Древний Крит. История и мифы

Еще в эпоху классической античности греков удивляло странное несоответствие огромного значения Крита в мифологии и его реального состояния скромной провинции. Скажем, встречались афиняне и критяне где-нибудь в Олимпии, и начинался извечный спор: «Ну что там у вас на Крите, все коз пасете?», «Сами вы коз пасли, кода мы владели морями. Забыли, как вы нам дань платили?», «Кому это вам? Козопасам?», «Царю Миносу!», «Ну как же помним, помним. Это ведь вас наш Дедал научил пилой пользоваться», «Когда ваши Афины еще деревней были у нас по всему Криту стояли дворцы в пять этажей, а одних кораблей было три тысячи». «Ну и где эти ваши дворцы, где флот? Правильно говорят, что все критяне лжецы!».

Критянам возразить было нечего. Ни флота, ни дворцов у них, в самом деле, не было. Но по всему острову были отличные мощеные дороги, неизвестно кем, когда и для чего построенные. И это было очень странно. А еще были мифы: о царе Миносе, о критском быке, о Тезее и Минотавре. В них Крит  был могучей морской державой, от которой странным образом не осталось вообще ничего. Это несоответствие смущало не только древних греков, но и археологов ХIХ века. После того как Генрих Шлиман раскопал Трою, Микены и Аргос стало понятно, что греческие мифы это не выдумки и за ними стоит какая-то реальная история. А, значит, и на Крите можно раскопать что-то интересное.  Тем более что египтологи благодаря Шампольону  научились читать иероглифы и обнаружили множество записей, где упоминался большой остров Каптара, заселенный народом кафтиу. И этот остров был важным торговым партнером Египта еще в те времена, когда не существовало ни Афин, ни даже Микен.

Шлиман внимательно изучил мифы и сделал вывод, что легендарный город Кносс и дворец царя Миноса должен был находиться где-то неподалеку от города Ираклион. Исследуя его окрестности, он обнаружил холм, на месте которого по всем признакам и должен был быть дворец. Земля эта находилась в частной собственности. Шлиман попытался купить ее, но переговоры закончились неудачей. Сначала хозяин запросил слишком высокую цену, потом приписал к списку продаваемого имущества полторы тысячи несуществующих оливковых деревьев. Шлиман разозлился и сделка не состоялась. Эту землю позднее купил британский археолог Артур Эванс. И то, что он обнаружил, повергло историков в шок. Он раскопал развалины огромного дворца, в котором было свыше трехсот помещений. Стены его были украшены прекрасными фресками. Во дворце имелся тронный зал, место для игр и религиозных церемоний, огромное количество складов и мастерских, но самое удивительное – в жилых комнатах имелся водопровод и ванны, очень похожие на современные. Это было не просто здание, это был фактически целый город. На Крит ринулись другие археологи и в тех местах, где согласно древним мифам находились города Фест, Закрос, Тилисса, Кидония, Маллия они обнаружили разрушенные дворцы, прекрасную керамику, цилиндрические печати, статуэтки, украшения, большие топоры с двумя лезвиями, глиняные таблички с загадочными письменами, медные и бронзовые слитки. Все указывало на существование очень древней высокоразвитой цивилизации с самобытной культурой и религией. И эта цивилизация не была греческой.

Древний Крит.

За десятилетия упорной работы археологов история Крита постепенно стала проясняться. Заселение острова началось еще в эпоху неолита, как минимум с 6100 года до нашей эры. Откуда пришли эти люди неизвестно, но их материальная культура отличалась от той, что была в Европе или Малой Азии. Критяне строили дома из обожженного кирпича с плоскими крышами из тростника, обмазанного глиной, похожие на те, что строили жители северной Месопотамии и Армянского нагорья. Начиная с 5100 года до н.э. на острове появляются первые города с большими домами из нескольких комнат, с мощеными дворами и большими очагами. После 3000 года на остров пришла новая волна миграции. Судя по образцам посуды, переселенцы прибыли из Малой Азии. Они селились у моря в основном в восточной части Крита и быстро смешались с коренным населением. Позже, примерно в 2700 году в район города Фест переселился еще один неизвестный народ. Возможно, это были выходцы из Северной Африки. Они хоронили своих мертвецов в больших круглых зданиях. После 1500 года на Крите появляются первые признаки присутствия греков. С этого времени вплоть  по 1300-е годы массового переселения на Крит не было.

С 1900 года до нашей эры начинается строительство огромных многоэтажных дворцовых комплексов в разных частях острова. Через двести лет по неизвестной причине все они были разрушены и на их месте возведены новые, еще более грандиозные. Никаких следов защитных укреплений дворцы не имели. То есть правители острова не боялись ни внешних врагов ни внутренних беспорядков, что само по себе было очень необычным для той эпохи. Критяне, вероятно, были первыми, кто начал выращивать оливы и производить оливковое масло. А еще на Крите существовал культ быка. Изображения и статуэтки этих животных были найдены в огромных количествах. Судя по дворцовым фрескам, кроме сельскохозяйственных работ быки участвовали в каких-то ритуальных действах с участием танцоров и акробатов. Скорее всего, бык был так же символом солнца и  царской власти. Но самым важным критским божеством была Великая Богиня, главным атрибутом которой была змея. На Крите не строили храмов. Религиозные церемонии проводились во дворцах, а жрецами были сами цари и члены его семьи.

Сохранились изображения женщин с топорами с двумя лезвиями (лабрисами). Эти топоры-лабрисы, несомненно, имели важное культовое значение. В частности их использовали для приношения в жертву быка, и как ни странно, это делали женщины, которые явно имели  социальный статус не ниже, чем у мужчин, а возможно и более высокий, что так же было крайне необычно. Удивляет и самобытное изобразительное искусство древнего Крита. Это жизнерадостные и яркие пейзажи, изображения животных, птиц, рыб, осьминогов, дельфинов, портреты и изящные фигуры людей, занятых мирными делами.  Никаких сцен войны, насилия или скорби. Но критяне, несомненно, умели воевать и имели сильный флот для отражения любых попыток вторжения. Эта цивилизация погибла внезапно и не от внешнего врага.

В промежутке между 1600 и 1500 годами в Средиземноморье произошла серия разрушительных землетрясений и грандиозное извержение вулкана на острове, который раньше назывался Тира (Фера), а его остатки сейчас известны как Санторин. Это была катастрофа планетарного масштаба, известная нам по библейскому описанию «казней египетских». Весь остров накрыло  слоем пепла толщиной несколько сантиметров, количество жертв среди населения было огромным, множество зданий было разрушено, а серия цунами  уничтожила флот. На Крите воцарился хаос. Остров остался абсолютно беззащитным. Критяне, видимо решили, что прогневали богов и начали приносить человеческие жертвы, но это им не помогло. На остров высадились ватаги ахейцев с соседнего Пелопоннеса. Они взяли богатую добычу, в том числе искусных ремесленников, переделали критскую письменность под греческий язык и некоторое время пытались обустроиться на Крите. Ахейцы не стали жить во дворцах, которые их пугали огромным количеством непонятных сооружений. Дворцы были разграблены и полностью заброшены. Но зато вскоре расцвели Микены, Аргос и прочие греческие города, куда стеклись критские богатства. Потом, через несколько столетий Крит захватили дорийцы, и  память о древней цивилизации окончательно стерлась. Коренное население было ассимилировано, язык постепенно исчез, религия и история критян воинственным и не особо культурным в ту пору грекам были не интересны, но кое-что из критского наследия все-таки просочилось в греческую мифологию.
 
Цивилизацию Древнего Крита Эванс назвал минойской в честь легендарного царя Миноса. Но согласно мифу, Минос не имел отношения к древним критянам. Он был современником Тесея и Геракла. А те, согласно мифам, жили за два поколения до Троянской войны, которая по археологическим данным происходила в 1180-1190 годах до н.э. То есть Минос, если он существовал, правил Кноссом намного позже захвата острова ахейцами, а значит и сам он был ахейцем, а не критянином. Тем не менее, термин «минойская культура» прижился, поэтому вслед за Эвансом будем называть древних критян минойцами.
 
Нельзя сказать, что греки совсем уж забыли о минойцах. Еще во времена Гомера помнили, что раньше на Крите жили три народа – этеокритяне (то есть настоящие критяне), кидоны и пеласги. Но потом и это забылось, и древних критян ошибочно стали называть пеласгами, по имени народа, жившего на юге Балкан до прихода греческих племен. А потом забыли и про пеласгов. Раз Минос был ахейцем, значит, и критяне всегда были ахейцами, а до них не было вообще ничего. Но, тем не менее, в мифах о Крите повсюду проскальзывают намеки на ту саму древнюю цивилизацию. Просто на них долгое время не обращали внимания.

Зевс, Минос и быки.

Как известно именно на Крите титанида Рея спрятала своего сына Зевса от  его отца Кроноса, который пожирал своих детей, опасаясь, что они лишат его власти. Он рос в пещере возле горы Дикта (по другой версии возле горы Ида) под надзором нимфы Адрастеи, питался молоком козы Амалфеи и медом диких пчел. Его охраняли куреты, бессмертные существа, похожие на людей. Когда младенец Зевс  плакал, куреты стучали мечами о свои щиты, чтобы Кронос его случайно не услышал. Согласно мифам куреты изначально обитали на Крите и были спутниками Реи, так же как сатиры были спутниками Диониса. Куретами  называли так же и жрецов Реи, матери богов. Интересно, что Рею и Зевса греки часто  изображали держащими в руках те самые сакральные для минойцев лабрисы – топорики  с двумя лезвиями. Вряд ли это могло быть случайностью. Как мы помним, на Древнем Крите поклонялись именно Великой Богине и быку, чьими атрибутами как раз и был лабрис. Вполне возможно, что культы Реи, а возможно, и  Зевса были позаимствованы греками у критян. Особенно, если учесть, что Зевс почитался так же и в образе быка.

Быки, Зевс и Крит были тесно сплетены в мифах и сознании греков. Зевс в облике быка похищает Европу, дочь ханаанского царя Агенора, и переплывает с ней на спине огромное расстояние от побережья нынешней Сирии до Крита. Там он свершает задуманное, причем неоднократно, и Европа рожает ему трех сыновей – Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Тут явный намек на переселение на остров одного из народов Малой Азии, произошедшее в третьем тысячелетии до нашей эры. Со временем Зевс нашел себе другое увлечение, а Европу взял в жены и усыновил ее детей царь Кносса Астерий.  Заметим, что Астерий, согласно преданию был  внуком легендарного Дора, возглавившего поход греков на Крит. То есть Минос жил через три-четыре поколения после захвата острова ахейцами.

После смерти Астерия свои права на престол предъявил Минос, обосновав это тем, что он избран богами, которые отвечают на все его молитвы. В качестве доказательства он вышел на берег моря и стал молиться Посейдону, чтоб тот послал ему жертвенного быка. И в самом деле, из моря вышел белый, без единого темного пятнышка бык. Он был настолько прекрасен, что Минос решил придержать этого чудесного быка для себя и принес в жертву другое животное. Этим он вызвал гнев Посейдона. Бог отомстил Миносу своеобразно – он внушил супруге Миноса Пасифае, дочери титана Гелиоса, неутолимую страсть к этому быку. Та обратилась к скульптору и мастеру на все руки Дедалу, который сбежал на Крит из Афин после того как убил своего племянника. Дедал соорудил для царицы пустотелый муляж коровы, в котором расположилась Пасифая и тем самым смогла добиться взаимности от быка. Результатом этого альянса было рождение Минотавра – существа с бычьей головой и телом человека. «Пород смешенье двух, урод чудовищный… быка и мужа естество двоякое», так охарактеризовал результат этого межвидового эксперимента драматург Еврипид.
 
В этом сюжете кроме пикантной романтической истории содержится важный момент – царь разгневал бога неправильной жертвой и за это бог ему отомстил. Заметим, что Посейдон, которому приносилась жертва, кроме владычества над морями был ответственен за землетрясения, которые вызывал, потрясая своим трезубцем. Но ведь минойскую цивилизацию разрушило именно землетрясение, которое в те времена считалось не иначе как гневом богов. А его причиной вполне могла считаться неугодная жертва. Поэтому чтобы как-то задобрить разгневанного бога  минойцы начали приносить в жертву людей. А в истории о Минотавре как раз и рассказывается о человеческих жертвоприношениях на Крите. И этот фрагмент мифа, возможно, имеет подлинные минойские корни.

Минотавр и Лабиринт.

После знакомства с Пасифаей бык Посейдона стал вести себя крайне агрессивно и с ним никто не мог справиться. Тогда правитель Микен Еврисфей послал Геракла, что бы тот усмирил быка и заодно свершил свой седьмой подвиг. Геракл прибыл на Крит, получил разрешение Миноса, поймал и оседлал быка и доплыл на его спине до Пелопоннеса. Он привел свирепое животное в Микены и предъявил царю. Испуганный Еврисфей приказал  выпустить быка на пастбище, и тот отправился в Аттику, где начал буйствовать в окрестностях Марафона. В то время в Афинах проходили Панафинейские игры, в которых одержал победу сын Миноса Андрогей. Афинский царь Эгей попросил Андрогея усмирить быка, но  что-то пошло не так и бык убил Андрогея. Есть версия, что его убили сами афиняне и все свалили на быка. Как бы то ни было, Минос рассвирепел и заставил афинян раз в десять лет платить дань самыми красивыми юношами и девушками. Этих юных афинян скармливали Минотавру, обитавшему в Лабиринте, который специально для него выстроил Дедал.

Здесь мы видим совершенно невероятную смесь фантазии греков и древних критских реалий. Когда ахейцы пришли в Кносс и увидели дворец, состоящий из сотен комнат, запутанных коридоров и переходов, световых колодцев и прочих, непостижимых для простодушных воинов архитектурных излишеств, то они его даже толком не обследовали. В дальних комнатах археологи нашли массу ценных вещей, которые завоеватели наверняка бы забрали, если бы увидели. Скорее всего, дворец внушал им суеверный страх. Поскольку повсюду на стенах были священные изображения лабриса, то Кносский дворец и назвали Лабиринтосом, то есть крепость («интос») с лабрисами. И он был построен лет за семьсот до того как родился афинянин Дедал, который якобы научил отсталых критян пользоваться столярными инструментами.
Что касается Минотавра, то, как ни странно, эта часть мифа могла иметь отношение к древним минойским традициям. Во время некоторых религиозных церемоний царь Кносса или один из его сыновей надевали маску быка. Вряд ли свидетелем этого был кто-то из греков, но они могли услышать какие-то критские предания и переосмыслить их на свой лад. Через века устной передачи эта история расцвела кучей невероятных подробностей, которые так ценили благодарные слушатели.  Конечно же, Минотавру, чье имя означало «бык Миноса», не было необходимости питаться человечиной, да еще и раз в десять лет. Здесь могла идти речь об обряде жертвоприношений, о которых краем уха слышали греки, а возможно и поставляли для них людей в те времена, когда Крит еще был силен.

В мифах о Миносе рассказывается, что царь Кносса на девять лет удалился в ту самую пещеру, где младенцем обитал Зевс, и там ему являлся сам Громовержец. Минос вышел оттуда со скрижалями, на которых были начертаны законы, продиктованные Зевсом. Он начал править по этим законам и ему подчинились все девяносто критских городов. Минос создал огромный флот и стал править во всем Средиземноморье, очистив его от пиратов. Конечно ничего подобного в ту эпоху, о которой повествует миф, не происходило. То есть, окончательная версия мифа сложилась во времена, когда греки забыли не только про минойскую цивилизацию, но и XIII век до нашей эры был для них изрядной древностью. На самом деле эта часть мифа о могучем правителе Миносе описывает Крит, каким он был в XVI-XVII веках до нашей эры.  Скорее всего, несколько разных историй из совершенно разных эпох были со временем смешаны рассказчиками в единое целое. Историческая достоверность была принесена в жертву занимательности, но именно благодаря этому мифы и сохранились в памяти поколений. И самое удивительное, что, несмотря на то, что греки полностью забыли о минойской цивилизации, в их мифах сохранились очень древние  крупицы знаний о ней. Но и мы сами смогли их заметить лишь после того, как археологи и историки сделали свою работу.

Что касается критского быка, то по преданию его усмирил, а затем принес в жертву Аполлону знаменитый Тесей. Он же отправился на Крит вместе с другими афинскими юношами и девушками, где с помощью Дедала, который был его двоюродным братом по материнской линии и Ариадны, дочери Миноса, убил Минотавра и благополучно покинул остров. Дедал и его сын Икар были заключены Миносом в тюрьму, но сбежали, улетев на самодельных крыльях. Но это уже совсем другая история.  Вряд ли правдивая, но зато красивая.


Рецензии
Теоретический параплан могли сделать.

Олег Михайлишин   21.07.2019 07:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.