Когда строку диктует чувство...

                (Размышления о творчестве А. И. Глазунова)   
 
       Слова  В. А. Воронова, известного  ростовского писателя, «…из него рвётся поэзия, музыка, одержимость…», очень верно характеризуют творчество А. И. Глазунова, члена Союза писателей России, сальского поэта и прозаика. 
Да и кого оставят равнодушными такие строчки, которые, по-моему, стали девизом для самого автора:

Не звенеть, не гореть и добро не творить  -
То тогда на земле разве стоит нам жить?

       Познакомившись   со всеми книгами Алексея  Ивановича Глазунова,  я не пожалела об этом, т. к. его произведения тронули мою душу, заставили о многом задуматься. На страницах его книг я нашла то,  что именно сегодня, сейчас, в данный момент способно утешить человека, поддержать в трудную минуту. Его произведения заставляют думать об окружающем нас мире, учат любить свою родину, быть искренними в выражении чувств, неравнодушными к чужой жизни. Воспитывают умение разбираться в людях.

      Поэтический дебют молодого поэта, ставшего победителем литературного областного конкурса среди сотен участников, состоялся в 1983 году на страницах ростовской газеты «Комсомолец».
       Анатолий Азовский, ростовский писатель, увидел в произведениях начинающего автора «программу на всю жизнь. Справится ли он с ней  – покажет время!» И время показало: справился!  В его первых стихах отображены и труд хлебороба, и свет новой жизни в знаменитых сальских степях, и исторические истоки этого света…

 
Задохнувшись от вихря атаки,               
Ты проснёшься и вскинешься вновь…      
А в степи – то ли алые маки,               
То ли павших будёновцев кровь.
Как же надо прожить, не сломаться,
Закалить свою душу в огне,
Что б и в семьдесят               
Так же, как в двадцать,
Быть во всем и всегда «на коне»
 
       Наверно, не случайно и члены жюри, и любители поэзии оценили подборку стихотворений, опубликованную в выпуске газеты «Комсомолец».   И действительно,  перечитывая первые произведения, я поняла: передо мной  яркая индивидуальность, поэт, обладающий сильным и своеобразным видением мира, широтой и дерзостью, умеющий различать добро и зло:

Промокший, брел я по степи в забродах
С единственным желаньем – сбить озноб,
Но все сильней ярилась непогода,
И спрыгнул я в заброшенный окоп.
Пахнуло плесенью, древесной гнилью,
И вдруг увидел я монеты круг.
На ней – стервятник зло раскинул крылья,
И свастика застыла, как паук.
Я замер: мне пройти она мешала
И устрашающий ее был лик,
Как будто мина ржавая лежала,
Готовая взорваться в каждый миг…
Как будто бы возник передо мною
Фашист. С ним автомат наперевес,
Он скалился и жил еще войною,
Мир ненавидя весь.
Монеты… так зачем они на свете?
Кто говорит – для жизни, для добра,
А эта же чеканилась для смерти,
И сколько жизней здесь оборвала…
И, вверх швырнув зловещую монету,
Под крик взлетевшей стаи воронья
Я разрядил заряд в нее дуплетом
Из дедовского верного ружья.
 

       Стихотворение «Монета» - о мирной жизни. Но тема исторической памяти, войны, воплотившейся в немецкой монете, на которой «свастика застыла, как паук», - это олицетворение зла на земле, мимо которого нельзя пройти равнодушно.
      Отголоски войны услышала  я  и в стихотворении «Дед Матвей». Это рассказ о  судьбе его двух сыновей-солдат, которые «через поле дорогою к дому все шагают с проклятой войны». А. Глазунов ярко описывает жизнь героев, события. И у меня  в воображении невольно создалась картина происходящего:

 
Дед стоял у обрыва под ветрами.
Были б силы – ну как тут не спеть!
И смотрел он глазами бесцветными
Молчаливо на рыжую степь.
Что он видел в ней, знойной и выцветшей?
Не понять было нам, детворе.
Что влекло старика к речке высохшей
Каждый день на вечерней заре?
 

   А. И.  Глазунов глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. Именно поэтому появились такие строчки:

 
Степь полынью настояна горькой,
Там, где дед мой сражался в бою.
А былое годами не стерто –
Снова память тревожит мою.
Боль и раны травою покрыты…
Юность деда я помню всегда!
Из буденовки, шашкою сбитой,
Не тюльпан прорастает – звезда.
 

    Но поэт уверен, что не напрасны были подвиги отцов, что нынешнее поколение должно чтить память павших в бою:
 
Наклонилась весенняя зелень
Над холодной, над скорбной плитой…
Сколько жизней легло в эту землю,
Чтоб моя вознеслась над землёй!
 
                «У обелиска»
      А. Глазунов утверждает, что жизнь невозможно уничтожить. Жизнь -  это мир, который мы обязаны беречь:
Нам не простят ни сыновья, ни дочери.
Коль не познают сути жизни  всей…
«Мир – всем»

     Анатолий Азовский, представляя А. Глазунова на страницах газеты  «Светлый путь», так писал о нём: «Стихи его подкупают искренностью, достоверностью. Образность их не ошарашивает читателя экзотической яркостью, она скромна, как цветы и травы донщины, но каждый эпитет, каждое сравнение играют на основной смысл, идею стихотворения в целом, наполняя его естественным колоритом и глубиной: за каждой строчкой - действие чувств, человеческие переживания. А это  и есть поэзия!»

       Встретившись с Алексеем  Ивановичем, я поняла, что он глубоко чувствует любовь и к родной земле, и  к родной природе. Она мила его сердцу во все времена года.      Неожиданной   находкой стало для меня стихотворение «Одиноко в поле снежном».  Картина зимы -  дремлющее заснеженное село, сонные скирды снега, тихое мерцание звёзд - так контрастны   мчащимся по снежному простору коням!

Одиноко в поле снежном
Скирды сонные стоят,
С неба звёзды смотрят нежно,
Синий свет земле дарят.
Между куцых лесополос,
Утопающих в снегу,
Протянулася дорога
К задремавшему селу…
И летят, скрипя, полозья,
И мороз крепчает в ночь,
Мчатся кони, дышат грозно:
«Эй, луна, катись ты прочь!»
Снег летит с копыт, как искры
От бенгальского огня,
И теперь- то страсти быстро,
Коль захочешь – не унять!
Впереди гнездятся хаты,
Словно белые грибы,
Всех согреют, всех охватят
Островки тепла в степи.
Оглушённый  свистом ветра,
Осадил коней седок,
Бросил в сани рукавицы,
И скорей на огонёк.
У порога ждёт невеста,
Дверь распахнута – входи,
И все горести, невзгоды
Остаются позади!
 

     Лошади так быстро несутся, что «снег летит с копыт, как искры от бенгальского огня».
Автор  восхищается и осенью и (что очень интересно)  находит в ней отражение своего чувства любви к женщине:
 
Ах, как же осень колдовски красива,
Она мои запутает пути,
Заполонит – шагнуть бы, да не в силах,
Заворожит – и глаз не отвести.
 
       Герой ощущает прелесть осенней природы, находя точные сравнения («сыплет листья, словно конфетти») и грустит, тревожится:

 
Но осень о любви моей не спросит,
Подует ветром и уйдёт одна…
Я не хочу, чтоб ты была, как осень,
Прекрасна,  а душою холодна.
 

       Лирический герой в его стихотворении – личность мятущаяся, ищущая уверенности в своих чувствах, как бы спорящая с  собой. Он убеждает свою любимую в том, что осень – это  время гармонии чувств, настоящего человеческого счастья:

 
Осень. Ну и что же, как осень?
Холода. Ну и пусть холода!
Всё равно ведь в глазах твоих просинь,
Всё равно я в ответ слышу «Да».
И один на двоих плащ набросив,
Мы по радуге листьев бредём.
Все обычно грустят, если осень,
Ну а мы… нам нельзя! Мы – потом.
Осень. Ну и что же, как осень?
Устлан, словно ковром тихий сад.
Листопад - это ж здорово очень.
Это сыплет на нас счастьепад!
 

     Уходит осень, ковёр из трав теряет яркий свой цвет, но на пороге года – зима,и «столько волшебства есть в зимнем глянце!»
     Любуясь цветеньем деревьев, А. Глазунов прославляет и  весну. Его стихотворение «Весенний голос» - это гимн  солнцу, свету, любви к родной земле. Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы  наполняют это стихотворение, придают ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание.
 

И что мне возраст, коль сад цветёт,
Душистый воздух я пью, как мёд.
И сердце чаще стучит во мне,
Какое счастье жить на земле!
Продлить бы вёсны, дарить добро!

Расплавить звёзды на серебро!
Рассыпать росы по травам в зной,
Пусть вьются розы вокруг стеной.
Пусть жизнь стремится вперёд, вперёд,
И манят птицы, и даль зовёт!
 

       Читая стихотворение о весне, я ощущала чарующую красоту родного края, слышала песню пробуждения природы.
     1985 год.  Газета «Сальская степь» в статье «Бенефис поэта» так характеризует А. Глазунова: «Человек разносторонних интересов и тонкой души, он со школьных лет активно проявляет себя в музыке и поэзии: играет в оркестре народных инструментов, пишет стихи. Последние годы – серьёзно. Тема его творчества – окружающая жизнь. Поэтому строки автора осязаемы, конкретны»:

 
Отец шагал среди селян
Из лавки по станице.
И нес новехонький баян,
Как будто бы жар – птицу.
А дома, горечи полны,
Глаза и голос мамы:
«У Леньки рваные штаны,
А Любке туфли малы…»
На слезы маминой беды
Отец и не ответил,
Он молча, трогая лады,
Мелодию наметил.
И музыка – как всплеск зари!
И мы – кто лучше спляшет!
А мама, стоя у двери,
В глазах улыбку прячет,
И каждый был в семье у нас
У музыки во власти,
И в доме нашем в этот час
Невзгоды все – на части!

                «Счастье»
 

     На мой взгляд, поэзия Алексея Глазунова – высоконравственная, в ней нет рабской зависимости от общепринятых суждений, трафаретов, инерции мысли. Его создания – стихи – живут собственной самостоятельной жизнью. Они излучают свет, а не то, что видно при свете.
      Регулярные выступления со стихами  приносят А. Глазунову известность.
И всюду – слова благодарности за творческую деятельность. Его стихи, обращённые к нам, читателям, звучат как призыв «творить добро», не быть равнодушными, не тлеть, а гореть:

Если прятать глаза, когда рядом беда,
Если трудно сказать другу правду всегда,
Если будешь вдруг ты неудачей пленён,
И не верить в мечту, и не лезть на рожон,
Не звенеть, не гореть и добро не творить –
То тогда на земле разве стоит нам жить?

        С большим интересом  прочитала я изданную  в 1996 году первую  книгу стихотворений «В ожидании высоты». В неё вошло более 100 стихотворений, в которых автор ярко выразил любовь к родной природе, преданность отчей земле. «Энергичный и впечатлительный, эмоционально-страстный и философски-сосредоточенный» - таким, по мнению Василия Воронова, бывшего в то время  председателем Союза писателей Ростовской области и членом Союза писателей России, предстаёт перед читателями поэт Глазунов. Темы стихов этого сборника – жизнь и смерть, добро и зло, разлука и любовь:
 

Какая ночь! Какие звёзды!
И мы не чувствуем земли.
Какие птицы вьют там гнёзда,
В чужой заманчивой дали?
Загадка Космоса извечна,
Кто знает, что же впереди?
За руки взявшись, в бесконечность
Бежим по Млечному пути.
С Большой Медведицею рядом
Я звёзды черпаю ковшом,
И ты под звездным водопадом
Стоишь в восторге нагишом.
Слова любви, признаний – где вы?
Эх, только б не сойти с ума!
И не созвездие ты Девы,
А Дева звёздная сама!
И столько праздничного света,
И столько в душах чистоты!
Да разве б я один заметил
Безумство звездной красоты?
 

      Наблюдаю за каждой строчкой, за каждым движением чувств и понимаю:   стихи о любви у Глазунова проникнуты глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Кажется, что сам автор ещё и ещё раз переживает живущие в душе лирического героя чувства, под влиянием которых родятся вдохновенные, задушевные строки:
 
Был снежный вечер, музыка и фрукты,
Смотрела ты мне пристально в глаза,
И с нежностью моих касалась рук ты,
А я не смел «люблю» тебе сказать.

Дотрагивалась к дольке апельсина
Губами жаркими, дыханье затая…
И вспыхнул дальний свет в небесной сини,
И понял я – звезда взошла моя!
                «Вечер»
 
        Эти строки из нового сборника стихотворений, который вышел в 2003 году. Стихи о любви собраны в рубрике «Вдвоём». В них личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Автор высоко ценит в женщине силу чувства и утверждает её право на личное счастье, на борьбу за него. Для поэта любовь – это «синева небес», это радость и восторг:
 
Украду я тебя у осени,
Украду у студёной зимы,
Увезу в весенние просини,
Где вдвоём будем счастливы мы.
Где тюльпаны с душистою мятою
Нас заманят в невиданный край,
Где любовью шальной, необъятною
Опьянит зеленеющий май.
Мы закаты с рассветами спутаем…
Я туман пред тобой расстелю
И зарёю атласной укутаю,
Да на память тебе подарю!
 
                «Край невиданный»
 

        Лирический герой Глазунова ищет прочные органичные связи человека с миром и находит их в любви. Только в состоянии любви мир кажется  ему светлым, а окружающая жизнь – прекрасной.
       В вышедшей в 2005 году повести «Журавлик» автор рассказывает о самой искренней взаимной любви, «которую не всем удаётся испытать». Герой встретил такую женщину, о которой мечтал всю жизнь. В Эле он увидел ангела. «Размеренной жизни пришёл конец. Во времени царил хаос. Автор пишет: « В его системность и налаженность жизни ворвалась анархия. Но анархия желанная, страстная, бурлящая». В одном из стихотворений А. Глазунова я увидела отражение этого чувства. Для меня это было открытием:
 
Понял вдруг, что в любви нету брода.
Утонул я – не выплыть вовек,
Утонул в синеве небосвода,
Но с тобой не сомкнул своих век.
Заплетал в твои косы я радугу,
И над степью мы плыли вдвоём,
Но случилось, что падал… Оврагами
Сквозь терновник я плёлся в  свой дом.
Знаю: ветер завоет волчицей
Над моею нескладной судьбой;
Но готов на тебя я молиться,
На колени упав пред тобой!
Но готов я быть даже распятым
На кресте пропылённых дорог,
И забытым, и нищим, и клятым,
Лишь на мой ты ступила б порог.
 
       Эля отвечает взаимностью, но не хочет лишать любимого свободы. Своим счастьем она, кажется, хочет поделиться со всем миром и говорит об этом страстно и открыто:«Разве можно быть такой счастливой? С того дня, когда мы начали встречаться, меня не покидает ощущение счастья, которому я отдалась до конца. Я поняла, что счастья не бывает много или мало. Оно или есть, или его нет. Моё счастье со мной. Иногда оно искрится, иногда прячется, словно играя в прятки, иногда парит над землёй,… пленяя мою душу. Но не улетает. Ему достаточно свободы; оно знает, что я его не держу. И если ему когда-нибудь приглянется другая душа – я с миром его отпущу. Может быть, оно и улетит. Но меня всю жизнь будет согревать мысль: «Я была счастлива». Какая  глубина человеческих чувств и переживаний!  Разве это не поэзия?!

           Слово любого писателя, поэта всегда притягивало людские умы и сердца, всегда было откровением. Но не всякий писатель может вызвать к себе интерес не только художественными произведениями, но и такими областями словесности, где можно прямо, без своих «посредников» - литературных героев – выходить на читателя, в публицистике.
    С 1986 года Алексей Глазунов – внештатный корреспондент газеты «Сальская    степь». Читаю заголовки его статей: «Начало положено», «Звеньевой», «От станка на сцену», «К людям – с душой», «Стучитесь настойчивей», «Улицам нужен хозяин» и др. Анализируя содержание, понимаю: в центре внимания  публицистики А. Глазунова – человек. Автор затрагивает насущные проблемы жизни города, например: строительство здания железнодорожной больницы с поликлиникой; состояние дорог; взаимоотношения между людьми.
      В его статьях звучат такие фразы: «Коль доверено важное дело – то нужно делать его со всей ответственностью», «Любите свой город», «Многое зависит от самого человека, от умения видеть мир, найти в нём интересное для себя». Автор советует: «Оглянитесь вокруг! Сколько людей, увлекающихся спортом, музыкой, живописью, литературой, коллекционированием! Таким людям не приходится зевать от тоски. Их жизнь духовно насыщена».
       Алексей Иванович ненавязчиво заставляет задуматься о своей жизни, приводит интересные примеры, рассказывая в портретных очерках о жителях нашего города Сальска, подмечая в них самые главные черты характера.
Нередко можно увидеть статьи, фотографии А. Глазунова в газете «Донской писатель», где он является членом общественной редакционной коллегии; литературно-художественном альманахе «Дон и Кубань». Активно сотрудничая в этом журнале, Алексей Иванович возглавляет отдел прозы. На общем собрании членов РРО СП России выступающими была  отмечена активная работа секции прозы под руководством А.И. Глазунова в 2012 году.  Он являлся одним из организаторов областного литературного конкурса, посвящённого 150-летию со дня рождения А. П. Чехова, а также членом  отборочной комиссии и членом жюри данного конкурса, областного конкурса  в честь 75-летия Ростовской области. А. И. Глазунов - участник  прошедшего праздника поэзии «Донская осень» в г. Ростове-на-Дону (13 октября 2012г).
          В городе Волгодонске получил премию и Диплом призёра литературного конкурса юмористических рассказов.
        Участник конкурса в честь 100-летия со дня рождения А.В. Калинина «Остаться с вечностью вдвоем».  В номинации «Поэзия» он получил первое место за стихотворение «Конокрад».Имеет Благодарственное письмо Министерства культуры Ростовской области «за многолетнюю литературную творческую деятельность, высокие достижения». Выступает со своими произведениями на сайте  Союза писателей России (http://donpisatel.ru/ndl/464/), получая отклики на опубликованные произведения. Например, читателям понравилась зарисовка « Весна». (Ирина Сазонова, 14:49:26 04/04/2017: Спасибо. Благодаря вашему оптимизму, жизнелюбию и великолепному чувству природы хочется жить даже не в самые счастливые для меня времена. Людмила Хлыстова,  20:04:33 03/04/2017: «Очень солнечная зарисовка, Алексей! Заражаешься твоим жизнелюбием и желанием видеть вокруг только доброе, красивое, новое. Спасибо!». Клавдия Павленко, 09:56:02 03/04/2017: «Алексей, спасибо за эту яркую и буквально издающую свежие весенние ароматы зарисовку! Благодаря ей, - солнечное настроение и осознание того, что, и правда, - весна за окошком!!!». А Глазунов пробует себя и в роли корреспондента. (Интервью с юбиляром, председателем Союза писателей России  Алексеем Григорьевичем  Береговым.  21:56:45  03/07/2017). Глазунов задаёт такие вопросы, которые непременно привлекают внимание к личности талантливого человека и писателя.
           Последние годы А. И. Глазунов - член правления РРО СП России, председатель секции прозы, член редакционных Советов газеты « Донской писатель» и журнала « Дон новый».
          Меня поражают и степень общественной активности, и заинтересованность в решении важных задач, и гражданская страстность А. И. Глазунова. Заметно желание писателя внести свою лепту в решение наболевших вопросов, его требование сделать жизнь чище и лучше, интереснее.
           В 2000 году вышла  книга прозы автора. «Сальская степь» в рубрике «Новинки литературы» тогда писала: «В литературной жизни нашего города и района произошло значительное событие: в Ростовском издательстве вышел в свет сборник повестей и рассказов сальчанина А.И. Глазунова «На грешной земле».
           В предисловии к этой книге Василий Афанасьевич Воронов скажет: «С чувством счастливой находки читал рассказы литератора из Сальска Алексея Глазунова. Давно не видел такой напористой, то с горечью сердечной, то с чисто русской жалью и сантиментами прозы. И юмор у него хорош, забирает. Замешано густо, круто прёт через край. Автор и жанры, кажется, все перепробовал. Рассказы, новеллы, лирические зарисовки (стихи в прозе), байки и даже притчи.
            В сюжетах А. Глазунова пчеловоды и рыбаки, писатели и художники, учителя и школяры, «крутой» на мерседесе и инвалид-«чеченец» в коляске, солдаты и офицеры, влюблённые и романтики. Чувствуется, что автор пишет горячо, азартно, ему нравится примерять «одёжки» старика и младенца, девушки и шестидесятилетнего ловеласа («Попутчик»). Никакой виртуальности, забойных сцен и криминальных сюжетов. Всё зримо, осязаемо, приземленно и узнаваемо.
          Иногда Алексея Глазунова переполняют эмоции, он жмёт на сильные глаголы, трагические интонации, подслащивает любовные монологи и диалоги. Это от лукавого: он поэт. Из него рвётся поэзия, музыка, одержимость. Поэт стремится воспарить над прозой. Счастливое взаимодействие, но грань здесь хрупка и невидима. И именно на ней проверяется чувство меры. У Глазунова – прозаика пора зрелости. Многое дано ему, и многое взыщется. В искусстве компромиссов нет».

        О чём же книга «На грешной земле»? О нашей жизни. «В ней писатель высветился новыми гранями творчества, показал себя мастером построения формы художественного произведения, знатоком народной жизни, тонким ценителем и сострадателем перипетий, в которые попадают герои его произведений», - так считает В. Костенко, редактор газеты «Степная лира », член Союза журналистов России.
      В книге А. Глазунов  продемонстрировал мастерство детализации, глубокое знание материала. Каждое слово точно бьёт в цель. Всё у него ёмко, пластично. Короткий пример из рассказа «Джах», где автор с большой любовью рисует образ своего героя:
      «… Сотрясается бетонка. Стучат сапоги. Третьим в пятой шеренге усердно чеканит шаг Сергей Дроздов. На короткой стрижке новенькая пилотка, не по размеру большая. Ворот гимнастёрки застёгнут, надраенная бляха расположена строго между четвёртой и пятой пуговицами…»
        В этом произведении - маленький срез армейской жизни, созданный автором ещё в 1990г. – пресловутая «дедовщина», убивающая морально. Мастерски рассказанная история вызывает почти физическую боль. 
      И совсем в другом ключе написан рассказ «В поисках мёда». Ах, это чисто-лубочное лукавство русского мужика, сочно выписанное А. Глазуновым в образе косаря, подложившего в улей кирпич, или пчеловода на пасеке, и так ловко обнаружившего заезжих пасечников.
     Я и сама не раз встречала таких местных «Щукарей» - озорных и хитрых, смышленых и неудачливых, как Степаныч в рассказе «Коммерсант».
     В рассказе «Каравай»  бабушка встречает своего внука Яшу.
        «А, внучек. Проходь, мой дорогой. Проголодался уже! На котлетку, перекуси, - защебетала она, бегая от кастрюли к сковородке, от сковороды к духовке, переваливаясь с боку на бок, как утка. Голос у неё мягкий и приятный, льётся, словно топлёное масло…»
       И в какую бы сферу жизни автор ни вдавался, он умеет изображать её детали, из    которых складывается полнота образов.
      Перед читателем разворачиваются насыщенные красками, звуками и запахами родной земли полотна из жизни донского края.
      С большой любовью рисует Алексей Иванович наши донские степи и их обитателей: «По весне невозможно усидеть в квартире, находиться в городе. Заулыбалось апрельское солнце, разгладило морщины насупленного небосвода, обласкало дальние закутки сальских степей. Охватывает непреодолимое желание увидеть горизонт»
                "Пролог», «В поисках мёда»
      
       А.И. Глазунов восхищается парой белых лебедей, облюбовавших полынью у моста. Как будто замерли они, вытянув длинные шеи. А вокруг них суетятся дикие уточки. «Ах ты, мать честная!» - вырывается изнутри. Видно, не так уж всё плохо в нашей родной степи, если посетили её эти гордые, величественные птицы».
      Интересно описывает автор встречи со «стайками серых куропаток», с «испуганным зайцем», с рыжей лисой-красавицей и диким стадом кабанов. Чувствуется, что писатель любит родную землю, понимает и ценит её прелесть и неповторимость. Живописец Анатолий Павленко подтверждает: «Если бы Алексей Иванович был художником, лучшего пейзажиста было бы не найти».
      В ряде рассказов Глазунов размышляет о своём творчестве, о литературе в целом, её природе, закономерностях, о том, какие жизненные проблемы она должна раскрыть. Устами героев писатель выражает своё понимание творчества, спорит о различных проблемах литературы, пытается открыть для себя её тайны:
      «Нет ничего ужаснее скучного произведения. Оно должно быть интересным. Писать надо так, чтобы хотелось ещё раз прочесть, хотя бывает: пишешь и боишься, как бы не зарубила цензура, как бы плохо не подумали друзья, как бы не обиделась жена… И в итоге получается не произведение, а чёрт знает что! А оно должно быть подобно морю, в котором ты плывёшь, а на горизонте обязательно должен быть виден краешек материка. Если же тебе не видно, куда плыть в этом мире – произведении, то тогда «море» превращается в болото. А кому это интересно?»
      По мнению писателя, человек, занимающийся творчеством, «сродни Всевышнему: он может в своих произведениях распоряжаться судьбами людей. Может казнить, миловать, может сам прожить несколько разных жизней!»
                «Несостоявшийся рассказ»

           Голос автора в многоголосии его героев звучит спокойно и уверенно. В своих рассказах он поэтизирует радость и красоту бытия, говорит о созидательном отношении человека к своей жизни. Идеал для него – это дом, родная донская  земля, любовь, красота, труд. Идеал этот вполне достижим, реален, более того, притягателен даже в эпоху технических преобразований.
          «Я хотел бы, - говорит сам писатель, - чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку».
         В произведениях талантливого автора  правдиво и искренне, с психологической глубиной раскрыты характеры людей. Каждый из них идёт нехожеными тропами и старается найти своё место в жизни, самоутвердиться.
        Вот герой центрального рассказа «Чертополох» - Александр Артемьев. Сколько пришлось пережить и понять двадцатитрёхлетнему парню, чтобы поверить в себя, начать «писать картины, которые должны нести в себе добро и красоту в мир». Творчество – это спасение от душевных травм, которых парень перенёс немало. С детских лет он мечтал стать художником, «написать десятки живописных пейзажей». Ему виделись персональные выставки. Но герой – инвалид, переживший Чечню, плен. Он ощущает свою ненужность в мире, где происходит резкое падение нравов и человеческая доброта убывает, а – увы! – возрастают жестокость, агрессивность. На рынке, где Александр рисовал портреты с натуры, он зарабатывал себе на жизнь, понимая, что  не станет «великим и известным, а делая людям добро, он не станет и менее значительным».
      Именно эту человеческую доброту и сумела оценить в нём Ася, красивая стройная девушка с «лукавым взглядом», попавшая в «добровольное рабство» к Эдику, наглому хозяину тёмно-синего «джипа», уверенного в том, что «доброта – это недостаток. Делая добро другому, ты обделяешь себя». Он убеждён, что главное в жизни – это деньги, на которые можно купить всё: и восторг, и искусство, и любовь. «Спроси у Аси, захочет она быть с тобой, с калекой – художником, с чертополохом? Ваша философия сегодня неуместна, ваш век прошёл», - уверенно говорит торговец.
       Ася делает свой выбор. Она решает соединить свою судьбу с человеком, всю жизнь мечтавшим «о чистой и нежной любви с преданной и любящей его женщиной».
        По мнению А.И. Глазунова, гармония в человеческих отношениях создаётся в преодолении бездушия и борьбе со злом.
         Герой рассказа «Зомби» - Яшка, молодой парень из Облиевки. В армию его провожали всем селом. Яшка слушал напутствия: «Не посрами нас, казаков; служи добросовестно». И вдруг – голос Илюхи, демобилизовавшегося из армии: «Забудь, Яха, сегодняшние наставления. Какая Родина? Какая честь?! Там себе не принадлежишь. Ты должен всё выполнять беспрекословно, быть с «тумблером» - воображаемым переключателем на «зомби». И это лучший уход от проблем.
      Стать зомби?
      Да, наверно, не каждый в армии может  остаться человеком, противостоять хамам и наглецам. В Яшке же «была заложена другая система, похожая на паровой котёл без сбрасывающего клапана, в котором накапливалась отрицательная энергия».
     Именно поэтому, не выдержав издевательств старлея Быкова, Яшка «в безумной ярости метнул зудящий кулак в солнечное сплетение старослужащего, приговаривая: «За лужу, за бревно, за Светлану, за кафе». Он наносил удар за ударом.
      Осмысливая происшедшее, сидя в камере гауптвахты, Яшка думал: «Есть у меня родина – это Облиевка, и отец, и мать, и дед Агафон, и все селяне».
      А. Глазунов, рассматривая нравственные проблемы в своих рассказах, не берётся окончательно их решать, хотя и даёт довольно чёткие представления об общечеловеческих ориентирах, и в своих произведениях показывает, что тот, кто переступает законы нравственности, становится бездушным и подлым.
       Таков герой рассказа «Счастье» - Лёнчик. Пять лет просидев в тюрьме, он появляется в доме ждущей его Варьки, которая «ни с кем не хотела делиться своим счастьем. Она мечтала о нём днём и ночью. Она страстно желала его, скрипя зубами и рыдая в подушку. Она ждала его пять лет». Не дано было Лёнчику понять, что такое любовь, не сумел он одарить Варьку семейным счастьем. Пьянки, воровство, издевательства над девушкой – это всё, чем была наполнена его жизнь. Старик-сосед, услышав однажды Варькины крики, пришёл на помощь ей.
        Она успела выскочить на улицу. Приехала милиция, скрутила Лёнчика. А сосед - ветеран уже не дышал.
      
       Герои рассказов Алексея Глазунова – наши современники. Каждый из них стремится найти своё место в жизни и каждый имеет право на счастье. Они живут в обыденной житейской обстановке, однако умеют открывать в ней  новое  и радостное, никем ранее не замеченное…
      Нельзя не вспомнить в связи с этим рассказ «Признание в любви». Сколько в нём загадочного  и неожиданного! Пейзажные зарисовки в начале произведения играют определённую роль. Они тесно связаны с содержанием рассказа. Меняется погода в зимний день: чёрные деревья и кустарники, напоминающие озябших нищих, вдруг начинают покрываться снегом, да «таким пушистым и частым, что становится не видно прохожих. Снег нежно укутывал всё на земле, а люди зачарованно подставляли ладони долгожданным снежинкам».
     Чудо происходит и в судьбе героя рассказа. Он знакомится с неказистой девушкой Вероникой Цветашовой,  ставшей его женой.
      Писатель как будто подсказывает своим читателям: цените душу и сердце, а не внешность, не упустите своего счастья.
Рассказы А.И. Глазунова привлекают минимальным объёмом, в котором вмещается глубокое содержание. Благодаря тому, что писатель умеет выбрать самые характерные моменты из жизни героя, создаётся впечатление, что его история рассказана подробно и обстоятельно.
      Содержательная насыщенность и образная выразительность текста при краткой, сжатой манере изложения достигается умением мастерски сочетать авторскую и чужую речь. Речь автора составляет характерный повествовательный фон. (Это и описание быта, и пейзажи, и портреты).
      В рассказах А. Глазунова наблюдаешь внимательное отношение к языку. Речь его удивительно проста, естественна. Читая эти произведения, чувствуешь тонкий юмор, подлинное знание жизни, независимость суждений автора, и всё это с предельным чувством меры и вкуса в оценках.

       В 2005 году вышла новая книга А.И. Глазунова «Журавлик». Объясняя название, автор пишет: «Что лучше? Синица в руке или журавль в небе? Довольствоваться тем, что достиг - так скучно! И человек поднимает голову к небу и ищет журавля, мечтая о высоком, вечном!». Размышления о  современном литературном  процессе, о книжных героях, в частности о герое одноимённой повести «Журавлик» ( см. ж. « Дон» №3-4, 2013 г.), можно найти в статье « Взгляд на русскую литературу» доктора филологических наук, профессора Людмилы Малюковой ( « Литературная газета» № 18( 6461) от 7-13 мая 2014года:
«Какие герои на литературной арене?Я далека от заявления, что у нас «совестливая», « традиционно сильная» и « новаторская» литература. Но есть и « вечные вопросы», от которых не отказалась литература, находящаяся в драматическом состоянии. Сопряжённость любви и счастья нередко переносится в такие сферы, что не может не вызвать ассоциации с классическими образами.Так небезупречный постулатодного из героевИ. Бунина « Настоящая любовь никогда не кончается браком», словно рикошетом проходит через судьбу рассказа А. Глазунова «Журавлик». Отлаженная жизнь декана Аркадия Витальевича мгновенно рушится, когда предмет его страсти, студентка Элла, уходит от него, оставив в утешение нравоучительное письмо, заканчивающееся словами «Я была счастлива». Автор пишет: «стоит ли взрывать свои чувства, чтобы испытать истинное, зачастую молниеносное счастье любви и при этом лишиться семейного благополучия, душевного спокойствия?» Но возможен ли в наше катастрофическое время другой тип героя, который бы мог ответить на вопрос « Кто виноват» и «Что делать». Сегодня литература подобных ответов не даёт,- слишком неустойчива наша реальность. Её «барометр» улавливает скорее негативные процессы».

         У А. Глазунова много рассказов. Рассматривая в них нравственные  проблемы, автор не берётся окончательно их решать, хотя и дает  довольно четкие представления о том, каким должен быть настоящий человек. Немало в книге и отрицательных героев, но писатель уверен: в творчестве даже отрицательный пример учит положительному восприятию.
        О ком бы ни писал А.И. Глазунов в своих  книгах: о доверчивой Варьке, которая страстно желала своего счастья, но так и не дождалась его, или о толстой сварливой Марье, которая во всех грехах обвиняла мужа, о красоте сальских просторов, мы понимаем, что идеалом для писателя является дом, родная земля, природа.

         Сборник миниатюр «Степные тропки» был издан писателем в 2014 году. В нём – картинки из жизни степной природы. С любовью описывает  А. Глазунов всё, на чём останавливается его  пытливый взгляд, приглашая читателя сделаться внимательным наблюдателем за донской природой. Оглянитесь вокруг, присмотритесь: зелёные рощи и лесопосадки, цветущие степи, колосящиеся поля, созревшие плоды и овощи в садах и огородах, пение птиц, удивительные животные - наши «меньшие братья». Если и есть рай,то он здесь, на земле! - это основная мысль автора, который щедро делится своими чувствами, переживаниями, размышлениями.
           2015 г. В издательстве «Донской писатель» выходит книжка «Чудаки. Юморески». А. Береговой,  познакомившись с книгой, скажет: «Юмористические миниатюры, собранные автором под одной обложкой, весьма оригинальные, многие действительно смешные. По - чеховски краткие, - а значит, талантливые. Юмор в основном - из жизни.Со многими комичными  ситуациями автор сталкивался сам. Не обошёл он вниманием  и собратьев по перу, ростовских писателей. Но поведано о коллегах с добром и улыбкой, так, чтобы нечаянно не обидеть, не задеть чью-нибудь ранимую творческую душу. В этом сказывается доброта, порядочность самого Алексея Глазунова, прозаика и поэта. А теперь ещё и  - юмориста
      Очередное  крупное произведение Алексея Глазунова – роман «Узел» (2014 г.), который он писал пять лет. «Книга о молодых людях и для молодых. Я думаю: она будет для них интересна и полезна, - рассказывает сам автор.- Проблемы молодёжи в нынешнем современном мире, в том числе и национальные, раскрытые в романе, решить на уровне художественной литературы, естественно, невозможно. Но предложить путь в положительном направлении и дать осмыслить читателю - это в силах автора». 
      Главный герой – Назар Костров, сильный, волевой человек, живущий в эпоху перемен, горячо любящий свой родной город, способный на решающие поступки и глубокие чувства. « Назар старается осмыслить происходящее вокруг: новые устои общества, политику, духовные ценности»,- говорит о герое писатель.  «Главное действие, главный узел романа - любовь двух парней к одной девушке. Один местный, другой- кавказец. Любовный конфликт становится межнациональным… Новая книга Алексея Глазунова актуальна тем, что сюжет её недалёк  от реальных событий, от внешней жизни многих  административных районов, где издавна соседствуют жители разных национальностей», - так прокомментировал роман, прочитав его ещё в рукописи, Василий Воронов, член Союза писателей России. (ст. «Юбилей в походе!», газета «Донской писатель»,2014 г.).
       В романе проявилось умение прозаика  переносить воображение читателя из современности в годы Великой Отечественной войны. Автор рисует изумительные картины природы и жизни провинциального города, погружает читателя в различные серьёзные  жизненные проблемы своих героев, не забывая при этом о ярком юморе. Внимательный читатель, конечно же, найдёт в этом романе знакомый образ  родного города Сальска и поймёт, что писателя волнует  прошлое, настоящее и будущее людей, проживающих в этом городе и приезжающих  сюда, чтобы устанавливать свои порядки. Добро и зло, любовь и ненависть, мир и война - всё переплелось в этом интересном  произведении. Выдержит ли   испытания главный герой?
       Говоря о мастерстве писателя, Василий Воронов, член Союза писателей России (ст. « Юбилей в походе!», газета « Донской писатель»,2014 г.), пишет: «Читая роман, я внутренне сомневался, сможет ли Алексей Глазунов достойно, как автор, справиться со столь сложным психологическим узлом. Даже у известных писателей эта тема решается или упрощённо, прямолинейно, или идеологически слащаво, неправдоподобно. Любая фальшь погубит хороший замысел. Прочитав книгу, вздохнул облегчённо: автор выполнил   задачу,вырулил в чрезвычайно сложной, деликатной ситуации. Сцена, где кровь для раненого сдают и русские, и кавказцы, символична и естественно развязывает тот узел, который завязал автор в начале романа».

       Обращение к вопросам нравственности, гражданственности, искренности позволяет увидеть писателя глубоко мыслящего, переживающего за современное поколение. Глазунов поднимает читателя до понимания тайны воздействия природы, искусства, событий века на человеческую душу, причём делает это ненавязчиво, мастерски владея словом.В его произведениях  отражена глубина человеческих чувств и переживаний. Автор пишет и о любви к родной земле, и о красоте природы, и о вечном чувстве любви к женщине. Он щедро делится своими мыслями с читателями.  В этом секрет обаяния творчества  сальского поэта и писателя  А. Глазунова. Высокую оценку  его творчеству дала член Союза писателей России О. И. Губарева: « Алексей Глазунов – заметное имя на донском творческом небосклоне. Истории, с которыми знакомит нас автор, похожи на картинки из детского известного калейдоскопа. Чуть тряхнул рукой - и уж новая.  Кажется, и стеклышки одинаковые, и окошко одно и то же, а картинки получаются – одна не похожа на другую. Но каждая трогает душу».
      Читатели всегда рады встретиться  с писателем, который является гордостью нашего города, гордостью степного края.


Рецензии
Написано проникновенно и со знанием дела. Чувствуется ширь и глубина данного очерка. Серьёзная и кропотливая работа публициста. Спасибо!

Алексей Глазунов   04.07.2019 16:35     Заявить о нарушении
Старалась. Спасибо.

Елена Петровская 5   04.07.2019 22:43   Заявить о нарушении