Дары Деметры

История Древней Греции на первый взгляд известна до мельчайших подробностей. Сохранилось множество текстов античных авторов, из которых мы знаем практически обо всех значимых событиях и выдающихся личностях, по крайней мере, с VI века до нашей эры. До нас дошли поэмы, исторические труды, биографии политиков и полководцев, мифы, пьесы, философские трактаты и даже сборники анекдотов. Конечно, множество литературных памятников той эпохи за последние тысячелетия было безвозвратно утеряно, а множество устных преданий вообще не было записано, но в целом история и культура Античности нам хорошо известна. За исключением некоторых, но очень существенных деталей. В жизни древних греков огромную роль играли тайные культы, в которые были посвящены очень многие  взрослые свободные граждане, а иногда даже варвары и рабы. Кроме обычных религиозных церемоний и праздников существовало обряды, допуск к которым был закрыт для непосвященных, и о которых было запрещено упоминать. Их называли мистериями. Мы знаем, что их роль в религиозной и культурной жизни древних греков была очень существенной. И при этом о них нам практически ничего не известно.

Не сохранилось ни одного рассказа о том, что происходило во время мистерий. Более того, за одно упоминание или хотя бы намек на это полагалась смертная казнь. Так великого драматурга Эсхила обвинили, что в одной из своих пьес он использовал фразу, произносимую жрецом при обряде посвящения. Эсхила спасло лишь то, что он сумел доказать, что сам он никогда не принимал участия в таинствах. Гораздо меньше повезло двум любопытным юношам, о которых рассказывает римский историк Тит Ливий. Во время церемонии они проникли в храм Деметры вместе с посвященными. Их разоблачили, вывели из храма и тут же казнили. Знаменитый афинский политический деятель и полководец Алквивиад был вынужден бежать из родного города после того, как его обвинили в  том, что он посмел пародировать проведение мистерии у себя дома в узком кругу друзей. Как видим, отношение к своим тайным культам было более чем серьезным. И для этого были веские основания.

Нам известно о нескольких таких тайных культах, но самыми важными считались Элевсинские мистерии. Цицерон даже утверждал, что «самое лучшее из того, что произвели Афины – это те мистерии, благодаря которым мы, дикие и жестокие люди были перевоспитаны в духе человечности и мягкости, были допущены к таинствам  и поистине познали основы жизни и научились не только жить с радостью, но и умирать с надеждой на лучшее». Заметим, что сам Цицерон, как и многие римляне получил посвящение в Элевсинские мистерии и хорошо знал, о чем говорил.

Элевсинские мистерии были культом почитания богини Деметры. Этот культ существовал не только в Элевсине, городке неподалеку от Афин, но и по всей Элладе и возник как минимум за полтора тысячелетия до новой эры, еще в Микенскую эпоху. Когда спартанцы захватили соседнюю Мессению,  мессенские жрецы Деметры бежали в Элевсин. Спустя три столетия, сразу после разгрома Спарты фиванцами в битве при Левктрах и освобождения Мессении первым делом был возрожден культ Деметры и проведены соответствующие таинства. Видимо они были настолько важны, что их возобновление было первоочередной задачей в разоренной стране. Что же было такого в этих мистериях, что за одно лишь упоминание о них полагалась казнь, а приобщение к ним  исправляло нравы людей, наполняло их жизнь радостью и освобождало от страха смерти?

Деметра.

По преданию обряд проведения мистерий в Элевсине установила сама богиня Деметра. Это был ее дар людям в благодарность за помощь и участие, оказанные ей в доме правителя Элевсина. Чтобы понять, что это был за дар нужно обратиться непосредственно к мифу о Деметре, в котором содержатся явные намеки на смысл и содержание таинств в честь неё. Деметра принадлежала к старшему поколению Олимпийских богов. Она была дочерью титанов Кроноса и Реи, так же как Зевс, Гера, Аид, Посейдон и Гестия. Детство и юность богини были непростыми. Сразу после рождения ее как других своих детей проглотил отец. Потом Зевс освободил своих братьев и сестер из отцовского чрева, они в долгой и тяжелой войне победили титанов и стали править миром.

Зевс, будучи женат на Гере, в виде змея тайно наведывался и к своей сестре Деметре. От него она родила дочь Персефону (Кору) и сына Иакха. Потом Деметра влюбилась в критянина Иасиона и родила от него сына Плутоса, ставшего впоследствии богом богатства. Ревнивого Зевса это разозлило, и он поразил Иасиона молнией. Среди прочих бед, произошедших с Деметрой, стоит упомянуть, что другой ее брат, Посейдон взял ее силой, да еще и в образе коня. Как видим, жизнь богини сложно назвать приятной и беззаботной. Тем не менее, это не испортило ее нрав.
Жизнь греческих богов не была праздной. Все они возлагали на себя определенные обязанности. Деметра стала богиней плодородия, земледелия, покровительницей крестьянского труда, защитницей законов и обычаев. Именно она, по преданию, научила людей выращивать ячмень, пшеницу и рожь, молоть зерно и печь хлеб. От ее расположения зависел урожай, а, следовательно, сама жизнь людей и их достаток. Римский поэт Овидий сказал о ней так: «Деметра первая вспахала землю плугом, ей обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Она первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Она заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему ее жрецы щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью». Отметим, что в храмах Деметры были запрещены убийства всех живых существ, и жертвоприношения богине производились за пределами святилищ.

По сути, Деметра была самой важной из богов для повседневной жизни людей. И, пожалуй, самой доброй и благосклонной к ним. Несмотря на мягкий нрав богини, некоторым удавалось вызвать ее гнев. Так фессалийский царевич Эрисихтон осмелился осквернить священную рощу, которую любила богиня. Он решил срубить огромный тополь, чтобы сделать перекрытие в своем зале для пиров. Наказание было страшным – богиня заставила царевича вечно испытывать неутолимый голод. Он растратил на еду всю свою казну, а когда все деньги закончились, продал в рабство свою дочь, потом стал просить милостыню, но свирепый голод все усиливался. В конце концов, Эрисхитон  начал грызть собственную плоть и скончался в мучениях.

Второй случай произошел уже в историческое время с царем Эпира  знаменитым полководцем Пирром, когда его войско попыталось захватить город Аргос. Ворота были тайно открыты ночью, и войско проникло в город. Началось сражение на улицах. Сам Пирр  принял участие в рукопашной и внезапно какая-то женщина, сидевшая на крыше дома, запустила в него черепицей, которая попала точно в сочленение лат на шее полководца. Ошеломленный Пирр замер, пошатнулся и тут же пропустил смертельный удар мечом. Местный толкователь знамений Ликей заявил, что рукой женщины, несомненно, правила сама Деметра, поскольку такой точный и сильный бросок для смертного невозможен. Жители Аргоса возвели на месте происшествия храм богине, и в этом же храме был похоронен Пирр. Мы можем только гадать, чем полководец прогневал Деметру, но сами жители Аргоса не сомневались, что причина божественного гнева имелась, потому что просто так добрая богиня никому вреда не причиняла.

Похищение Персефоны.

Как мы помним, у Деметры было три брата: Зевс, Посейдон и Аид. Первый ее соблазнил и бросил одну с двумя детьми, а потом убил ее возлюбленного, второй над ней надругался, а третий похитил ее дочь. Аид правил в подземном мире, где обитали души мертвых. Среди богинь не нашлось ни одной, которая захотела бы жить его царстве, поэтому Аид, давно положивший глаз на свою племянницу, задумал недоброе. Он понимал, что Деметра никогда не даст согласия на его брак с юной Персефоной, в которой она души не чаяла, поэтому решил ее похитить и поставить богиню перед свершившимся  фактом. Однако Персефона была дочерью не только Деметры, но и Зевса. Действовать за спиной Громовержца Аид не посмел и посвятил его в свой план. Зевс не стал возражать. Скорее всего, он решил, что Аид не такая уж плохая партия для его дочери, а Деметра поплачет и успокоится. Но он ошибся.

Персефона вместе со своими подругами, дочерьми титана Океана жила на острове Сицилия. Однажды, гуляя в одиночестве, она увидела необыкновенно прекрасный цветок. Когда она наклонилась чтобы его сорвать, земля внезапно расступилась и поглотила ее. Но она успела закричать и Деметра ее услышала. Девять дней и девять ночей богиня искала свою дочь. К поискам присоединилась ее сестра Гестия, но нигде по всей Земле не осталось и следа Персефоны. Тогда они обратились к титану Гелиосу, Солнечному божеству, от взгляда которого ничто не могло укрыться. Тот им сообщил, что дочь Деметры была похищена никем иным, как владыкой подземного царства. Деметра бросилась к Зевсу, но тот сказал, что все произошло с его согласия, а, значит, и беспокоиться не о чем. Убитая горем Деметра покинула Олимп и в виде пожилой женщины сошла на землю и пришла в Элевсин, древний город, рядом с которым находилась  плодородная равнина Рарион. Именно здесь в давние времена Деметра впервые запрягла быков, вспахала поле и засеяла его ячменем, научив людей земледелию. Ячмень с полей Рариона считался священным, а мука из него шла на выпечку специальных пирожков, подносимых богам во время жертвоприношений.

 Богиня присела на камень возле колодца и там ее увидели дочери элевсинского царя Келея. В те давние времена каждый новый человек вызывал любопытство, и девушки начали расспрашивать  Деметру кто она, откуда и о чем так горюет. Деметра сказала, что ее зовут Део, сама она с Крита, она плыла на корабле, который захватили пираты. Когда те на ночь высадились на берег, ей удалось бежать и теперь она не знает что делать и куда идти. Девушки поспешили домой, и рассказали о незнакомке своей матери, Метанире. Той как раз нужна была нянька для недавно родившегося царевича Демофонта и Деметру приняли в дом. Первым делом царица предложила богине выпить вина, но та отказалась и попросила сделать ей кикеон, напиток из обжаренной ячменной муки с мятой. Одна из служанок, Ямба, видя, что Деметра чем-то сильно опечалена начала рассказывать ей разные забавные и неприличные истории и, в конце концов, ей даже удалось рассмешить богиню.
 
Итак, Деметра начала нянчиться с Демофонтом и уже через несколько дней все стали замечать странное – ребенок начал необъяснимо быстро расти. Однажды среди ночи Метанира вошла в комнату, где должны были спать нянька и царевич, и увидела, что та держит ребенка прямо над огнем очага. Царица закричала, на крик сбежались слуги и обитатели дворца, и тогда Деметра предстала перед ними в своем истинном обличье, перепугав всех окончательно. Она заявила, что если бы ей не помешали, ребенок стал бы бессмертным. А теперь ей нужно собственное святилище, где она могла бы пребывать, кроме того, там должны проходить богослужения в соответствии с ее указаниями. Все это было исполнено, и Деметра переселилась в храм.

Из-за того, что богиня плодородия пребывала в горе и тоске повсюду начались неурожаи, а за ними последовал и голод. Количество жертв богам резко сократилось, и Зевс был вынужден потребовать от Аида, чтоб тот вернул Персефону матери. Аид так и сделал, но перед тем угостил Персефону зернышком граната и та его съела. Хитрость была в том, что гранат считался атрибутом брака, и принять от мужчины зерно граната означало согласие быть его женой. Радость Деметры от встречи с дочерью  была  омрачена выходкой Аида. Но тут уже сам Зевс рассудил, что раз так, то делать нечего и одну треть года Персефона должна проводить в царстве мертвых со своим супругом. Поэтому зимой, когда Деметра тоскует по своей дочери, растения перестают расти и плодоносить.

Аид, чтоб загладить свою вину подарил теще остров Сицилию и раскрыл ей некоторые тайны своего царства мертвых. Деметра была доброй богиней и решила поделиться этими тайнами с некоторыми избранными людьми. Она посвятила в них четырех человек – царя Элевсина Келея и трех его сыновей: Эвмолпа, Диокла и Триптолема. Она научила их тайным обрядам и разрешила им делиться этим знанием, с теми, кого они сочтут достойными. Так были установлены  мистерии, проводимые в Элевсине, в том самом храме, где жила богиня.

Мистерии.

Греки считали этот дар Деметры столь же ценным, как и дар земледелия и даже более того. «Хорошо снаряжен тот, кто сходит во гроб, зная истину Элевсина. Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало - дар богов», - писал поэт Пиндар. Еще один намек на происходившее при посвящении в таинство дает нам философ Платон в диалоге «Федр», где он называет высшей степенью мистерии непосредственный контакт человека с божеством. Платон был посвященным в Элевсинские мистерии и, следовательно, описал свой собственный опыт. Еще один намек дает нам Аристофан в своей комедии «Лягушки». Там Дионису срочно понадобился поэт Еврипид, который уже умер и Геракл объясняет ему, как пробраться в царство мертвых и где искать поэта. Сначала он описывает грязь и смрад, где копошатся клятвопреступники и прочие сомнительные личности. А потом упоминает о месте, где «тебя дыханье флейт обвеет, увидишь свет прекрасный, как земной, там рощи мирт, мужчин и женщин хоры».  В этом чудесном месте после смерти обитают  посвященные в таинства.

Итак, таинства были нужны для того, чтобы после смерти попасть в особое место в царстве мертвых. Место для избранных, тех, с кем говорила сама богиня. И этот избранный после смерти либо будет вечно блаженствовать, либо снова может родиться среди живых. Ради того, чтобы стать такими избранными люди и стремились принять участие в мистерии. Но доступ к ним был жестко ограничен. Во-первых, нужно было получить рекомендацию от одного из уже посвященных. Эту рекомендацию рассматривал один из служителей культа Деметры из рода Кериков или Эвмолпидов, ведущих свой род от того самого Эвмолпа, который был посвящен самой Деметрой. Если имелись сомнения в нравственности претендента, ему отказывали. К таинствам не допускались совершившие убийство, нарушившие клятву, осужденные и просто те, кто чем-то не понравился жрецу. Но в них могли участвовать женщины, рабы и даже варвары, знающие греческий язык. Ведь дар Деметры был для всех достойных людей, независимо от пола и места рождения.

Претендент должен был сначала принять участие в Малых мистериях, которые проводились в Афинах в конце зимы. Но если человек находился при смерти, он мог получить посвящение в любое время. Во время посвящения в Малые мистерии нужно было поститься, приносить жертвы и получать наставления от жреца. Эти мистерии не были тайными, и о них можно было рассказывать. На следующий год после Малых мистерий  разрешалось принять участие в Великих мистериях, которые проходили в конце сентября в течение девяти дней сначала в Афинах, затем в Элевсине. Во время Великих мистерий устаивались жертвоприношения, торжественные шествия, разыгрывались сцены из жизни Деметры, все это сопровождалось танцами и песнопениями.  Все это так же свершалось открыто, на глазах у всех. Тайная часть начиналась в момент, когда процессия входила в храм Деметры в Элевсине и за ней запирались двери. Что происходило внутри мы не знаем, известно лишь, что посвящаемым давали испить особый кикеон, специально приготовляемый для этой церемонии жрецами из рода Эвмолпидов. Чем он отличался от обычного кикеона мы можем только догадываться, но после того, как посвященные выходили из храма они выглядели потрясенными  до глубины души. После посвящения у людей часто коренным образом менялось поведение. Они становились великодушнее, некоторые меняли род занятий и практически все начинали проявлять глубокий интерес к вопросам религии. Одежда, в которой принималось посвящение, считалась приносящей удачу и ее надевали лишь по особым случаям, никогда не выбрасывали, а когда она приходила в негодность, ее жертвовали храму.

По общему мнению, в храме Деметры происходило непосредственное общение посвящаемых с богиней. Это переживание было столь мощным, что люди входили в состояние экстаза и пребывали в нем часами. Людей посещали удивительные видения, они испытывали нечто невообразимое, выходящее за пределы повседневного опыта. И это меняло их жизнь навсегда. А ключом к этим откровениям, несомненно, был тот особый кикеон, который готовили потомки Эвмолпа. Загадка этого напитка казалась неразрешимой, пока в ХХ веке Альберт Хоффман не выделил из спорыньи мощнейший галлюциноген ЛСД. Кикеон Деметры, несомненно, готовился из зараженного спорыньей ячменя, но у греков не было химических лабораторий, а спорынья сама по себе вызывает отравления и порой доводит людей до безумия. Но ничего подобного на мистериях не происходило. У людей были видения, но они оставались при этом в здравом уме и твердой памяти.

Загадку кикеона разгадали эксперименты любознательных химиков с зараженным спорыньей ячменем. Оказалось, что длительное нагревание отвара зараженного ячменя в присутствии поташа, содержащегося в золе растений, позволяет выделить из спорыньи два психоактивных вещества эргин и лизергиновую кислоту (не пытайтесь проделать это сами). Правда, получить продукт, вызывающий эффект, сходный с посвящением в таинства Деметры не удалось. Видимо, для нахождения правильной рецептуры нужны годы экспериментов, но сама возможность создания такого продукта была доказана. Кроме того, огромное значение имели молитвы, музыка, танцы, песнопения, драматические представления, все то, что создавало особое настроение таинства. Кикеон был лишь спусковым механизмом, без соответствующей обстановки его эффект не был бы столь впечатляющ.

Мистерии в честь Деметры проводились около двух тысяч лет, пока в 392 году их не запретил римский император Феодосий I. Сам образ Деметры в народном сознании греков со временем трансформировался в добрую волшебницу, которая в виде старушки-странницы могла посетить дом бедняка, и если ее принимали с уважением, люди выздоравливали, домашний скот плодился, а в дом приходил достаток. Похоже, именно она стала прототипом доброй феи из европейских волшебных сказок. И само собой, еще в течение столетий крестьяне строго соблюдали ритуалы, сопровождающие сев и жатву. Конечно, без упоминания Деметры по имени, но негласно выражая почтение к ней.

Таинства богини были запрещены, но о них в Европе никогда не забывали. Стоит упомянуть, что спустя века после запрета мистерий тело Карла Великого, первого объединителя Европы, покоившееся в кафедральном соборе Ахена, было помещено в римский мраморный саркофаг, на котором были вырезаны сцены похищения Персефоны. Несомненно, что император Фридрих Барбаросса, по чьему приказу это было сделано, прекрасно понимал символизм этого мифа и имел представление о таинствах Деметры и их связи с обещанием посмертного блаженства. И то, что христианском храме находится предмет, связанный с  языческим культом никого не смущает. Ведь дар Деметры был для достойных людей всех эпох, культур и народов.  А Карл Великий, несомненно, был достойным человеком. Значит, все в порядке.


Рецензии