Прадо. Мадрид. часть 15

 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 15
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС (1599-1660).
В одной из церковных книг старинного города Севильи есть запись, сделанная аккуратным почерком: «Сегодня, в воскресенье 6 июня 1599 года от Р.Х., а в церкви Сан-Педро крещен мальчик именем Диего. Отец его дон Хуан Родригес де Сильва из древнего дворянского португальского рода. Мать, донья Херонима Веласкес, дочь уважаемых родителей из Севильи, - тоже древнейшего рода». С малых лет Диего слыл мальчиком серьезным и спокойным. Единственное, пожалуй, что не очень радовало его чопорную мать – это любовь к рисованию (сын – «маляр», это ужасно). Но муж и семейный падре, видевшие несомненный талант ребенка, соглашаются отдать Диего в школу-мастерскую знаменитого в то время художника Франсиско Эрреры. Позднее родители приводят мальчика в мастерскую достопочтенного дона Пачеко. Именно этот наставник дает Веласкесу блестящее образование и откроет дорогу в высшие слои мадридского общества. В Мадриде Веласкес найдет и свое личное счастье. Он женится на дочери Пачеко – черноволосой красавице Хуане. Венчание состоялось 23 апреля 1618 года. Диего много работает как художник, завоёвывая себе звание «мастер искусств».
Наиболее важным событием в жизни художника было восшествие на престол 16-летнего Филиппа IV. Через некоторое время, благодаря связям своего зятя и, конечно, таланту Диего, он становится придворным художником Филиппа IV. Вся дальнейшая жизнь одного из величайших художников была подчинена одному – служению королю.
В Прадо хранится пятьдесят работ Веласкеса, плюс им же исполненные копии. Большой зал Веласкеса на втором этаже музея считают по праву «Тронным залом испанской культуры».
 «ПОРТРЕТ ФИЛИППА IV» (1628). Это ранний период творчества художника. Веласкес стремился воплотить в портрете значимость монарха. Ведь с ним связывали надежды, что при нем звезда Испании вновь засияет над горизонтом. Общая палитра портрета строга, изысканна. Практически нет никаких украшений.
 «РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС» (1632). Существует предание, что это полотно было выполнено в качестве подарка  для женского монастыря Санто-Плачидо, дабы искупить грех, совершенный Филиппом IV
(незаконная любовная связь с одной из юных послушниц обители). До 1808 года полотно находилось в ризнице храма при монастыре, а с 1829 года -  в Прадо.
Композиция картины крайне лаконична: густой темный фон и светлое пятно фигуры на нем. Изображение распятого Христа характерно для Севильи: тело прибито к кресту 4-мя гвоздями, а не как обычно 3-мя. Веласкес до предела постарался очеловечить Христа, избегая прямого изображения страдания.
 «СДАЧА БРЕДЫ» (1634-35, 3,07 Х 3,67М.). Однажды друг Веласкеса граф Ольварес предложил художнику написать картину как подарок-сюрприз ко дню рождения Филиппа IV. На холсте должен был быть изображен триумф страны, которым могут восхищаться потомки. Но за время правления Филиппа IV военная история Испании была крайне бедна на победы.
В конце концов, художник останавливает свой выбор на сюжете, повествующем о сдаче нидерландского городка Бреды после почти годовой осады в 1625 году. Работа над картиной шла в обстановке строжайшей тайны.
Это единственная историческая картина, которую Веласкес нам  оставил. На картине момент, когда на холмистой местности у крепости встречаются два полководца: Спинола, представитель Испании, и Нассау, комендант поверженной крепости. За Спинолой выстроились торжествующие гранды королевства, в их руках целый лес поднятых копий. Среди знатоков эту картину даже так и именуют – «Копья». Лица, сопровождающие Нассау, выглядят опечаленными, но не поверженными (через 2 года после завершения картины голландцы навсегда вернут себе город). На картине есть и автопортрет художника (крайняя правая фигура за крупом коня).

 «МЕНИНЫ» (1656). Всё своё мастерство портретиста, великолепное чувство цвета и света, виртуозное владение многоплановыми композициями выплеснул Веласкес на холст этого произведения. Термин «менины» пришел в Испанию из Португалии, где так называли молодых девушек, фрейлин, находившихся с детства на услужении у королевских детей, исполняя роль «подружек» принцесс.
Событие видимо разворачивается в дворцовом ателье художника (Веласкес стоит слева перед огромным холстом). Он пишет портрет королевской четы, их фигуры смутно отражаются в зеркале на дальней стене. В это время в мастерскую приходит со своей свитой малолетняя инфанта Маргарита Австрийская. Девочка была любимицей двора, и ей прощались любые проделки. Девочка хочет понаблюдать за работой художника, а фрейлины подносят ей питьё.
Надо сразу заметить, что в то время любое, даже самое малое действие превращалось дворцовым этикетом в сложнейший ритуал. Согласно правилам, одна из девушек, подавая кувшинчик с водой или лимонадом, преклоняет колено, а другая приседает в почтительном реверансе.
Самое странное и интересное в картине (фактически – в многофигурном портрете) это путаница, возникающая при попытке понять, кто всё-таки зритель, а кто портретируемый. Ведь главные герои картины расположились так, как будто они сами являются зрителями. Рождается ощущение сложнейшей и запутанной зазеркальной игры. Основная роль отводится инфанте, которая в своем роскошном недетском платье остается лукавым ребенком. Это она, а не шуты, кажется карликом в огромном кубе пространства, где даже собака больше хозяйки. Художник всячески выделяет свою маленькую героиню: ярким светом на её фигуре, нежными светлыми тонами наряда, похожего на фантастический диковинный цветок.
Другие персонажи картины: На переднем плане две фрейлины инфанты Мария и Исабель, уродливая шутиха – Мария Барбола и малыш-карлик Николас, толкающий ногой спящего пса.
Чуть дальше, на втором плане, придворная дама донья Марсела, а в глубине на лестнице, залитой светом, уже вне комнаты, стоит гофмаршал Хосе Ньето. Ну и, конечно, сам Веласкес с мольбертом и кистями в руках (он выглядит больше всех персонажей). Король и королева тоже присутствуют на картине – мы их видим в зеркале. Это ещё более усложняет и придает картине торжественный тон. Это полотно – своеобразный триумф творчества живописца.
 «ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ МАРГАРИТЫ АВСТРИЙСКОЙ» (1660). Здесь инфанта повзрослела (ей около 9-лет), исчезла детская миловидность. Лицо девочки серьёзно и сосредоточенно. Судьба её была такова: раннее замужество с императором Леопольдом Австрийским и ранняя, в двадцать два года, смерть.
Девочка в своем наряде с розой в руке похожа на оранжерейный цветок, который не видел просторов полей. В свои девять лет груз королевских забот под сводами мрачного дворца в окружении чопорной свиты уже давит на неё. Этот портрет - последнее творение мастера.
В Прадо ещё много прекрасных работ великого Веласкеса и посетители музея с глубоким почтением и с восхищением осматривают их.


Рецензии