Прадо. Мадрид. часть 16

 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 16
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Мы с вами приближаемся к залам, где представлен великий испанский художник. ГОВОРЯТ, ЧТО ГОЙЯ – ЭТО ЗНАМЯ ИСПАНИИ, ЭТО ПЕСНЯ ИСПАНИИ, ЭТО ЛЮДИ ИСПАНИИ, ГОЙЯ – ЭТО САМА ИСПАНИЯ. Понять его можно лишь сердцем, а, поняв, навечно полюбить страну солнца и танцев, радости и гнева, соборов и инквизиции, философов и тиранов – Испанию Гойи. Его произведения стали совершенно новым явлением в искусстве второй половины  XVIII-  начале XIX веков.

 ФРАНСИСКО ГОЙЯ родился в местечке Фуэндетос близ Сарагосы. Его отец Хосе Гойя был ремесленником, выходцем из крестьян. Мать, Грасия Лусиентес – дочь бедного идальго.
В 14 лет Франсиско с родителями переезжает в Сарагосу. Здесь жизнь Франсиско была полна приключений. Из Сарагосы юному художнику пришлось бежать после жестокой драки, устроенной вечными врагами – прихожанами двух местных церквей. На месте драки остались убитые, и Гойе как одному их зачинщиков грозил суд инквизиции.
В Мадриде, где скрылся юноша, устроиться ему помог Франсиско Байеу, с которым они встречались в Сарагосе у живописца Хосе Лусана - учителя Гойи. Но и в Мадриде Франсиско продолжает впутываться в различные истории, и ему приходится покинуть Испанию. Он отправляется в Италию, якобы для продолжения образования. Денег нет, и Гойя устраивается в бродячую труппу тореадоров, где он с большим успехом выступает на арене в боях быков.
Попав в Рим, он умудряется копировать памятники культуры, увлекается уличными зарисовками, но свои похождения не прекращает (роман с монахиней, соблазнение дочери знатного вельможи, ходьба по карнизу купола собора Святого Петра и т.п.).

После возвращается в Испанию, в Сарагосу, Гойя женится на сестре своего учителя Байеу, Хосефе. По разным данным у Гойи в браке родилось от 12 до 18 детей. До взрослых лет дожил лишь один сын, Франсиско Педро Ксавьер. Он и заботился об отце, на старости лет
страдавшим от многих недугов.
При посредничестве Байеу Гойя быстро продвигается по «служебной лестнице» и уже в 1799 году получает титул первого придворного живописца (их было несколько).
Гойя  был вхож в самое изысканное общество, у него могущественные покровители.
Но, кроме высшего света Гойя тесно общался в кругу поэтов, писателей, актеров, историков. Среди них Гойя отдыхал душой.

Ещё в 1777 году у Гойи случился первый приступ болезни (возможно вирусной инфекции). В результате повторных приступов к 1793 году у Гойи развилась частичная глухота.
Именно с приступом болезни многие связывают появление знаменитой серии «Капричос» (каприз, прихоть, игра фантазии). 80 листов сначала в карандаше предназначались лишь для близкого круга друзей. В 1797-99 годах «Капричос» появляется в печатном варианте и поступает в продажу в художественные лавки. Нельзя отрицать ярко выраженную социальную направленность некоторых листов серии, и все же в этих офортах немалый вес имеют листы, наполненные мрачной фантасмагорией, чертовщиной, «порожденных сном разума».
Нельзя не учитывать и болезни художника, и его глубокой религиозности, всех тех демонов, которые разместились в душе художника и временами переходили на бумагу, картон и полотно.
В 1824 году Гойя уезжает во Францию, где  существовала большая испанская диаспора. В возрасте 82-х лет Франсиско Гойя скончался вдали от дома.
В Прадо хранится более 120 работ мастера (весной 2001, скандал: 2 работы – «Колосс» и «Молочница из Бордо» признаны фальшивыми).

Начало творческого пути Гойи приходится на правление Карла III. По его указу были открыты художественные мануфактуры, в том числе Королевская гобеленовая фабрика (лучшая). Именно туда Гойя был принят по рекомендации брата жены Франсиско Байеу.
В 1775 году Гойя выполняет «картоны» (хотя на самом деле это холсты со сценами, предназначенными для гобеленов).
Гойя создает три серии картонов (1776-1780), всего 34 сюжета. Гойя и потом продолжал сотрудничать с ковровой мануфактурой, вплоть до 1792 года. В Испании сложилась тогда мода на все национальное, народное, а Гойе к тому же народная тематика была близка по духу.

Наиболее красивым из ранних картонов считается «ИГРА В ЖМУРКИ». На картоне изображена группа молодых людей, играющих в «слепую курицу» - аналог наших жмурок.
В работе есть некоторая жеманность, нарочитая наивность. Но это было необходимо по законам жанра.

Но не все картоны носили радужный, веселый характер, хотя и в этом картоне «СНЕГ, ИЛИ ЗИМА» (1789) преобладает особая нарядность. Гобелен входит в знаменитую серию «Времена года» - из 10 гобеленов. На этом картоне художник изобразил переход торгового каравана через заснеженный горный перевал. Ледяная метель сбивает путников с ног (чем не наполеоновская армия в снегах России).

Более поздняя картина Гойи: «ПЕЛЕЛЕ» (1791-92).
Композиции картонов предельно просты, всё ясно с первого взгляда. Их задача,  прежде всего, радовать глаз своей «звонкой жизнерадостностью» («Пелеле» - это кукла-марионетка, набитая соломой, очень популярная в стране).


Рецензии