Осина

 Январь. Зима выдалась холоднее обычного. В тесной избушке с земляным полом и печью посреди, жили вдова и трое её детей. Скудный запас дров, заготовленный с разрешения духа леса, подходил к концу. Не дожить до весны без обогрева.
Женщина знала, что хозяин леса готов поделиться своими богатствами, но всегда требует что-либо взамен. Женщина взяла единственную курицу, сунула её в мешок и отправилась в лес к большому дубу, в дупле которого и жил дух.
- Здравствуй, хозяин лесной! Не дай сгинуть от холода. У меня трое ребятишек. Вот принесла тебе единственную курицу. Прими её в обмен на дрова.
- Худа курица! Из такой бульона не сваришь! Но так и быть. Ступай домой, там тебя ждут твои дрова.
Женщина поклонилась и пошла обратной дорогой.

Подходя к жилищу она увидела, что из трубы валит дым.
- Значит не обманул дух. - подумала женщина.
В избушке, рядом с печью лежало несколько охапок берёзовых поленьев. Дети весело закидывали одно палено за другим, нагнетая спасительное тепло.
- Не обманул, но и не обогатил. На неделю этого только и хватит. - думала женщина, наблюдая, как в огне догорает очередная головешка.

Неделя прошла. Женщина повела в лес единственную козу.
- Здравствуй, дух леса! Снова я пришла просить о помощи. Прими в обмен на дрова мою единственную козу.
- Не доится коза, наверное?! Не потому ли меняешься? Но так и быть. Ступай домой, там тебя ждут твои дрова.
Женщина поклонилась и пошла обратной дорогой.

В избушке ликовали дети. Целая куча сосновых поленьев, выше каждого из ребятишек, казалось должна помочь пережить оставшиеся холода. Но шла неделя, другая, третья и дрова кончились. Несчастная женщина, рыская по дому, искала что сменять на драгоценное топливо. А в доме ничего и не было. Уволочь последний мешок овса значило обречь себя на голодную смерть. Тогда женщина решила отправиться в лес, попросить у хозяина дрова в счёт будущего урожая.

- Здравствуй, дух леса! И опять я пришла к тебе! Но пришла с пустыми руками. Одолжи до конца зимы нам дров. Отдам тебе овсом осенью.
- Сама всё растранжирила, а теперь в долг пришла просить.А за дрова для следующей зимы, чем будешь расплачиваться? Тоже в долг просить будешь?!
- Но ведь нет у меня ничего больше!
- Есть у тебя трое детишек. Можешь одного отдать, от тебя не убудет!
- Как же можно детей своих раздавать! Уж лучше меня возьми! Навечно меня возьми. Обрати меня в осину и посади на окраине леса, рядом с избушкой моей, чтобы за детьми своими присматривать могла. И пусть дети рубят плоть мою и жгут в печи, а я новыми деревьями воскрешать буду. Вечно останусь в твоей власти!
Так и поступил дух леса.
 С тех пор осина размножается корнями, а из них вырастают новые деревья.


Рецензии