Немного о зодчестве в США ч. I

Алиса в известной сказке Льюиса Кэррола, падая в глубокий колодец, думала: «А вдруг я проскочу через всю Землю? Насквозь! Вот будет здорово, когда я выскочу с той стороны, а там все расхаживают вверх ногами! Как же их зовут? Антипупы, что ли? Или Лилитупы?» И немного ошиблась. Зовут тех людей американцами. Но относительно того, что у них все не так, а вверх ногами, она оказалась абсолютно права! Например, заправляя машину бензином, счет американцы ведут не в литрах, а в галлонах, дорожные знаки их показывают ограничение скорости в милях, вместо метров у них ярды, дальше идут футы и инчи. Мера веса их не килограмм, а паунд. Напряжение в сети везде 127 вольт. Даже температуру и ту они измеряют не по Цельсию, а по шкале Фаренгейта. Градусники вставляют в ухо или держат во рту. Простуду лечат не горчичниками и горячими ванными, а холодом, используя лед. Температуру сбивают, раскутывая больного в помещении с распахнутыми окнами…

Однако известно, что исключение подтверждает правило. Так и в нашем случае, в выборе строительного материала американцы единодушны с нами. Как и мы, они убеждены, что для строительства жилого дома лучше дерева ничего нет. Но обо всем по порядку.

В начале
Не менее четырех тысячелетий территории нынешних Соединенных Штатов и Канады населяли около тысячи разрозненных племен индейцев, каждое из которых насчитывало от 3-х до 10 тысяч человек. Такой размер делал их относительно мобильными и облегчал задачу выжить. Ужиться с соседями помогал им опыт и мирный нрав. Наличие их подтверждают дружеские отношения русских промышленников с алеутами и эскимосами на севере континента в XYII-XIX веках и в Калифорнии с племенем Кошая Помо. Последние заключили с нашим Форт Росс договор о сотрудничестве и взаимопомощи. Агрессию же и разлад в отношения на материке внесли скорее всего пришельцы из Западной Европы, например, по утверждению М.В. Головина «…испанцев индейцы умерщвляли без всякой пощады, где только встретят и смогут».

Как бы то ни было, очевидно, что необозримые просторы и богатая география позволяли каждому племени найти место по своему вкусу, обустроиться по своему разумению и жить по своим представлениям. Вот и примеры - шесть известных типов поселений индейцев: 1. Зимние жилища эскимосов – иглу; 2. Временные стоянки северных племен в вигвамах; 3. Поселения из землянок и стоянки типи кочевых и полукочевых индейцев Великих равнин или Прерий; 4. Постоянные селения в плодородных долинах и верховьях рек, например, Юсемети в Калифорнии; 5. Пуэбло - жилые комплексы в виде коричневато-красного глинобитного многоэтажного дома необычной конструкции; 6. Замковые поселения в складках гор, например, в каньоне Меса-Верде в Колорадо.

Вести вольный образ жизни кочевым племенам облегчали структура общин, руководящую роль в которых играл совет старейшин, и конструкция жилищ, известных типи и вигвама, похожих на чум и ярангу наших северных народов, да еще снежная хижина «иглу» у охотников северных племен.

В Википедии находим: «Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3-4 метра и высотой около 2-х метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, к входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Эскимосы могут строить целые посёлки из хижин иглу, соединённых переходами.
 
Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо». Хотя конструкция иглу была создана еще в каменном веке, жилище это так и остается максимально приспособленным к суровым природным условиям и ни одна из современных палаток не способна служить более надежной защитой от холода и ветра.

Относительно двух других построек можно сказать следующее. Если типи всегда имел коническую форму, то вигвам иногда ставился и с купольным завершением. Остов конического жилища состоял из нескольких жердей, поставленных по кругу и связанных сверху в пучок. Жерди обтягивались бизоньими и оленьими шкурами либо большими кусками коры вяза, тиса, тополя или березы. На передней стороне жилища хозяева обычно помещали изображение доброго духа, на задней – злого. Типи обращали входом на восток. Небольшой наклон, которым частично и была обусловлена характерная конструкция их входа, позволял им выдерживать сильные западные ветра. Кроме того, наклон вместе с промежутком между внешним покрытием и внутренней подкладкой способствовал улучшению циркуляции воздуха, свободному выходу дыма от центрального очага и предотвращал появление в помещении сквозняков. И типи и вигвам были непроницаемы для дождя, легко разбирались и перевозились на вьючных лошадях.

Положение входа типи имеет и спиритуальное объяснение. «Это для того, - говорят индейцы племени черноногих, чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце». Из-за своей конструкции это жилище стало символом всего индейского мира. С ним олицетворялись и циклические сезонные миграции бизоньих стад, и круговой годичный цикл, и даже расположение остальных типи в лагере. Пол в типи символизирует собой землю (непокрытая часть служила чем-то вроде домашнего алтаря), стены - небо, а шесты каркаса - тропинки от земли в мир духов. Оформление декора типи стало для равнинных индейцев одним из главных направлений развития изобразительного искусства.

Помимо стоянок типи и вигвамов на Великих равнинах индейцы разбивали сезонные и постоянные поселения в землянках. Землянки имели круглую форму с куполообразной крышей, с дымовым отверстием в верхней части. Основание углублялось так, что пол землянки оказывался на один метр ниже уровня земли. Каркасом стен и перекрытия служили изогнутые стволы деревьев, вставлявшиеся по углам и периметру в ямы и соединявшиеся наверху вместе. Стены забивались землей и обмазывались глиной. Перекрытие по каркасу, имевшему иногда центральные опоры, перекрывалось толстым слоем тростника и засыпалось для теплоизоляции землей. Землянки бывали большими, до 18 метров в поперечнике. В ХIX веке племена манданов огораживали вокруг своих землянок участки, на которых выращивали кукурузу, бобы, тыкву и подсолнечник, а также занимались различными промыслами, изготавливали керамическую посуду, плели корзины. В их поселениях насчитывалось от десяти до ста строений.
 
Интересно, что планировка постоянных поселений и временных стоянок в Прериях была в основном двух типов, отличие было в положении площади, на которой стоял охранный столб - тотем, у которого совершались ритуальные церемонии. В одном случае эта площадь располагалась в центре, перед входом в жилище вождя племени или культовой постройки, в другом находилась на краю поселения, с западной его стороны. Роль защитного тотема поселения играл высокий толстый резной столб с изображениями страшных духов. На самом верху его помещалась сильная глазастая птица. Распахнутые крылья символизировали готовность ее в любое время сообщить жителям о надвигающейся опасности. Вигвамы располагали компактно и самым красивым из них был вигвам вождя. Поэтому стоянка представляла живописную картину, особенно по вечерам, когда внутри горели костры и жилища походили на большие светящиеся фонари.

Все племена кормились охотой, рыбной ловлей и собирательством. Разница между ними была в том, что кочевники вынуждены были либо следовать маршрутами миграции тех же бизонов либо, исчерпав экологический ресурс территории, перебираться на новое место, и в связи с этим временами вступать в конфликт с соседями, а оседлые племена вроде южных мивок в парке Йосемити, во-первых, имели в своем распоряжении более широкий рацион питания, так как пользовались еще и дарами леса, а во-вторых, чтобы поддерживать баланс экосистемы они разбивали пространство, как и наши предки, на три зоны: общего пользования, смешанного и заповедную. Причем в заповедной зоне, в каком-то скрытом ущелье, оканчивающемся небольшим озером и нависающей над ним скалой, может быть с водопадом или с какой-то природной аномалией, путь к которым был известен только избранным, устраивалось место связи с высшим миром.

Подобный же подход видимо практиковался племенами анасази, мигрировавших из южного района США, называемого Четырьмя углами, на территории, ныне принадлежащие штатам Нью-Мексико и Колорадо. Одни из них строили многоэтажные жилые комплексы в долинах, другие скальные дворцы в шорах гор. Примером первого является Таос-Пуэбло, поставленный в Х-ХIY веках у небольшой реки Ред-Уиллоу-Крик. Это крупнейшее из до сих пор используемых сооружений древних пуэбло. Чем-то оно напоминает город-дворец Фест на острове Крит (Фест - один из главных центров Минойской цивилизации в IY тысячелетии до нашей эры). А руины построенного примерно в Y-YI веках и позже заброшенного «Скального дворца» в Меса-Верде, планировка и ландшафт вокруг его вызвали у меня в памяти руины христианского монастыря Сумела на севере Турции (сейчас после частичной реставрации Сумела внешне стала выглядеть иначе).

Страх и жажда выжить во что бы то ни стало двигали строителями этих и подобных им построек. Так первоначально комплексу пуэбло отводилась роль исключительно оборонительного сооружения. Его стены, сложенные из  глинобитных блоков, местами имеют толщину более метра. Вплоть до начала XX века на верхние этажи жители поднимались при помощи приставных лестниц и во внутренние помещения попадали только через крышу. В случае нападения противника лестницы втягивались в здание. Жилые блоки в комплексе состоят из двух комнат, одна из них является жилой, а вторая, как и ранее, служит кухней, столовой и кладовкой одновременно. Проходы из одного блока в другой не предусматривались. Раньше здесь редко пользовались мебелью, но сейчас она есть у всех. Однако до сих пор никому не разрешается проводить электричество и трубопровод.

Вот по-моему то, на что следовало бы обратить внимание перед тем, как перейти к знакомству с особенностями расселения европейцев в Америке. Ведь как бы далеки не были по происхождению индейцы и пришлые, то бишь предки нынешних американцев, опыт первых игнорировать не стоит, ибо, как считает автор Пассионарной Теории Этногенеза Лев Николаевич Гумилев, всегда существует тесная связь между географией и этносом ее населяющим. Люди «длинной воли» или пассионарии, сформировавшие суперэтнос США, наверняка позаимствовали что-то у духовно богатых индейцев.

Потом
Без всякого преувеличения можно сказать, что заселение Америки было похоже на абордаж большого судна пиратами. Довольно долго и мирными переговорами, и обменом, и кровавыми схватками они делили меж собой то, за что ухватились. За часть юга и западное побережье цепко держались испанцы, французы за север на востоке и за районы в дельте Миссисипи, англичане за все восточное побережье. Поэтому-то обширные внутренние территории континента почти два столетия и оставались за фронтиром, то есть за границей освоенных пришлыми земель.

В первую очередь пришельцы обживали побережье, особенно в удобных и безопасных морских заливах и бухтах. Результаты тех усилий сегодня видны уже на подлете к знаменитому аэропорту «Джон Ф. Кеннеди» в Нью-Йорке. Когда самолет ложится на крыло, внизу в заливе и на Гудзоне хорошо видны ровные ряды сотен благоустроенных пирсов с тысячами элегантных яхт, мощных океанских катеров и небольших рыбацких тральщиков. Но тогда, 300-400 лет назад из-за разных природных условий на Западе и на Востоке пришельцы практиковали разные принципы расположения и ориентирования жилых построек по сторонам света. На восточном предпочтение отдавалось югу, теплу, деревянным конструкциям и легко открывающимся окнам (типа «sash») небольшого размера, на западном - тени, прохладе, камню и окнам с жалюзи. На западе заселялись северные части полуостровов (Монтерей, Сан-Франциско), на востоке - южные (Манхеттен). Но леса вырубались всплошную вдоль побережья везде. Лес использовался для строительства причалов, пакгаузов и жилых домов. Часть освободившихся территорий отводилась под сельскохозяйственные угодья. Но главная причина сплошных вырубок была все же в другом. В безопасности. Военные опорные пункты располагались на высоких местах с круговым обзором: на западном побережье это были пресидио, на восточном и во внутренних районах – форты.

В общем, именно по этим причинам со временем самыми густонаселенными и наиболее развитыми стали такие города, как Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сиэтл и районы вокруг них. Незатейливый подход к планировке этих городов, с ниточками параллельных улиц вдоль береговой линии и сеткой перпендикулярных распространился постепенно по всей стране. Причем не только на города, но и на всю территорию. Если посмотреть на ее карту, рисунок границ штатов похож на сеть рыболова. Некоторые тянутся прямой линией более тысячи километров. Такой же прямотой отличаются и дороги США. В отличие от наших предков, без спешки ориентировавшихся на удобства и красоту, и подводивших дорогу к дому, поставленному где-то на косогоре у излучины реки, ибо реки были у нас изначально основными транспортными артериями, американцы, начав интеграцию и освоение внутренних территорий, соединяли свои форты и пресидио по кратчайшим прямым. По ним после Гражданской войны пошли переселенцы и старатели, прокладывались телеграфные линии. И поселения – small towns - основывались в основном либо где-то в узловых точках - местах перевалки товаров, либо на пути больших трактов, по которым было отлично налажено движение дилижансов, перевозивших пассажиров, товары, деньги и почту с прессой. Пространство вокруг домов в этих поселениях долгое время оставалось совсем открытым, ни садов, ни огородов не было, поскольку индейские племена сиу, шайенны, арапахо, кайова и команчи защищали свои охотничьих земли от этого вторжения. Однако возможности были не равными и к концу ХIХ века все индейцы вынуждены были переселиться в резервации. Победители же объявили: «Время – деньги!» Что стало причиной того, что в первой трети ХХ века американцы больше занимались развитием сухопутного транспорта, чем морского (хотя и тот не отставал). Так уже в 1924 году только один автомобильный король Генри Форд выпустил десять миллионов автомобилей. Одним словом во внутренних районах страны дома американцы ставили совсем просто, на пустырях у дороги, по соседству с салуном, домом шерифа, почтой и различными складскими помещениями. И центры таких городков выглядели точно так, как выглядит Cтетсон сити в известном фильме «Лимонадный Джо». В последствии к этому стандартному городскому комплексу с одной улицей добавились три постройки: в центре нашлось место для мэрии (city hall) и банка, на окраине – для деревянной церкви с кладбищем.

На мой взгляд, появившиеся таким образом небольшие малоэтажные городки и сохранившие аутентичность до сего дня выглядят вполне привлекательно, а вот у жителей больших городов, вроде столицы Калифорнии – Сакраменто, мне во время своих многочисленных путешествий постоянно хотелось спросить: «Ну что вы тут все делаете?!»


Рецензии