забвения, если бы я не вытащил их, так сказать, за волосы, когда несокрушимые клыки чудовища навсегда смыкались над ним! И тут я, как уже было упомянуто ранее, стал тщательно собирать, сопоставлять и приводить в порядок эти события, восстанавливая их клочок за клочком, «punt en punt, gat en gat». Положив в своем скромном труде начало истории нашего города, я, быть может, создам фундамент, на коем впоследствии множество достойных ученых воздвигнет благородное сооружение, которое со временем будет подниматься все выше, пока, наконец, «Нью-Йорк» Никербокера не сравняется по объему с «Римом» Гиббона и «Англией» Юма или Смоллета…»
КУПЕР
Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) – представитель романтизма в литературе США. В своих произведениях писатель описал нравы первых колонистов и пионеров-разведчиков неосвоенных пространств Америки.
Купер был сыном крупного землевладельца, учился в Йельском колледже. Литературную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Широкую известность Куперу принес роман «Шпион» (1821), в котором он показал эпоху американской революции. Мировую известность принесли Куперу пять романов, которые объединены общим героем Натти Бумпо (его имена – Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин). Действие происходит в 1793-94 гг.
Роман «Последний из могикан» (1826) – наиболее популярное произведение Купера, где писатель показывает осаду французами и индейцами форта Вильям Генри в 1757 году.
Купер способствовал утверждению на американской почве исторического романа. Его произведения о Кожаном Чулке («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», Следопыт», «Зверобой») показали всем о вступлении литературы США в мировой литературный процесс.
Особое место в творчестве Купера занимает трилогия из истории европейского феодализма – «Браво» (1831), «Гейденмауэр», «Палач» (1833).
Творчество Купера принадлежит к раннему периоду американского романтизма, во многом еще связанное с просветительской литературой 18 века. Писатель открыл новый мир природы и американскую действительность.
«Последний из Могикан» лист 1
«Последний из Могикан» лист 2
«Последний из Могикан» лист 3
«Последний из Могикан» лист 4
ГОТОРН
Нэтэниел Готорн (1804-1864). Родился в семье военного. Учился в Боудойнском колледже. Несколько лет жил в Англии и Италии. Он один из первых американских писателей обратился к жанру рассказа. В сборниках – «Дважды рассказанные истории» и «Легенды старой усадьбы» писатель живописует, в духе готического романа «романтические» злодейства. Свое отношение к пуританизму он раскрывает в новеллах («Кроткий мальчик»). В этом произведении автор показал трагическую судьбу ребенка, связанную с фанатизмом пуритан 17 века. Тема пуританизма лежит и в основе исторического романа «Алая буква» (1856). Тема греха и искушения является главной в романе «Дом о семи шпилях» (1854), где пороки героев отражают реальные черты того общества.
Романтическая фантастика у писателя тесно переплетается с реалистическими элементами. Писатель оставил в своих произведениях выразительные картины старых нравов.
МЕЛВИЛЛ
Герман Мелвилл (1819-1891) – американский писатель-романтик. Мелвилл долгое время плавал на разных судах, и его произведения во многом навеяны морской романтикой.
С 1844 года Мелвилл жил в Нью-Йорке, где занимался литературной деятельностью. В книгах «Тайпи» и «Ому» писатель рассказывает об островах Тихого океана. Он сравнивает жизнь и нравы туземных племен с обычаями цивилизованного общества в пользу туземцев.
Роман «Марди» (1849) автор начинает как морское путешествие, затем перестраивает его в утопическую аллегорию и сатиру. Автобиографические морские повести завершает произведение «Белая куртка» (1850), где автор показал бесчеловечный режим на военных кораблях.
В 1851 году Мелвилл создал свое лучшее литературное произведение – «Моби Дик», в котором раскрыл авантюрно-морскую тему: полуреальное, полуфантастическое повествование об охоте капитана Ахава и его команды за Белым китом. Роман «Моби Дик» не имел успеха в США, и только после длительного забвения американская критика признала его классическим литературным произведением.
В 1852 году писатель опубликовал психологический роман «Пьер, или Двусмысленности», в котором пытался анализировать смятенный душевный мир современного человека.
Мелвилл писал еще и стихи: «Стихи о войне» - отклик на гражданскую войну Севера и Юга; роман в стихах «Кларель; сборник стихов «Джон Марр». В этих стихах отражены его морально-философские и религиозные искания поздних лет.
Отрывок из произведения Мелвилла «Моби Дик»:
«…Обойдите весь город сонным воскресным днём. Ступайте от Корлиерсовой излучины до самых доков Коентиса, а оттуда по Уайтхоллу к северу. Что же вы увидите? Вокруг всего города, точно безмолвные часовые на посту, стоят несметные полчища смертных, погружённых в созерцание океана. Одни облокотились о парапеты набережных, другие сидят на самом конце мола, третьи заглядывают за борт корабля, прибывшего из Китая, а некоторые даже вскарабкались вверх по вантам, словно для того, чтобы ещё лучше видеть морские дали. И ведь это все люди сухопутных профессий, будние дни проводящие узниками в четырёх стенах, прикованные к прилавкам, пригвождённые к скамьям, согбенные над конторками. В чём же тут дело? Разве нет на суше зелёных полей? Что делают здесь эти люди?..»
«Моби дик» лист 1
«Моби дик» лист 2
«Моби Дик» лист 3
«Моби дик» лист 4
Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.
2. Аникин Г. В. История американской литературы. М. 1975 г.
Свидетельство о публикации №219062900435