Рождённая на стыке веков 22 глава

     Ночевать Даша не пришла, я не знала, что и думать. Мысль о том, что она в первую же ночь могла остаться с Мирзой, пугала меня.
     - В конце концов, они взрослые люди, о чём я беспокоюсь? Не настолько же Даша легкомысленная, чтобы... - думала я, засыпая.
     Утром, проснувшись в шесть часов утра, я машинально пощупала постель рядом с собой. Открыв глаза, я убедилась, что Даши рядом нет, она так и не пришла домой. Разбудив сына, я поставила чайник на плиту, потом вместе с сыном мы зашли в ванную, умылись, почистили зубы зубным порошком и я вытерла ему лицо и руки.
     - Иди, одевайся, сынок, нельзя опаздывать. А я завтрак приготовлю, - целуя ручки Абдуллы, сказала я.
     В детском саду давали завтрак, но я, как любая мать, думала, что мальчик должен хорошо питаться. Позавтракав, мы вышли из квартиры, ключ я сунула под половик перед дверью.
     С утра стояла жара, лето было в разгаре. Хорошо, не нужно было ждать трамвая или автобуса и садик, и завод находились сравнительно недалеко от дома. Феруза стояла возле дверей группы и встречала детей.
     - Здравствуйте, проходите. Абдулла, как спал, малыш? Ты зубки почистил? - ласково спрашивала девушка.
     - Два раза. Вечером и утром. И букву А, и букву Б я выучил, - совершенно по-взрослому, ответил Абдулла.
     - Какой же ты молодец! Ну иди в группу, я скоро приду, - сказала Феруза, погладил сына по головке.
     - Спасибо Вам, Феруза. Я побегу, не хочу на работу опаздывать, - сказала я, уходя.
     - За что спасибо-то? Это моя работа, а детей я очень люблю. До вечера, Халида опа, - громко ответила девушка мне вслед.
     Где Даша, я не знала, подумала, спрошу у Мирзы. Я поздоровалась с дядей Мишей и прошла через проходную во двор. К моему удивлению, во дворе меня ждал Мирза.
     - Халида? - окликнул он меня, так как я быстро, не оглядываясь, шла к цеху.
     - Мирза? Вы? А Даша где? - спросила я, подходя к нему.
     Он стоял в тени под деревом.
     - Даша... Я договорился в школе, она сегодня первый день вышла на работу.  С утра напишет заявление и будет преподавать в младших классах. Мне поговорить с тобой нужно, до смены есть ещё полчаса, - сказал Мирза.
     - Здорово. Даша так этого хотела. Но её ночью не было дома... с ней же всё хорошо? - проходя в тень, под тутовое дерево, спросила я.
     - С ней всё хорошо, не волнуйся. Она осталась у меня. Только ты не подумай, между нами ничего не было, Даша не позволила. Мы просто долго разговаривали, потом я постелил ей на диване, сам лёг на раскладушку, - сказал Мирза, внимательно глядя мне в глаза.
     Видимо, хотел понять, как я отреагирую на его слова. Я минуту молчала, опустив голову. Потом пристально посмотрела на него.
     - Даше пришлось нелегко в этой жизни, Мирза... Очень нелегко. Она потеряла мужа и дочь, потом этот лагерь, а до лагеря... эти ублюдки, что издавались надо мной, проделали с ней то же самое. Эта травма на всю жизнь,  Вам, наверное, этого не понять. Прошу Вас, не делайте ей ещё больней, - сказала я.
     - Могла бы мне этого не говорить. За один вечер, Даша стала для меня роднее всех. Конечно, я её ещё плохо знаю, но... часто, общаешься с человеком многие годы и в конечном итоге понимаешь, что совсем его и не знал. Бывает и наоборот... Один день - и вся жизнь. Кажется, я влюблён, Халида. Я уже не молод и у меня нет времени на ухаживания и прочие тонкости. Хочу сегодня попросить Дашу переехать ко мне. Как ты думаешь... она согласится? - спросил Мирза.
     Я опешила от его слов, этого я, конечно, совсем не ожидала.
     - Вы оба взрослые люди, я... я... даже и не знаю, что сказать... Это должна решать только Даша. И что значит, переехать к Вам? В качестве кого? - спросила я.
     - Я неправильно выразился, ты права, решать ей, я имел ввиду, выйти замуж за меня. Конечно, нужно заявление в ЗАГС подать и прочее, ладно. Сам сегодня с ней поговорю. Пошли, время, - сказал Мирза, посмотрев на часы на стене административного здания.
     Я молча пошла следом за ним. Мысли путались в голове. Если Даша согласится выйти замуж за Мирзу, я, наверное, должна буду освободить её квартиру. Без хозяйки, мне не дадут там проживать.
     - Очень интересный поворот. Что ж, главное, чтобы они были счастливы, а Мирза очень хороший и любить он умеет, я это видела, когда он жил с опажон, - думала я, поглядывая на широкую, крепкую спину Мирзы в рабочем халате.
     До обеда он не подходил ко мне, а когда прозвучал гудок, он, наконец, подошёл.
     - Обедать пошли, - не взглянув на меня, сказал Мирза.
     Я вытерла руки тряпкой, смоченной в керосине, потом вымыла их под краном в углу, у стены и пошла за ним. За столом мы молчали, хотя я всё ждала, что он снова начнёт тот разговор, но Мирза ел молча. И я не стала возвращаться к той теме. Поев, мы вернулись в цех.
     Рабочий день тянулся долго, как никогда. Спина затекла, ноги гудели, да и рук я почти не чувствовала. Постоянно сидеть в одном положении,было нелегко. Раньше, вроде и не замечала этого, а сейчас, ощутимо болело тело. Конечно, годы и перенесённые  трудности, и душевные, и телесные, оставляют свой отпечаток, но я не думала, что так трудно будет работать.
     Закончив свою смену, я не стала дожидаться Мирзу. Прошла в душ, ополоснулась и переоделась. На проходной, я издалека увидела Дашу.
     - А она светится от счастья. Лицо такое... красивее, что ли, стала... - подумала я, приближаясь к ней.
     - Даша? Рада видеть тебя. Как ты? Мирза сказал, ты уже в школе работаешь, рада за тебя, - сказала я.
     - Ой, Халида! Ты обижаешься на меня, да? Ну прости, прости, прости, - крепко меня обнимая и закружив, воскликнула Даша.
     Она была заметно возбуждена и всё время поглядывала через проходную во двор. Дядя Миша, смотрел на нас и улыбался, будто понимал, о чём речь.
     - Что мне обижаться? Просто, волновалась за тебя, вот всё. Мирза сейчас выйдет, он в душе. Послушай, Даша... ты, конечно, взрослый человек... Старше меня, но... Мирза хочет жениться на тебе. Всё так быстро произошло, ты не находишь? - спросила я. 
     Даша будто и не слышала меня, она радостно улыбалась и смотрела мимо меня. Обернувшись, я увидела Мирзу.
     - И кому я говорю... - пробормотала я.
     - Даша, ты прости, но мне за сыном нужно идти. Пока, - сказала я, собираясь уйти.
     - Пока, Халида. Увидимся ещё, хорошо? - произнесла Даша, даже не взглянув на меня, голос её дрожал.
     - М-да... кажется, дело серьёзное, - пробормотала я, улыбнувшись.
     Абдулла меня уже ждал, сидя на скамье во дворике детского сада. Он был один, что меня очень удивило.
     - Абдулла? Сынок? Ты почему тут сидишь? А воспитательница где? Детей не осталось, что ли? - спрашивала я, поднимая сына со скамьи и обнимая.
     - Феруза Файзулаевна только что зашла в группу, я захотел подождать тебя тут. Детей не осталось, сегодня же суббота, короткий день, так сказала Феруза Файзулаевна. А Серёжу мама повела есть мороженое. Он сказал, что ты не поведёшь меня... это правда? - по-серьёзному спрашивал Абдулла.
     Я хотела ответить, но вышла Феруза и подошла к нам.
     - Всё хорошо, Феруза? Мой сын сидел тут один, я испугалась, подумала, случилось что-то, - спросила я.
     - Ничего не случилось, Халида опа. Меня позвали, я на минутку отлучилась, - ответила Феруза.
     - Ладно. Мы тогда пошли... в кафе, мороженое есть. До понедельника, Феруза, - подмигнув сыну, который радостно смотрел на меня, подняв голову, сказала я.
     - Пока, Абдулла! Зубки чистить не забывай, - сказала Феруза, помахав сыну рукой.
     - Абдулла... ты с ребятами подружился? Тебя никто не обижает? - спросила я, держа сына за руку.
     - Подружился. Я и в детском доме дружил со всеми ребятами. Я сам любого обижу, пусть только попробуют, - я почувствовала, как в моей руке, Абдулла сжал кулачок.
     Я остановилась и посмотрела на сына.
     - Силу, сынок, нужно использовать во благо, а не против слабых. Ты должен защищать, а не наказывать обидчика. Запомни, сынок, любое дело, можно решить по-доброму. Ты понял меня? - спросила я, присев на корточки перед Аблуллой. Он внимательно посмотрел на меня, по-взрослому вздохнул и кивнул головой.
     - Да, понял. Только если меня ударят, я молча стоять не буду, дам сдачи, - совершенно серьёзно ответил Аблулла.
     Это выглядело и смешно, и забавно, но я вдруг вспомнила, чей он сын и сердце моё сжалось. Я крепко обняла сына и прижала к себе.
     - Аблулла, сынок... давай поговорим об этом дома, хорошо? Мы же мороженое идём есть, пошли, - поднимаясь и взяв сына за руку, сказала я.
     Но вдруг, на другой стороне дороги, куда мы собирались пройти, я увидела Хадичу, она смотрела на меня и увидев, что и я смотрю на неё, помахала мне рукой. Я пошла через дорогу, хотя совершенно не имела желания с ней разговаривать.
     - Халида? Здравствуй. А я на завод шла, не знала, где ты живёшь. Мне с тобой поговорить надо. Может присядем на скамейку? - спросила она, показывая на скамьи вдоль тротуара.
     - Вообще-то, мы с сыном идём есть мороженое. Тут кафе недалеко, хотите, пошли с нами, - сказала я.
     - Ладно, только я не надолго. Я дочку соседке оставила, ты её знаешь... жена Григория. Она уже не молодая, а Салиха непоседа, боюсь, не справится с ней, - сказала Хадича.
     Она явно волновалась.
     - Хорошо, давайте присядем. Аблулла, мы поговорим с тётей Хадичой, мы быстро, хорошо? Потом мороженое пойдём есть, - присаживаясь на скамью, сказала я сыну.
     Ребёнок недовольно посмотрел на Хадичу. Она села рядом со мной. Раньше, платок с её головы не спадал, сейчас, на голове была красивая причёска, даже губы накрашены, я поправила платок на своей голове и в ожидании посмотрела на неё.
     - Халида, я поговорила с Колей... он сам, оказывается, хотел, чтобы я с дочерью переехала в отдельную квартиру, представляешь? Мы хотим переехать на следующей неделе. Теперь будет своя кухня, туалет и даже ванная. Коля показал мне квартиру, только обставить её осталось. Так что... ты можешь переехать в свою. Мебель, занавески, ковёр и кое-какая посуда, остаётся. Ты ведь рада? - кажется, Хадича была довольна собой.
     Я уставилась в землю.
     - Какая щедрость. Спасибо. Но это не окупит всю боль, страдание и годы, проведённые в лагере, нет. Нет, Хадича, мне ничего не нужно. Ни мебели Вашей, ни ковра, ни занавесок. От Вас я ничего не приму. И в квартиру, в которой Вы  припеваюче жили семь лет, я тоже переезжать не буду. Если у Вас всё, нам пора. Пошли, сынок, - резко встав со скамьи, сказала я.
     Хадича была растеряна, наверное, она думала, что я от радости брошусь её обнимать и благодарить. Слёзы душили меня.
     - Но почему, Халида? Ты ведь сама просила! - крикнула мне вслед Хадича.
     Я остановилась, немного выждав, собралась с мыслями и вернулась к ней.
     - Неужели непонятно? Ну да, конечно. Куда Вам, с сытой, довольной жизнью, понять, что приходится выносить в застенках КГБ, а потом, годы в лагерях, где время, словно остановилось. Я никогда не хочу Вас больше видеть, слышите? Никогда! - я почти кричала, напугав этим Аблуллу.
     Он прижался к моей ноге и замер. Я присела и обняла его.
     - Прости, сынок, напугала тебя, да? Пошли, родной, - сказала я и крепко взяв сына за руку, быстро пошла по тропинке в сторону кафе.
     - Ну и ладно! Как хочешь. Больно надо. Если ты в лагере сидела, я тоже должна была сидеть? Не повезло тебе, не моя вина. Да пошла ты... - слышала я выкрики за своей спиной.
     Слёзы душили меня, сама не знаю, почему, но так мне стало обидно!
     - Что это я, в самом деле... Пора уже забыть этот проклятый лагерь. Вон, Дашка... Никогда не вспоминает, а ведь и ей нелегко пришлось. Или я такая злопамятная? - я тихо разговаривала сама с собой.
     Увидев кафе, Аблулла вырвал свою руку из моей и побежал к кафе. Он быстро сел за свободный столик.
     - Мама? Иди сюда, я уже сел, - крикнул малыш, вызывая у меня улыбку.
     - Ты мой хороший. Только бы ты не был характером в того гада, - пробормотала я.
     Когда я села за стол, подошла полноватая женщина в белом переднике в сборку, с воланами на подоле и чепчиком на голове.
     - Есть сливочное и фруктовое. Какое желаете? - сходу спросила она.
     - Мне и сливочное и денег фруктовое, - заявил Аблулла.
     Я невольно пощупала мелочь в кармане, прикидывая, хватит ли нам на мороженое.
     - Принесите, пожалуйста, два фруктовых и одно сливочное, - попросила я.
     Женщина, ничего не сказав, быстро ушла.
     - А у тебя горлышко не заболит, сынок? - спросила я, наклонив голову к сыну.
     - Знаешь, сколько я могу съесть мороженого? Во сколько! - сказал Аблулла, показывая мне свои маленькие пальчики, растопырив их.
     Я засмеялась. Вкус мороженого был мной давно забыт, да и ела я его пару раз в жизни. Женщина вернулась с подносом в руках, на котором стояли три никелированные вазочки с мороженым и ложечками. Я дала мелочь, она вернула мне копейку. Мы сидели с Аблуллой, я ласково вытирала ему ротик и просила есть медленней.
     - Аблулла, сынок, не торопись, ешь медленно, - уговаривала я его.
     Домой мы не торопились, нас никто не ждал. Правда, нужно было готовить ужин, сыну нужно было поесть. Мы посидели часик и поднялись.
     - Что кушать будем, а, сынок? - спросила я.
     - Я макароны люблю, - заявил Аблулла.
     К счастью, свет не отключили и я быстро поставила воду на плиту, бросив в неё немного соли.  Минут через сорок, Аблулла с аппетитом ел жареные макароны
     Даша не пришла и этой ночью, но я уже знала, что она вместе с Мирзой и не так уже волновалась.
     Утром вставать рано было не нужно и мы с Аблуллой, обнявшись, проспали до десяти часов. Весь день прошёл за уборкой, стиркой и готовкой обеда. Мы только с Аблуллой сели пообедать, как в дверь постучали. Я с недоумением посмотрела на Абдуллу.
     - Кто же это может быть, в воскресный день. А? - спросила я, скорее себя, нежели сына.
     Но он приподнял плечи и пожал ими, скорчив удивлённое лицо, потешно поводив глазами.
     - Не знаю. Может дракон пришёл, чтобы нас съесть? - шёпотом спросил Аблулла.
     Я едва не засмеялась.
     - Сейчас мы это посмотрим. Не бойся, малыш, мама с тобой, - шёпотом ответила я ему и пошла к двери.


Рецензии