Письмо матери В. Шукшина. 1977 г

фото:  1.Портрет В.М. Шукшина. Художник Юрий Ракша.Рисунок с натуры.
       2.Одно из писем М.С.Шукшиной писателю И.Е. Ракше. (Бийск - Москва).
       3.г.Бийск. Писатель И. Е.Ракша в гостях у М.С.Шукшиной. Рядом - сосед 
 
                ПИСЬМО МАТЕРИ В.ШУКШИНА. 1977 г.

         В этом 2019г. в июле великому чудо-писателю, актеру и режиссеру Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 90 лет. Так сказать, юбилей. И уже минуло почти пол века со дня его смерти. Думаю, на Алтае в его родном селе Сростки на ежегодных "Шукшинских чтениях", где и я когда-то бывала, дата юбилея будет особо отмечена. И гостей будет много. Светлый, радостный, воистину народный праздник. Почти гулянье. Жаль, не будет там его ярких друзей Буркова,Белова, Ванина, Клыкова...А где Заболоцкий-то? Умница и талант?..
 
     А передо мной вот лежит письмо.         
     Оно давно прислано мне. На стареньком конверте почтовые печати. Данные отправления и приёма. "Бийск-3, Алтайский край, Красноармейская улица 174, квартира 250, Шукшина М.С. Отправлено было в 14 часов 2-го 77-го года. Ой, это время уже на московской печати.  А отправлено из Бийска, печать Бийская, 10-го 2-го 77-го в 14 часов. В Москве же получено 14-го 2-го 77-го в 16 часов. Получено мной, Москва ул. Черкизовская 8.корп 2 . кВ. 177. Внутри страница из школьной тетрадки. Чернила синие. Буквы корявые. Ни запятых, ни точек. Да и заглавных букв почти нет. Шли годы, десятилетия. Я много думала, стоит ли мне обнародовать это? Участники событий давно уж почили. Но в этом письме бесценные данные. Сама правда истории, правда характеров разных героев, правда времени. Не будь этой эпистолярной правды, потомки не знали бы многого из судеб великих мира сего.
     Так и представила Марию Сергеевну в платочке, в очках, в чистой комнатке сплошь увешанной портретами любимого сына, склонившуюся над столом за этой "нелёгкой работой". И вот что она пишет.. Разобрать ее, дорогой мне, полуграмотный почерк было трудно. Но я всё же справилась, расшифровала текст до буквочки. (Знаки препинания мои. И.Р.).

                *    *    *

     Добрый день, дорогие мои Ирина и Юрий, Анечка. С поклоном М.С. Милая и я назову родные Ирина, и я всех тех людей называю родным человеком, кто нас хочет навестить и не забывает моего дорого сына и меня находит. Я очень рада, хотите приехать с Анечкой. Вот правильно будет. Они все сделают, что нужно (имеются в виду кураторы из райкома партии. И.Р.). Куратор рада будет. Ну а мне, Господи, да в каком бы я не была состоянии, больная я или получшала, все равно приезжайте, я буду рада. До слез я рада. Вот люди чужие не забывают. Свои не хотят. Все потеряла: и сына милого, и внуков. Никто они мне словечка не напишут. Знаться не хотят, как будто я их совсем не стою. Нет, дай Бог им быть такой матерью, в каких я условиях своих детей растила. Не дай Бог такого сна видеть. А как бы... А как они живут, так дурак бы ростил. Не двух можно, а пятерых. Она ведь и Лида не напишет. Я уж так не хочу обнародовать, мне жалко сына. Все спрашивают, как сноха относится. Да хорошо, говорю. Не помогает, и письма не напишет. Даже на мое письмо не ответит. А Вика и вовсе. Им никто не нужен. Им нужны только деньги, а не родство. Никому я не пожаловалась. Вот только дорогая Ирина Е. вы Васю хорошо знаете. Как родным, открыла свою душу перед вами. На моем месте другая бы жадная, не то бы, конечно, было. Я не хочу, Бог с ними. У меня от старого страдания сердце не очистилось, думала: выращу детей, может, полегче будет. А вот оно, какое несчастье настигло, всем горем горе. У меня все старое из головы вытеснило вот это горе. Все это
неутишимое горе. Старые все заглушило страдания. Рвет сердце неутишимая боль. Так вот, думаю, заслужил он, покойный дитенок мой... (Тут неразборчиво.И.Р.). Лида, да ей бы, ей нужно память хранить, с чего начала жить? Ох, не могу вспоминать. Посадила на готовую машину (речь о машине В.Шукшина, сразу же отданной Л.Федосеевой новому мужу М.Аграновичу.И.Р.)... мужика кататься, а кто вырастил, выучил, остались в стороне. Не дает нисколь... чёрт с тобой. Да хоть бы добрым словом отбояривалась, а то и этого нет. Ну вот, Ирина, я кое что из своих тайных рассказала. А Вы, дорогая, прошу, да никому не говорите, неудобно. Не хочу я этого, моя родная. Андрону его я звонила, он говорит, на днях снимки сделаю и вышлю. А я знала, что может через год, а то и совсем никогда. Ну, дорогие мои Юрий, Ирина, Анечка, до свидания, дорогие мои. Будьте здоровы. С глубоким уважением к вам Мария С. О себе я забыла. Я всю зиму болею, оно ведь давление не вылечивается. Лекарства есть, я уже отравила сердце этими таблетками. Я забыла или подумала положить карточку Васину. Если нет, я пришлю. Марина-то вышлет. Ну вот я и забыла. Напиши хоть слов пять. Вам-то некогда, работа. Ну буду вас ждать с дочкой. Мне бы маленько полегчало...

                *    *    *

 Без слёз я это письмо читать никогда не могла. И другим не давала. Как и просила Мария Сергеевна. Но мало ли что просят уходящие? И уничтожить просят, и умолчать,  и сжечь и пр. И если бы это всё выполнялось, то человечество лишилось бы многих бесценных знаний, многих творений.. Да и со дня написания этого ВЕЛИКОГО ДОКУМЕНТА ВРЕМЕНИ прошло почти пол века. Уверена, грядёт время, когда его (как и многие прочие письма матери Шукшина) будут  изучать и писать по ним диссертации. А незабвенная Мария Сергеевна в своих строчках будет ещё жить и жить.
И нынче адекватный читатель не может этого не понимать.
Писем у меня было четыре. Все сканированы. Бесценные оригиналы сданы в гос.архив).


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.