Времена года в поэзии донских поэтов
бегут за звеном звено»
Каждый человек на земле ощущает и понимает в той или иной степени «душу природы, её язык», как выразился замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев Глубоко и тонко проникаются чувством любви к природе люди творческие – художники, поэты. Именно они стремятся в своих произведениях определить значение меняющейся, но неизменной в своём величии и красоте природы.
В творчестве наших художников, таких как В. Нечитайло, А. Мацкиев, А. Шеховцов обнаруживается талант в изображении родной земли в разное время года.А рисуют они так свободно донскую землю, как поют птицы. Стихотворения же сальских поэтов о временах года раскрыли передо мной целый мир донского края, наполненного красками, ароматами, удивительными и неповторимыми формами, незабываемыми пейзажными зарисовками. Меня этот мир не оставил равнодушной. Сколько образов, картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано мастерами слова: О. Губаревой, А. Чапуровским, З. Голод, А. Глазуновым, В. Костенко, О. Кострубиным, С. Пьяновым и другими нашими поэтами!
«Зимы и вёсны цепочкой пёстрой мчатся, бегут за звеном звено»,- прочитала я в одном из стихотворений Н. Тарасенко. И действительно, пестрота времён года, соединяясь в одну цепочку, составляет необыкновенно интересный мир, отразившийся в творчестве донских авторов.
Читая стихотворения о временах года наших поэтов, приобретаешь новый взгляд на мир: спокойный и уверенный, а жизнь кажется ярче, красочнее. Становится ясно: поэты донского края с любовью и трепетом относятся к родной природе. Незабываемы образы морозной зимы и буйного лета, полноводной весны и золотой осени.
Осень
Осень - одно из моих любимых времён года. Она даёт возможность наблюдательному человеку насладиться видением самых разнообразных красок. Если весной и летом деревья сливаются в одну зелёную массу, то теперь каждое является само собой. И такая осень всегда. Она «раздевает» деревья не сразу, каждому даёт немного времени покрасоваться отдельно. Какой же рисуют осень поэты донского края?
Зинаиде Голод представляются проплывающие облака "белой стаей лебединой", и "Дона синяя рука" шлёт им свой прощальный привет. Для В. Горовенко осень - "рачительная хозяйка, одаривающая добром всех, кто трудился в течение года". Для И. Момота - это чудо года, которое тревожит душу, будит воспоминания, даёт надежды:
А осенью я снова молодею
От красок леса, от озёр зеркал.
Я, будто юноша, от осени шалею,
Хотя давно от жизни я устал...
Восторгается пышной красотой осенней природы, воспринимая её как знак обновлённой жизни, С. Пьянов. Автор словно бы пропускает через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах, созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям:
Ах! Это чудо листопада!
Листвы летящей карусель.
Бушует рыжая метель,
Ну что ещё для счастья надо?
Грустью пронизано стихотворение Ю. Карташова, члена Союза писателей РФ из станицы Вешенской. Но в описании осеннего пейзажа чувствуется и поэтическая свобода, и естественность художественной речи:
Какая-то русская грусть
Приветствует русскую осень.
Нудливо последняя гнусь
Звучит на речном перевозе.
И ветер бодает фонарь
На улице мокрой ночами,
И клён, как живой календарь,
Сорит у калитки листами.
Листы его праздник сулят.
Всё красного падают цвета...
Но дождик настроил свой лад:
Какие уж праздники. Где там?
В облике одинокой уставшей девы предстаёт осень в стихотворении О. Губаревой "Осенний мотив":
Вот и осень забрела
К нам под шорох листопада.
Где вчера она была,
Знать нам, видимо, не надо.
В близкой, в дальней стороне
То молилась, то грешила,
На букет тебе и мне
Листья жёлтые сушила.
Для меня осень - щедрая царица всех времён года, готовая делиться своими звуками и красками с окружающим миром. Используемые мною приёмы аллитерации и олицетворения помогают читателю услышать осеннюю природу: шелест листвы, капли дождя; представить образ живой, озорной чародейки - осени, веселящейся с «шалым листопадом», успевающей всё изменить на своём пути:
С листопадом шалым осень веселится,
По полям пустынным мчится кобылицей,
Паутинкой тонкой обряжает ёлку,
Вышивает лужи дождевой иголкой,
Расцветает в чаще щегольскою шалью,
Шлейфом золотистым шелестит за далью,
В синие туманы улетает птицей,
Раздаёт нам краски с щедростью царицы.
(сборник "Музыка созвучий ").
Уходит осень, ковёр из трав теряет яркий цвет, но на пороге - зима, и «столько волшебства есть в зимнем глянце».
Зима
Я люблю природу во всех её проявлениях: грусти осени, таинстве зимы, нетерпении весны и разгуле лета. Природа для меня, как впрочем и для каждого человека, - это то же, что и воздух, без которого нам нечем дышать, и вода, без которой мы будем томимы жаждой. С деревьями можно поговорить, к ним можно прижаться, небу можно выказать свою печаль, с дождём поплакать, а если сильно запрокинуть голову и смотреть на облака, то многое можно увидеть. Природа может служить источником вдохновения и вызывать какие-то ассоциации. Например, деревья в жёлтой листве напоминают зажжённые свечи, а если они покрыты инеем, то можно представить себя в древнем заколдованном замке. Словом, всё зависит от фантазии. Так что природа - часть меня, а я - часть её.
Стихотворение Александра Алексеевича Чапуровского «Зима снежинкой дышит» – яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает необыкновенную способность человека красиво и тепло восхищаться родной природой:
Морозец тронул гроздь рябины,
Обжёг, как будто кипятком,
И, выпив горечь из калины,
С последним поиграл листком.
Посеребрил он шифер крыши
И прогулялся средь ракит…
Зима снежинкой первой дышит,
Метелью белою пуржит.
( « Радуги полукольцо»,
сб . стихотворений А. Чапуровского)
Речь автора плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Все наполнено глубоким человеческим смыслом; зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Понимая суровый нрав зимы, лирический герой не сетует на неё, а готовится жить с ней в мире и любви.
В книге А. Чапуровского «К новым горизонтам» моё внимание привлекли такие лирические произведения, как «Снежные узоры», «Снегом пахнет», «Пела вьюга – захолонь», «Снег кружится».
Выделен пожухлый луг,
Снег пушинками кружится,
Падая, окрест ложится,
Образуя мягкий круг.
В белизне стою его.
Вдруг ветра сильней подули,
Будто воробьи вспорхнули
Годы детства моего.
Крикнул в неба синеву,
Как к былому прикоснулся,
Словно в дом родной вернулся
Не во сне, а наяву.
(стихотворение «Снег кружится»)
Я заметила, что автор зимнюю природу отводит на второй план, как бы вклинивая в общее содержание стихотворения только заставку о зиме, а далее говорит о чувствах или событиях. В произведениях А. Чапуровского есть образы – символы: «полночный страх», «вязкий бред», «дремотный призрак» - символы тревоги и предчувствия конца жизни.
В стихотворении О. Губаревой «Зимняя история» разлучница – зима вершит судьбы людей:
Сугробом в плен взята,
Должно быть, за грехи.
Прощай, моя мечта,
И чувства, и стихи…
(Сборник «Женщина у окна»)
Мне не раз приходилось наблюдать силу зимней непогоды: пронзительный ледяной ветер норд-ост, холод, снежные бураны, поэтому для меня зима-разбушевавшаяся вьюга, разбрасывающая клочья снега, «запорошившая все тропинки», вместе с «буйным ветром» забавляющаяся своим бегом. В стихотворении «Ожидание» я старалась передать настроение тревоги, белой тоски. Лирическая героиня обращается к силам природы:
Утихомирьтесь, ветры и снега,
Чтоб заблудившийся нашел дорогу,
С пути не сбили вьюга и пурга.
( сборник « Музыка созвучий»)
Из снежной непогоды читатель попадает в тихий зимний парк. Там идёт своя жизнь. Хрустят под ногами прошлогодние замёрзшие листья, скрипят заледенелые деревья. Настроение покоя, умиротворения в природе. Чёрно-белые краски оживают под блеском луны:
Парк зимою обнажён.
Всё в округе пусто.
Полусвет и полутон.
Лист сухой до хруста.
Вечереет. Блеск луна
Сыплет на аллею.
Блики белые зима
Вяжет, не жалея.
Дремлет зимний парк, не спит.
Замирают звуки.
Где-то дерево скрипит,
Может быть, от скуки.
( сборник « Музыка созвучий»)
Весна
Времена года так быстро сменяют друг друга, что, кажется, ничего нельзя запомнить. Но надо учиться останавливать своё внимание на интересных явлениях природы. Их можно встретить в любое время года.
Мне никогда не доводилось видеть, как происходит процесс появления листьев. Но однажды ранней весной я медленно шла вдоль дороги. По обочине росли пирамидальные тополя. Было очень тихо, подходил к концу теплый весенний день. Вдруг я услышала слабые щелчки. Они следовали один за другим, все быстрее и чаще. И тонкие, казалось, звенящие звуки, накладывались один на другой. Я не сразу поняла, что это. И только осыпающаяся шелуха с веток деревьев подсказала мне, что лопаются почки. Я остановилась и долго стояла под высоким тополем, пытаясь угадать, на какой ветке произойдет рождение листика, но сделать это было невозможно. Однако в душе зрела радость: весна идет. Свою причастность к миру весенней природы, сменяющей зимнюю стужу, наблюдения за чудесной весенней природой я выразила в поэтических строчках:
Как робко после зимней стужи
Природа дарит чудеса!
Мне этот мир зеленый нужен:
В нем солнце, птичьи голоса,
В нем рос жемчужные поляны,
И утром – розовый рассвет,
И трав душистых океаны,
И радуг яркий семицвет;
И рек разлив в шумливом беге
Лучи весенние несёт,
И звёзд сиянье в чистом небе
Меня, как прежде, ввысь влечёт!
Весна - время обновления не только природы, но и души человеческой. Уходят невзгоды, печали, рождается стремление радоваться и жить полной жизнью. Об этом пишет Ким Кутахин, один из авторов сборника стихотворений «Сальские рассветы».
Я шагнул в березовую рощу,
В бело-голубой волшебный храм.
Где-то птицы одиноко ропщут,
Одуванчик льнёт к моим ногам.
Скоро почки на деревьях лопнут,
Встрепенется ласточкой весна,
Ветви дружно, как в ладоши хлопнут,
Зашумит весёлая волна.
На душе ни страсти, ни тревоги,
Я с природой здесь наедине,
Без стесненья говорю о многом,
О прожитой жизни на земле.
Все мои житейские проблемы
Отступают с робостью назад,
Не гнетет нелегкой жизни бремя –
Все отмел берёз лучистый взгляд.
(«Березовый рассвет»).
Красота Донского края в весеннее время не могла оставить равнодушными наших поэтов. Ведь это время года, когда не только тает на реках лед, дует теплый ветерок, «моросящий влагой»; прилетают грачи, но и появляются первые весенние цветы.
О. Губарева, член Союза писателей России, в своём сборнике стихов «Любите женщину без повода» пишет:
В ладонях женских, спрятавшись от вьюг,
Так беззащитны веточки мимозы.
Но в небе солнца разноцветный круг
Прогонит запоздалые морозы.
Цветочные растения весной встречаются буквально повсюду: в донских степях, в каменных породах по берегам среднего течения Дона, Северского Донца, в песчаных массивах нашего края, в пойменных лугах, в болотах и низовьях Дона. Наверное, самые благоухающие цветы растут в донских лесах.
Поэту цветок шепчет только ему одному понятные слова и поёт песенку, веселую или грустную. И, беря в руки цветок, вдыхая его аромат, поэт слагает стихи. И в стихах звучит его настроение, навеянное цветком.
Мало кто в городе Сальске знал, что Зинаида Голод, заслуженный врач РСФСР, участница Великой Отечественной войны, втайне от многих пишет стихи, «вкладывая в них глубинные потоки своей богатой души», рассказывая в них обо всем на свете, в том числе и о цветах.
В ее поэтическом сборнике «Криничная вода» есть целый раздел под названием «Цветы, цветы». Так удивительно, что человек, видевший в своей жизни боль, раны, смерть, не ожесточился, не разучился видеть прекрасное в окружающем мире. Автор убеждена: «У цветов своя работа – просто радовать людей». Кажется, нет такого растения, которым бы не любовалась поэтесса.
Читая ее стихи, не только зримо представляешь цветок, но и ощущаешь запахи астр и роз, черемухи и нарцисса, мимозы и лесной фиалки, одуванчика. Для нее цветы – это что-то живое, без чего жизнь человека не была бы радостной.
Ранней весной, когда только – только пригреет солнце, появляются проталины и земля кажется укрытой белым кружевным покрывалом – это расцвели подснежники, первые вестники весны. Их маленькие снежные головки похожи на колокольчики. Кажется, неслышным человеку звоном они хотят разбудить спящую природу. Зинаида Голод так пишет об этом:
Сквозь подтаявшую корку льдинок,
Восторгая нас,
Он пробился на пригорке,
Потому что пробил час.
Осмотрелся, утвердился,
Шляпку синюю надел,
В плащ зеленый нарядился –
Предстоит немало дел.
Это чудо красоты!
Наклонись к цветку без лени,
Прикоснись душой и ты!
Тематика стихов поэтессы из Новочеркасска Александры Киселевой, как и у каждого поэта, разнообразна. Она вспоминает детство, радуется новому дню, грустит о несбывшемся, видит красоту в окружающем её мире.
Стихотворение А. Киселевой «Незабудки» - об этих милых, трогательных цветках постоянства и верности. В немецком предании говорится о том, что незабудка возникла из слёз невесты, прощающейся с женихом. На донских полях встречаются россыпи незабудок. Голубое сияние исходит снизу, и возникает ощущение, будто в траве пролили жидкую эмаль. Эмаль не успела застыть и чуть дрожит в ещё росной тени. А это незабудки причудливо разбежались по малахиту травы и словно голубым кружевом покрыли поляну. Поэтесса восхищена незабудками:
У вас глаза – озера сини.
Вы – символ верности, любви,
И скромность Родины – России,
И нежность Матери – земли.
У В. Костенко, известного в нашем городе музыканта, журналиста, поэта, особое отношение к цветущим растениям, он не просто любуется жизнью этого хрупкого создания природы. Наблюдая за «кумиром заезженных дорог», подорожником, которого безжалостно топтали, вминали в грунт, давили, жгли, автор заявляет:
Я чем-то на подорожник тот похож…
И вновь колосья зацветали,
И листья, выдюжив, росли.
И исцеленьем проносились
Над ним тяжелые шмели,
И возвращались снова силы…
Нежным трепетом наполнены строки стихотворений В. Костенко о цветах. Лирический герой любит бродить по лесу и вдыхать «напоенный апрелем воздух». Его радует «под ветвящимся старым деревом одинокий ландыш»:
Как красив он!
Как всё в нем просто!
Загляжусь с удивлёнными веками,
И такая тоска, оттого что
Подарить этот ландыш некому.
Много прекрасных цветов в нашем донском букете, но поэту кажется, что только «скромные полевые тюльпаны, лепестки из шелка, на степном просторе создают уют»:
…Их не рвут торговцы,
Не кладут в кошёлки,
Не несут на рынок и не продают.
Думается, счастлив человек, любующийся шедеврами, созданными природой цветами. Цветы и поэзии – это, как две струны одного музыкального инструмента, играя на котором, извлекаешь из души все лучшее, что есть в нас. Восхищайте нас, замечательные цветы Донского края, и пусть поэты слагают о вас стихи!
Весна - это еще и пора цветенья садов. Как хорош наш провинциальный городок, когда он утопает в море цветущих деревьев, как радуют меня вишнёвые метели:
Это не лебеди пух растеряли,
И не метели с весельем примчали.
Это не облако здесь отдыхает –
Вишня-красавица благоухает.
Рисуя картину цветущего города, В. Костенко в своём сборнике стихов «Теплынь-лето» пишет:
Как за зонтиком-зонтик,
Самолично, без спроса
Зацветают спросонья
У дорог абрикосы…
Белых яблок свеченье,
Гул пчелиный у пасек,
Словно средоточенье
Цвета, запаха, красок.
Тихих улиц изломы…
Дух сирени витает,
Будто в прибранном доме,
Где гостей ожидают.
(«Весна»)
Читая стихотворения о весне, я ощущала чарующую красоту родного донского края, слышала песню пробуждения природы.
Поэты так мастерски словами изобразили это время года, что мне казалось: я слышу шелест березовых крон, щебет птиц, ощущаю запахи цветущих деревьев. Стихотворения этого цикла покорили меня своей искренностью, простотой и ясностью образов.
Лето
Лето в стихах донских поэтов благоухает и цветет. Оно наполнено красками и запахами, полными гармонии с природой. Поэты - люди простые и открытые, способные на проявление искренних чувств. Так, приветствуя лето, В. Костенко пишет:
Речки извилистой лента
Прячется в ближний лесок.
Здравствуй, моё теплынь-лето,
Иволги голосок!
Солнечные дни чередуются с внезапными дождливыми капризами, похожими на нити волшебных строк. Летнее настроение, как и стихи, то порывистое и грозовое, то знойное и жаркое.
Жара заполонила все дворы,
Вновь зной висит над небом и землёю.
И детворе уже не до игры-
Все у реки распаренной гурьбою.
Ни облачка который день подряд,
Пьют осы виноградный сок нахально,
И клонит лист к земле увядший сад
И шепчет что-то ей исповедально
( «Зной» О. Губарева)
Чтобы понять чудесный мир природы, надо оказаться наедине с ней, быть внимательным созерцателем, и тогда перед тобой она откроет свои тайны. И тебе вдруг покажется, что солнце - живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Впечатление от встречи утреннего солнца я выразила в стихотворении «Рассвет»:
Золотистое солнце степное
Средь цветных облаков просыпалось.
Покрывало туманов откинув,
Ключевою водой умывалось.
Улыбаясь, лучи протянуло,
Пеной волн кружевною играя.
Поднималось над степью просторной.
Всех живущих сердца очищая.
Для меня любование летним днём сопряжено с созерцанием «гудящего басом» шмеля, «упрятавшегося в тень березки» хмеля, «розовой речки», под корягой которой «дремлет «бодрым отшельником сом»; с покоем в природе, с тишиной, яркими красками, радостным ощущением жизни:
Живое пламя алых маков
Вдруг запылало в поле злаков.
Не насмотреться, не уйти,
Не заблудиться с ним в пути.
От этих ярких красок лета,
Что музыкой любви согреты,
Белее в небе облака
И улыбается река.
Стихотворения донских поэтов о летней поре насыщены живописными образами. Сравнения в них ярки, точны и неожиданны. Они передают благодать погожего летнего дня. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к природе родного донского края. В них присутствует некая умиротворенность и благодать, она заполняет собою все вокруг: и луга, и рощи, и души людей. Укрывает собою, как бы пряча от неурядиц и тягот судьбы.
Наблюдая за разными подходами в изображении времён года в творчестве донских писателей, я поняла: эта работа подарила мне новую жизнь, яркую, красочную, и новый взгляд на мир, спокойный и уверенный. Я убедилась: поэты донского края с большим трепетом относятся к родной природе. В моей памяти надолго останутся художественные образы золотой осени и морозной зимы, полноводной весны и буйного лета. Хочется, чтобы лирические произведения о временах года продолжали обогащать души людей, ведь, читая такие стихотворения, человек становится более открытым, способным на проявление искренних чувств, внимательным к окружающему его чудесному миру.
Свидетельство о публикации №219063001637