Прадо. Мадрид. часть 18

 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 18
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

 «ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808 ГОДА НА ПЛОЩАДИ ПУЭРФТА ДЕЛЬ СОЛЬ» (1814); «РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ 3 МАЯ 1808 ГОДА» (1814). К этим картинам гениальный живописец приступает лишь в 1814 году, через 6 лет после событий. За них художник получил немалые деньги от королевской канцелярии. Но то, как выполнены эти полотна, не позволяют заподозрить Гойю в меркантильности. Просто художнику в тяжелое послевоенное время пришлось, как и многим «затянуть потуже ремень». К этому времени французы уже ушли из Испании, и произошла реставрация испанской монархии (Фердинанд II возвращается на престол).

 «ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808 ГОДА» (1814). Сцену восстания художник воспроизводит по памяти. Вот уж поистине «смешались в кучу кони, люди» в этот кульминационный момент противоборства горожан и французской армии.
Полотно наполнено динамикой, необузданным порывом толпы. Яркие, сочные краски лишь усиливают динамизм ситуации. Потоки алой крови заливают мостовую.  За мгновение свободы бунтовщики платят своими жизнями.

 «РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ 3 МАЯ 1808 ГОДА» (1814). Расстрелы производили ночью, и мы это видим. Сумрачная ночная атмосфера усиливает ужас происходящего. Гойя прекрасно справился со своей задачей: подчеркнул, возвеличил мужество соотечественников.
Да, им  страшно, но они не сломлены. Палачи напоминают безликие заводные игрушки. Главный герой в белой рубахе хочет своим движением как бы защитить собой всю Испанию.
 «САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ»  И ДРУГИЕ (1820-1822). На стенах своего дома («Дома Глухого») Гойя создает фрески (масляной краской по специальному грунту) – это 14 картин, известных под названием «Черная серия». Позднее фрески перенесли на холст.
Одной из самых страшных картин серии можно смело назвать «САТУРН, ПОЖИРАЮЩИЙ СВОИХ ДЕТЕЙ» (1820-1822). История Сатурна (Кроноса) и его детей. Сатурн – верховный бог – правитель, олицетворяющий всесильное, всепоглощающее время, - узнал о страшном пророчестве (рассказать). Он проглатывал (поедал) своих детей. Спастись удалось лишь Юпитеру (Зевсу), отец съел вместо него камень, который подала ему жена. Фреска Гойи поражает безжалостным натурализмом. Перед нами обезумевший маньяк-людоед.

 «ДВОЕ СТАРИКОВ, ПОЕДАЮЩИХ СУП» (1820). Картина внушает не меньший ужас, чем «Сатурн». Перед нами двое монстров, чей пол невозможно определить. Возможно это те самые демоны, которые съедали душу и разум художника.

 «ШАБАШ ВЕДЬМ. ВЕЛИКИЙ КОЗЁЛ» (1820-1822). После двух ранее описанных картин «Шабаш ведьм» кажется чем-то довольно безобидным, несмотря на пугающее название. Художник изобразил черную массу, которую возглавляет сам Сатана в образе огромного козла. Его фигура темным пятном выделяется на фоне ведьм. Кажется, что прототипы для своих героинь художник подсмотрел в сумасшедшем доме. Это были последние картины, созданные мастером в Испании.
Потом в Бордо (Франция) художник создает несколько радостных солнечных полотен.
Но специалисты до сих пор не могут разобраться, какие из них подлинные (например, «Колосс»). И мы будем ждать момента, когда они разберутся, и зрители смогут любоваться последними шедеврами мастера.
Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по залам Прадо. По испанскому преданию, ночью призраки художников сходят со старых холстов и разгуливают по роскошным залам музея, для того, чтобы к утру вновь застывшими красками встречать зрителей.
Познакомившись с историей музея и некоторыми шедеврами, мы соприкоснулись с целой эпохой, когда правили короли мудрые и не очень, и царили великие живописцы.


Рецензии