Американская литература конца 19 в. реализм. Марк
Реалистическая литература глубоко конфликтна, потому что воссоздает действительность, извечно исполненную противоречиями, бытовыми, нравственными и социальными коллизиями. Произведения реалистической литературы изображают жизнь в драматических столкновениях, рисуют трагедии и комедии человеческой жизни. Реализм отражает динамику действительности, рождение нового в жизни, показывает новые типы, характеры героев произведений.
Реализм на американской почве утвердился позже, чем в европейских литературах. Окончательно как литературное направление реализм сложился в США к 1895 году. Именно в это время на арену литературной жизни страны выступают писатели – Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер.
ТВЕН
Марк Твен (Сэмюель Ленгхорн Клеменс, 1835-1910) – известный американский писатель-реалист, сатирик и юморист. Его литературное наследие – энциклопедия американской действительности на протяжении ряда десятилетий 19-20 вв. Писатель прошел сложный и противоречивый жизненный и творческий путь. Твен, как художник эволюционировал от развлекательного юмора к общественной сатире.
Его ранние рассказы («Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Журналистика в Теннесси», «Укрощение велосипеда», «Мои часы» и др.) изобилуют каламбурами, забавными ситуациями, гротеском, анекдотическими положениями.
Новый этап в творчестве писателя открывает роман «Приключения Тома Сойера» (1876), где он зарекомендовал себя как мастер приключенческой литературы. Эта книга полна искреннего веселья, тонкого лиризма, очаровательного юмора.
В 1884 году вышел в свет роман Твена «Приключения Гекельберри Финна». Это второй том дилогии, начатой романом о Томе Сойере.
Писатель является автором сатирического романа «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Произведение написано в фантастической форме.
Орывок из произведения Марка Твена «Том Сойер»:
«…Том не пошел в школу и отлично провел время. Он еле успел вернуться домой, чтобы до ужина помочь негритенку Джиму напилить на завтра дров и наколоть щепок для растопки. Во всяком случае, он успел рассказать Джиму о своих похождениях, пока тот сделал три четверти работы. Младший (или, скорее, сводный) брат Тома, Сид, уже сделал все, что ему полагалось (он подбирал и носил щепки): это был послушный мальчик, не склонный к шалостям и проказам…»
ЛОНДОН
Джек Лондон (Джон Гриффит, 1876-1916) – известный американский писатель. Рос в бедности. Его родной отец покинул семью, ребенок был усыновлен фермером Джоном Лондоном, вторым мужем его матери. Лондон в юности сменил множество занятий от работника на консервном заводе до военного корреспондента во время англо-бурской войны.
Литературную деятельность Лондон начал в возрасте 17 лет (очерк в газете). Затем появились рассказы, несколько повестей и романов, посвященных Северу (в пору «золотой лихорадки» он посетил Аляску).
Огромной популярностью пользуется его роман «Мартин Иден».
В творчестве Лондона литературоведы выделяют несколько этапов. Первый (1900-1905) – писатель создает северные рассказы о жизни золотоискателей, звероловов, погонщиков собак, бродяг, искателей приключений. Он предстает перед читателями как мастер «активного настроения». Он прославляет прекрасное в природе и человеке, воспевает храбрых и мужественных людей, смело преодолевающих любые трудности, вступающих в единоборство с суровой природой Крайнего Севера («За тех, кто в пути», «Северная Одиссея», «Вера в человека» и др.) К циклу рассказов писателя о Севере примыкают его произведения о животных («Зов предков», «Белый Клык»). Вслед за Киплингом Лондон является одним из самых блестящих писателей-анималистов в мировой литературе.
Видное место в творчестве Лондона занимает морская тема («Путешествие на «Ослепительном»). Море в книгах писателя играет ту же роль, что природа Аляски в северных рассказах. В цикле рассказов и романов о южных морях показан внешний драматизм ситуаций, любовные приключения. Сильные характеры туземцев раскрываются в столкновении с грозными силами южной природы или с колонизаторами авантюристами («Дом Мапуи», «Мауки» и др.)
Одно из лучших реалистических произведений Лондона – «Мартин Иден» (1909). Это биографическое произведение, главный герой которого – рабочий и моряк, наделенный талантом писателя. В этом произведении раскрыт процесс художественного творчества и поисков смысла жизни.
Отрывок из произведения Джека Лондона «Мартен Иден»:
«…Он оглянулся на своего друга, читавшего письмо, и увидел на столе книги. Его глаза загорелись жадностью, как у голодного при виде пищи. Он невольно шагнул к столу, все так же вперевалку, и начал с волнением перебирать книги. Он глядел на заглавия и имена авторов, читал отдельные фразы в тексте, ласкал книги глазами и руками и вдруг узнал книгу, которую недавно читал. Но, кроме этой одной книги, все другие были ему совершенно неизвестны, так же как и их авторы. Ему попался томик Суинберна, и он стал читать, забыв, где находится; лицо его разгорелось. Дважды он закрывал книгу, чтобы посмотреть имя автора, указательным пальцем заложив страницу. Суинберн! Он запомнит имя. У этого Суинберна были, видно, острые глаза, он умел видеть очертания и краски. Но кто он такой? Умер он лет сто тому назад, как большинство поэтов, или жив и еще пишет? Он перевернул заглавную страницу. Да, он написал и другие книги. Ладно, завтра же утром он пойдет в публичную библиотеку и попробует достать что-нибудь из сочинений этого Суинберна…»
«Белый Клык» лист 1
«Белый Клык» лист 2
«Белый Клык» лист 3
«Белый Клык» лист 4
ДРАЙЗЕР
Теодор Драйзер (1871-1945). Его творчество составило целую эпоху в развитии современной американской литературы. Литературоведы делят его творчество на два периода. Первый охватывает время с 1900 до 1917 г. Писатель испытывает заметное влияние натуралистической концепции Золя. Второй период творчества Драйзера приходится на 1917 – 1945 гг.
Драйзер родился в семье предпринимателя-эмигранта из Германии. С 14 лет начал работать, в 1887 году уехал в Чикаго, где перепробовал множество профессий. Драйзер учился один год в университете г. Блумингтона. Литературную деятельность начал в 1892 году, поступив в редакцию газеты «Чикаго дейли ньюс» репортером. Он работал и в других газетах. Его первые рассказы появились в 1897 году в журналах.
В1900 году вышел роман Драйзера «Сестра Керри», где рассказывая о судьбе девушки, автор затрагивает темы добра и зла, жизненных испытаний, психологию характера человека.
В 1911 году писатель публикует второй роман «Дженни Герхардт», где он вновь показывает судьбу девушки из народа. В отличии от Керри Дженни сумела сохранить моральную чистоту – подвергаясь оскорблениям и унижениям, девушка верит в торжество справедливости.
В романе «Финансист» (1914) Драйзер стремится глубоко проникнуть в процесс роста монополий в США. В образе его героя – Франка Каупервуда воспроизведены черты человека способного наращивать капитал, обладающего силой ума и характера.
Судьбе творческого человека Драйзер посвятил роман «Гений» (1915). Юджин Витл, талантливый художник, работает в рекламном агентстве, где был загублен его талант. Как утверждает биограф Драйзера – Дороти Дудли, он говорил, что «возможно, это самое дорогое его сердцу произведение».
Во втором периоде своего литературного творчества самым значительным произведением Драйзер считает роман «Американская трагедия» (1925). Разрабатывая избранный сюжет, автор изучил 15 трагических эпизодов из американской жизни. Рисуя путь постепенного морального падения героя. В этом романе несколько меняется творческая манера Драйзера, он более тщательно показывает переживания героев, используя свой реалистический метод. Проблематика этого романа продолжается в сборниках рассказов «Цепи» (1927) и «галерея женщин» (1929).
Посмертно были изданы романы Драйзера – «Оплот» (1946), в котором обрисована жизненная трагедия пенсильванского квакера-банкира и роман «Стоик» (1947), который завершил «Трилогию желания» (в нее входили еще романы – «Финансист» и «Титан»).
В романе «Стоик» Каупервуд развертывает свою деятельность не только в США, но и в Англии.
Отрывок из произведения Т. Драйзера «Стоик»:
«…Второе препятствие, которое по его трезвому суждению представлялось ему более серьезным, заключалось в том, что он до сего времени не завел никаких более или менее солидных связей, иными словами не имел никакого престижа в обществе. Разумеется, тут играло роль и то, что он когда-то в молодости сидел в филадельфийской тюрьме, и его собственное непостоянство, и его неудачная женитьба на Эйлин, не сумевшей оказать ему никакой поддержки в обществе, и, наконец, просто его независимый характер, и какой-то чересчур подчеркнутый эгоизм — все это оттолкнуло от него немало полезных людей, которые, пожалуй, могли бы стать его друзьями…»
«Американская трагедия» лист 1
«Американская трагедия» лист 2
«Американская трагедия» лист 3
«Американская трагедия» лист 4
Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978 г.
2. Аникин Г. В. История американской литературы. М. 1975 г.
Свидетельство о публикации №219062900436