Хрестоматийные герои Великой Отечественной войны

В истории Великой Отечествен¬ной войны есть три солдатских подвига, которые являются хрестоматийными. Герои двух из них стали частицами моей жизни, с ними была связана моя судьба.

Первым из них - подвиг Зои Космодемьянской. В самый трудный для страны начальный период войны, под Москвой, она, раздетая и босая, приняла смерть на виселице, оставив свое имя, свой подвиг нам в наследство.
Моя тётя Зоя, узнав об этом подвиге, оставила свою дочь, мою двоюродную сестру, матери мужа, ушла на фронт и закончила войну в немецком Кёнигсберге.
Город был закрыт, сюда могли приехать только по вызову участников штурма Кёнигсберга их родственники. И я, мой старший брат и мама по вызову тёти Зои в мае 1946 года приехали в Кёнигсберг из далёкого Красноярска. А до этого мы 29 марта 1942 года были вывезены по Ладожскому озеру из блокадного Ленинграда. Кёнигсберг в июле 1946 года стал Калининградом, в нём прошли мои детство и юность, и я сейчас снова здесь живу.

Вторым хрестоматийным героем является Александр Матросов. 27 февраля 1943 года его батальон принял бой в районе деревни Чернушки Калининской области.
Выйдя на опушку вблизи деревни, советские солдаты попали под шквальный огонь трех немецких дзотов. Два из них удалось нейтрализовать усилиями штурмовых групп, однако попытки уничтожить третий не увенчались успехом — отправленные к нему штурмовики были уничтожены. Огонь третьего немецкого пулемета не позволял всему батальону продолжать движение вперед, простреливая всю лощину перед деревней.
Тогда два молодых красноармейца — Петр Александрович Огурцов и Александр Матвеевич Матросов — поползли к злосчастному дзоту. Петра тяжело ранило на подступах к вражескому пулемету, и, оценив сложившуюся ситуацию, Саша принял решение в одиночку продолжить выполнение поставленной перед ними задачи.
Добравшись до вражеской амбразуры, Матросов с фланга бросил две гранаты, и пулемет замолчал. Когда же его сослуживцы поднялись, чтобы продолжить движение, смертельное орудие неожиданно застрекатало вновь. И в этот самый момент Саша принял решение, которым навеки вписал свои имя в анналы истории Великой Отечественной войны, да и российской истории в целом.

А третьим хрестоматийным героем, действительно хрестоматийным, так как он был распят фашистами на кресте, прибитым к стене немецкого блиндажа, был мой однополчанин Юрий Смирнов.
В ноябре 1958 года я, токарь калининградского судостроительного завода "Янтарь", был призван в ряды Советской Армии, службу начал проходить в 1-й роте 77 мотострелкового полка 26 мотострелковой дивизии 11 армии, в той роте, рядовым которой был когда-то Юрий Смирнов.
Дрожь пробирала меня каждый раз, когда на вечерней поверке я слышал с правого фланга голос заместителя командира первого взвода нашей роты: «Герой Советского Союза гвардии рядовой Юрий Смирнов пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины...»

Я опишу его подвиг полностью.
24 июня 1944 года Юрий Смирнов был в составе танкового десанта, перед которым стояла задача атаковать оборону противника во фланг и тыл, овладеть деревней Шалашино.
Обвешанный патронными сумками и гранатами, Юрий занял место на бронированной машине №119. Под отвлекающий грохот советской артиллерии, под прикрытием темноты, наши танки двинулись вперёд. Они прорвались через траншеи, миновали рвы и атаковали артиллерийские позиции немцев. Но Юрия Смирнова среди товарищей не было. Сбитый вражеской пулей с танковой брони, он упал на опушке рощи около деревни Шалашино, недалеко от штабных блиндажей 78-й немецкой штурмовой дивизии.

Из воспоминаний старшего лейтенанта Кустова Пётра Алексеевича:

"Я, находясь в боевом наряде своего полка, после прорыва обороны немцев вблизи деревни Шалашино Дубровинского района Витебской области, проходя через немецкие позиции, зашёл в один из немецких блиндажей. Блиндаж представлял собой просторное помещение, стены его были обиты струганными досками, посередине стоял большой стол, стены были увешаны плакатами, среди них два портрета Гитлера. Взглянув на правую стену, я увидел прислонённого, как мне показалось, человека, обнажённого, с раскинутыми в сторону руками. Подойдя ближе, я разглядел, что человек этот прибит гвоздями к доскам блиндажа. Тело его было распято на специальной крестовине из досок, одна доска проходила вдоль спины, а вторая поперёк, на высоте плеч. Так что получился крест. Руки человека были прибиты к этому кресту гвоздями. Гвозди были большие и загнаны по самые шляпки.
Два гвоздя торчали во лбу, представляя собой костыли без шляпок. Они пронизывали голову насквозь, повыше глаз. Ноги распятого были пробиты гвоздями со шляпками в подъёме. Ноги были в носках, а весь труп раздет и почернел видимо от ударов. На груди виднелись разрезы и ножевые раны. Лицо распухло. Оно было обезображено ударами холодного оружия. Оглядев помещение внимательней, я увидел на столе красноармейскую книжку и раскрытый комсомольский билет. Я прочитал эти документы и установил, что они принадлежат гвардии рядовому Ю. В. Смирнову 1-го батальона 77 гвардейского стрелкового полка…".

Мне очень обидно, когда я, встречаясь с молодёжью, вижу, что большинство из них не знают этих величайших подвигов нашей молодёжи, свершенных ими в Великой Отечественной войне во имя нашей жизни на Земле.

          Они  отдали свою жизнь за свободу нашей страны, за нашу Россию!


Рецензии