Пятый год и либеральная печать в Новороссийске

Оригинальное название: ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ЧЕРНОМОРЬЯ
НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

История становления и развития периодической печати в Черноморской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. очевидным образом подчеркивает специфику колонизации Черноморья, в частности, такие присущие ей черты как малочисленность населения при крайней его этнической пестроте [1], предельно узкий круг лиц «свободных профессий» и вообще образованной публики,  отсутствие земских учреждений, структурная незавершенность и ограниченный административный ресурс губернской власти. Неудивительно, что в этих условиях инициатива издания газет в Черноморской губернии принадлежала исключительно  частным лицам.

Еще в 1891 г. владелец новороссийской типографии П.В. Науменко, получив разрешение начальника Кубанской области, начал издавать ежедневную городскую газету «Новороссийский листок» [2]. Однако это издание явилось лишь скромным прообразом живой газетной периодики, поскольку ограничивалось, в основном, перепечаткой новостей столичных телеграфных агентств, а также публикацией объявлений и рекламы.
    
Внимание губернской общественности в этот период было приковано к изданиям иного рода – прежде всего к газете «Русские ведомости», слывшей в кругах провинциальной интеллигенции образцом либерализма, столичным газетам «Сын Отечества» и «Русское слово», а также  региональной прессе Кавказа, Новороссии («Одесский листок») и, разумеется, Кубани.

«Кубанские областные ведомости», достаточно полно освещавшие на своих страницах различные стороны жизни Черноморья, в значительной мере компенсировали отсутствие полноценной местной периодики. Однако, начиная с 1902 г., с момента отстранения от редактирования «Кубанских ведомостей» Л.М. Мельникова и превращения этой газеты в ординарный официоз  [3], потребность в собственном региональном издании стала ощущаться весьма определенно.

Уже в декабре 1902 г. начинает выходить первая ежедневная губернская газета «Черноморское побережье».  Издателем и редактором газеты стал Ф.С. Леонтович.  В начальный период своего существования газета характеризовалась умеренно-либеральной направленностью, выражавшейся в абсолютной лояльности к верховной власти и осторожной критике отдельных «некорректных» действий местной администрации, что вполне соответствовало состоянию развития общественных сил в Черноморской губернии и, безусловно,  взглядам издателя и редактора газеты. Впрочем, по мере усиления демократических тенденций в общественной жизни России либеральный курс газеты «Черноморское побережье» становится все более выраженным.

Катализатором роста политического сознания российского общества явилась, как известно,  русско-японская война. В течение одного лишь 1904 года происходит необратимая трансформация господствующей в общественном сознании идеологической парадигмы.  Военные неудачи России явились серьезным испытанием для традиционного русского патриотизма неразрывно связанного с идеологией самодержавия. Именно в этот период прогрессивная российская журналистика переходит к открытой критике отдельных элементов государственной машины, а затем и к пропаганде идей ее политического реформирования.

Разумеется, пресса, в условиях военного времени, не могла выступать с критикой властей  от собственного имени. Центральные газеты перепечатывали острые материалы, появлявшиеся в заграничной периодике, а местная пресса, в свою очередь, ссылалась на материалы легальных столичных изданий. Так, газета «Черноморское побережье» охотно помещала  на своих страницах перепечатки из сытинского «Русского слова», отличавшиеся смелостью суждений и политических оценок. Между тем, высокая степень политизированности прессы отражала и внешне менее заметные процессы радикализации политически активной части общества. Именно в это время в Черноморской губернии и, прежде всего, в ее центре – Новороссийске – организационно оформляются политические группы различной идейной направленности [4]. Примечательно, что редактор газеты «Черноморское побережье» Ф.С. Леонтович был одним из инициаторов создания  в 1904 г. местной либерально-демократической группы, ставшей впоследствии ядром черноморской организации партии конституционных демократов [5].

9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге царские войска расстреляли мирное шествие жителей столицы.  Общественность Черноморья живо откликнулась на эти трагические события. Редакция газеты «Черноморское побережье» стала центром сбора пожертвований в пользу семей убитых и раненых в Петербурге 9 января. Собранные средства были направлены в редакцию петербургского журнала либерально-народнического толка «Русское богатство» [6].

Захваченные событиями, ознаменовавшими начало первой русской революции, черноморские либералы оказались неожиданно близорукими в своих оценках местной политической ситуации, опрометчиво полагая, что «новороссийское общество стоит совершенно в стороне от живой и кипучей жизни наших дней» [7] .

Между тем уже к середине февраля 1905 г. Новороссийск оказывается в эпицентре забастовочного движения.  Бастовали грузчики железнодорожной станции и рабочие одного из цементных заводов города. Забастовщики выдвинули исключительно экономические требования, основная часть которых была удовлетворена администрацией предприятий. Губернская газета подробно излагала перипетии экономической борьбы трудящихся Черноморья, сознательно избегая при этом оценок и выводов политического характера. Однако к лету 1905 г. политическая ситуация в регионе кардинально меняется. 14 июня  началось восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический».

Пролетариат Новороссийска готовился к торжественной встрече мятежного корабля, местные социал-демократы, помня о главном калибре броненосца, вынашивали планы вооруженного восстания, в то время как среди местных обывателей возникла паника по поводу возможной бомбардировки города и последующих репрессий в отношении состоятельных граждан. Либеральная газета явно сочувствовала опасениям обывателя [8]. Однако развитие последующих событий приводит к заметному полевению ее политической линии.

Драматическая развязка июльской забастовки новороссийских железнодорожников, присоединившихся к всеобщей забастовке рабочих Владикавказской железной дороги, вынуждает газету перейти к открытой критике военных властей, выражению «озабоченности» по поводу действий властей губернских [9] и освещению политических требований, выдвинутых местным пролетариатом.  Применение   силы против  бастовавших железнодорожников, в результате чего было убито 19 рабочих, вызвало бурю возмущения среди горожан и гневную отповедь либерального состава городской Думы. Газета «Черноморское побережье» немедленно опубликовала резолюцию, принятую на экстренном заседании Думы [10]. В этом документе содержался «протест против жестокого и легкомысленного применения вооруженной силы», выражение «презрения казакам за их дикую жестокость», обвинение в адрес владельцев Владикавказской железной дороги, вынудивших рабочих прибегнуть к крайним методам борьбы за свои экономические права. Резолюция, впервые в истории городского самоуправления, содержала политическое требование скорейшего созыва народных представителей [11].

В последующий период, несмотря на введенный властями в Новороссийске режим усиленной охраны, предусматривавший дополнительные цензурные ограничения, газета «Черноморское побережье» сохраняла свою либерально-демократическую направленность, публикуя на своих страницах политически злободневные материалы.

Попытки самодержавия погасить волну революционных выступлений в стране оказались тщетными. В октябре 1905 г., в момент наивысшего подъема всероссийской политической стачки, Николай II вынужден был прислушаться к настоятельным рекомендациям председателя совета министров С.Ю. Витте и обнародовать манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозглашал «незыблемые основы гражданской  свободы на  началах… неприкосновенности личности,  свободы совести, слова, собраний и союзов» [12], а также превращал Государственную Думу в институт законодательной власти.

Однако появление Манифеста 17 октября не оправдало ожиданий властей, поскольку, по мнению Витте, этот правовой акт лишь «предотвратил немедленную катастрофу, но… не явился радикальным лекарством в создавшемся положении» [13]. Вывод царского сановника вполне соответствовал  логике последующих событий. Так, в Черноморской губернии, вслед за первой положительной реакцией на обнародование Манифеста, принявшей форму стихийных благодарственных молебнов жителей города, вскоре «началось открытое движение против установленного основными законами  образа правления с целью учреждения демократической республики» [14]. 

Свою роль в развитии общественно-политической ситуации сыграли и публикации губернской газеты.  Поскольку законодатель явно запоздал с разъяснениями, касающимися правоприменительной практики в отношении «дарованной» свободы слова [15], газета «Черноморское побережье» могла позволить себе полную свободу самовыражения, ограниченную лишь широтой взглядов редактора. В условиях революционного подъема подобная ситуация просуществовала до середины декабря 1905 г., когда либеральная газета неожиданно столкнулась с новым для нее видом «революционной» цензуры, установленной руководителями Новороссийского городского Совета рабочих депутатов.

Стремление газеты оказаться «над схваткой», выражавшееся в практике публикации на ее страницах материалов как официальных, так и революционных властей, снабженных собственными, подчас, весьма язвительными замечаниями, привели к тому, что Совет публично назвал либеральный печатный орган «черносотенным» [16], потребовав от редакции подавать газетные материалы «на просмотр Исполнительному комитету» [17]. В знак протеста Ф.С. Леонтович приостановил издание газеты.

Падение «Новороссийской республики», руководители которой нанесли личную обиду честолюбивому редактору, не становится для последнего отрадным фактом. Режим  военного положения [18],  строгие цензурные ограничения, постоянное вмешательство в дела прессы временного военного губернатора генерал-майора Пржевальского  окончательно охлаждают пыл издателя и редактора газеты «Черноморское побережье». 9 февраля 1906 г. вышел в свет последний номер газеты, в передовице которого Ф.С. Леонтович обосновывал свое решение о закрытии издания: «… Независимо и честно освещать современную жизнь при настоящих условиях мы лишены возможности, следовательно, остается только одно – умолкнуть…».

      Образовавшийся в результате закрытия газеты «Черноморское побережье» информационный вакуум попытались заполнить другие издания либерально-демократической и неонароднической направленности.  В течение 1906 – 07 гг. один за другим появляются несколько газетных проектов, большинство из которых не получило дальнейшего развития. Неудачную попытку наладить издание в Новороссийске ежедневной общественно-политической газеты «Народ» предпринял летом 1906 г. А.Б. Постоялко. Немногим более счастливой оказалась судьба газеты «Черноморье» (издатель-редактор – М.З. Финкельштейн [19]).  Данное периодическое издание не скрывало своих симпатий к партии народной свободы (кадетам), но при этом давало возможность публиковаться и социал-демократическим авторам.

В условиях подготовки к выборам во Вторую Государственную Думу газета «Черноморье» использовала легальные возможности для пропаганды идейной платформы партии конституционных демократов, пыталась обходными путями объяснить читателям суть Выборгского воззвания [20], вела заочную полемику с изданиями праворадикального толка и  обрушивала град критики в адрес местных организаций «Союза русского народа».   В условиях жесткого административного давления на редактора и постоянные угрозы властей закрыть газету «за слишком вольное направление» [21] М.З. Финкельштейну приходилось постоянно лавировать, что вызывало неудовольствие радикально настроенной части редакционной коллегии, считавшей, что газета своими публикациями «роняет знамя левых партий» [22]. Конфликт разрешился уходом из газеты группы сотрудников. 

Контент-анализ публикаций  в газете «Черноморье» позволяет сделать вывод о том, что данный печатный орган отдавал предпочтение ключевым проблемам общероссийской политической жизни и весьма избирательно подходил к освещению актуальных проблем регионального уровня. Крайне мало внимания уделяла газета разработке аграрного вопроса и практически не касалась проблем местного рабочего движения, что определенным образом свидетельствует об узкопартийных установках газеты, социальной ограниченности ее читательской аудитории.

В апреле 1907 г., в условиях спада революционного движения, знамя либерально-демократической печати в Черноморье подхватила газета «Черноморский голос», редактировавшаяся М.П. Языковым. Газета просуществовала недолго (вышло 22 номера), но была замечена читателем, оценившем ее стремление «пером, а не дубиною» вести общество «к лучшему устройству человеческой жизни» [23]. 

М.П. Языков успел наладить деловые отношения с депутатом Государственной Думы кадетом К.Л. Бардижем, добротная публицистика которого, безусловно, украсила страницы газеты, а также заручиться поддержкой другого думского депутата известного общественного деятеля Кубани Ф.А. Щербины. В целом же, газета «Черноморский голос» была вынуждена придерживаться более умеренного курса, нежели ее либеральные предшественники. Корректировка идеологических установок губернской периодики объясняется, прежде всего, репрессивной практикой властей, создававшей невыносимые условия для существования легальной демократической печати.

Завершающей страницей в истории либерально-демократической прессы Черноморья в рассматриваемый период явилось возобновление в августе 1907 г. издания газеты «Черноморское побережье».

Следует отметить, что речь идет о совершенно иной газете, хотя и не упускавшей случая подчеркнуть некую преемственность в отношении своей предшественницы [24]. Новое издание вышло из стен екатеринодарской газеты «Кубань», основанной во второй половине 1905 г. А.Ф. и М.Ф. Филипповыми. За сравнительно короткую свою историю газета успела пережить несколько идейных трансформаций, становясь то органом кадетской направленности, то выразителем мысли левых течений, то откровенно правым бульварным листком [25]. В Новороссийске обновленная и еще раз переименованная  «Кубань» вновь приобрела умеренно-либеральный оттенок и сосредоточилась, в основном,  на освещении (достаточно сбалансированном) различных сторон местной жизни.

Таким образом, анализ процесса формирования и эволюции общественно-политических позиций газетной периодики Черноморья позволяет сделать вывод о том, что либерально-демократические издания  составили ядро региональной системы легальной периодической печати и оказали существенное влияние на формирование местной политической культуры, институализацию общественного движения, способствовали пропаганде либеральных ценностей.
   
Вместе с тем «умеренный» характер либерально-демократической прессы, ее непоследовательность, склонность к  далеко идущим уступкам консервативным силам в принципиальных вопросах стратегии и тактики общественного развития, безусловно, снижали  пропагандистский и организаторский  потенциал либеральных изданий, что вело к неминуемому укреплению позиций их идеологических оппонентов.

* Иллюстрация: первая полоса газеты «Черноморское Побережье» за 3 декабря 1904 года.

Библиографические ссылки и примечания

1. Первая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. LXX. Черноморская
   губерния. Тетрадь 3. Изд. Центр. стат. комитета МВД./ Под ред.
   Н.А. Тройницкого. СПб, 1903. С. 104 – 109.
2. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 2183. Л. 37.
3. Городецкий Б.М. Периодика Кубанско-Черноморского края. 1863 – 1925. Краснодар,
   1927. С. 22.
4. Агибалов В.Е. Имени Новороссийской республики. Краснодар, 1979. С. 10.
5. Герасименко Б.Д. Очерки истории Новороссийска. Новороссийск, 2001. С. 149.
6. Черноморское побережье. 1905. 21 янв.
7. Там же. 1905. 3 февраля.
8. Там же. 1905. 24 июня.
9. Подобная осторожность объяснялась, в известной мере, тем, что цензором газеты
   выступал непосредственно губернатор.
10. Черноморское побережье. 1905. 22 июля.
11. Речь шла о созыве законосовещательной, так называемой «Булыгинской Думы».
12. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи
    буржуазно-демократических революций. М.: Юридическая литература, 1994. С. 41.
13. Извольский А.П. Воспоминания. М., 1989. С. 19, 21.
14. ЦГИА Грузинской ССР. Ф. 83. Д. 138. Л. 5.
15. Имеются ввиду «Временные правила о повременной печати» от 24 ноября 1905 г.
16. Пролетарская революция. 1923. № 11. С.  178.
17. Красный архив. 1940. № 2. С. 77.
18. Волна репрессий, инициированных военной администрацией, затронула даже
    либеральных деятелей.
19. М.З. Финкельштейн (Эмеф) отметился в истории периодики Кубани и Черноморья
    как редактор целого ряда газет либерально-демократического и прогрессивного
    направлений («Заря», Екатеринодар, 1906; «Кубанский курьер», Екатеринодар,
    1908; «Кавказский край», Армавир, 1909 и др.).
20. Цитировать содержание этого документа в открытой печати было невозможно в
    силу цензурных запретов.
21. Черноморье. 1906. 10 окт.
22. Там же.
23. Черноморский голос. 1907. 20 апр.
24. Издатель газеты А.Ф. Филиппов воспользовался клише ранее выходившей газеты,
    что стало предметом судебного иска  со стороны  прежнего издателя
    Ф.С. Леонтовича. Иск был судом отклонен.
25. Городецкий Б.М. Указ соч. С. 25.


Рецензии